Отряд спускался с перевала. Неудача не располагала к разговору. Гэндальф размышлял. То, что в Братстве предатель – очевидно: тогда – вОроны Сарумана, сейчас – обвал, не позволивший пройти дальше. И Голос. Допустим, вычислить, где пойдёт отряд через горы, несложно, но Саруман точно знал и время! Но кто? Эльфы? Нет. Люди? Ну, Боромир вряд ли – слишком честный. Роханец? Не самый приятный внешне человек, но его страна прямо сейчас бьётся с орками Сарумана. Арагорн? Сложно представить, но он столько времени бродил по диким лесам, кого и что он мог там встретить? А вот жадные гномы могут. И хоббиты. Не Фродо с Сэмом, конечно, а эти двое. И не по злобе, конечно, а так, по дурости и наивности. Обмануть их Саруман мог запросто.
Когда стемнело, сделали привал. На ужин была надоевшая каша, а также удачно подстреленный сегодня горный козёл.
– А где Роханец? Не боится, что они весь ужин съедят? – махнув на Мерри с Пипином ложкой, гоготнул Гимли.
– Да, опять своему шару молится, – прошамкал набитым ртом Пипин.
– Какому шару? – напрягся Гэндальф.
– Ну, такому, светящемуся, – Пипин показал руками размер.
– Арагорн!!! За мной!!! – они скрылись в лесу.
– Что с ними? – спросил Фродо.
– Палантир, – коротко ответил Глорфиндел.
– Но они же все давно уничтожены? – подал голос Боромир
– Похоже, не все.
Из леса появился Роханец, которого крепко держал Арагорн. Сзади шёл Маг с роханским мечом в левой руке. Арагорн бросил пленника на землю, тот поднялся на колени и зло обвёл отряд глазами. Гэндальф встал перед ним:
– Палантир он успел бросить со скалы вниз, – Маг ткнул Роханца посохом в грудь – Отвечай, с кем ты разговаривал?
– Мой Хозяин придёт и убьёт вас всех! – прошипел Роханец.
– Что с Теоденом, он мёртв?
Роханец оскалил зубы:
– Ха-ха! Лучше бы Хозяин его убил! Он забрал его разум, и старый король каждый день молит Хозяина о смерти!
– Это не Саурон, – задумался Гэндальф, – иначе мы бы давно уже встретились с ним. Это – Саруман!
Роханец зло сверкнул глазами.
"Хм… Белый Маг начал свою Игру? Решил сам стать Чёрным Властелином?" – Гэндальф кивнул Арагорну. Тот рывком поставил пленника на ноги и толкнул его к лесу.
– Хозяин убьёт вас всех! – взвизгнул Роханец.
С треском оба скрылись в лесу. Боромир, а затем и остальные, в тишине продолжили ужин. Стучали по котлу ложки, чавкали гномы. Только сгрудившиеся в кучу хоббиты широко открытыми глазами смотрели вслед ушедшим.
– Хозяин убь… – донеслось из леса.
Пришёл и сел к костру Арагорн. Вытер пучком травы нож, бросил её в огонь. Впервые хоббиты так близко увидели смерть. Да, Роханец – предатель, но вот так просто, почти буднично, тот самый Арагорн, тем самым ножом, которым он сейчас режет жёсткую козлятину. Арагорн взглянул на хоббитов, подмигнул и улыбнулся своей обычной улыбкой. Стало совсем жутко…
Наутро отряд продолжил свой путь к Мории. О Роханце никто больше не вспоминал.
В книге и фильме в Братстве нет предателей, однако, как ещё мог Саруман следить за походом, посылать воронов в точное место расположения отряда, вызывать обвал в нужное время там, где он идёт. У предателя был палантир, так как это единственный способ "дальней" связи в Средиземье. То, что предатель был пойман и убит, когда Братство повернуло в Морию, хорошо объясняет, почему в дальнейшем Саруман абсолютно не знал, где отряд и что с ним. Он даже не знал, что Гэндальф пропал. Почему предатель был из Рохана? Но ведь именно туда поехал Маг, когда вернулся, более того, он к тому моменту ЗНАЛ о том, что Теоден под контролем Сарумана. Эту информацию он мог получить только от Роханца.