Наука, как известно, имеет много гитик.
И еще много чего... Так много, что она сама порой не знает, что именно она имеет. Взять хоть сабж сегодняшней статьи: это ведь я его обозвал "драконьими уздечками". А на самом деле мы ведь не представляем даже близко, что это такое.
Известно одно: первый такой предмет, тот, что на картинке выше, найден в Центральной группе гнездовских курганов (еще в конце позапрошлого века), второй, вот этот:
происходит из кургана № 47 в т. н. Лесной курганной группе, и обнаружен в 1950 году. Есть еще третий, точнее, одна часть от него, "драконья голова" с шеей.
Ее обнаружили уже не в Гнездово, а на раскопках городища Супруты, что в Тульской области.
Все три... Детали выглядят как изделия одной мастерской, сделанные чуть ли не по одному стандарту, и отличаются лишь в мелочах. Правда, мелочи эти могут оказаться важными. Так, у второй и третьей головы довольно тщательно проработан рот, в нем есть вырез - такое впечатление, что это фиксатор под кольцо. Первая головушка попроще - пасть прорезана, но вырез-фиксатор так тщательно не выполнен.
Материал первой - железо. Второй и третьей - не указан, но по контексту из оригинальной статьи имеем бронзу.
Находка из Супрут сохранила следы позолоты.
В. И. Сизов, обнаруживший первый артефакт в 1896-1897 гг, считал, что это часть портупеи для меча или подвеса для ножа.
«Еще лучшую технику можно наблюдать на железном крючке,
который треугольной пластинкой, очевидно, прикреплялся к ремню пояса и служил, быть может, для привешивания меча или ножа посредством
кольца на ножнах. Сам крючок оканчивается прекрасно выработанной
змеиной головкой, а перехват украшен рядом поясков»
Про второй артефакт от археолога Авдусина, оный откопавшего, мы знаем следующее:
«В кургане №47 Лесной группы найдена скоба в виде изогнувшегося дракона, голова которого изображена на одном конце скобы. У дракона круглые уши, оскаленная пасть, небольшие выпуклые глаза. Дракона
как бы заглатывает другой, совершенно такой же, голова которого
изображена у трапециевидного окончания скобы. На этом трапециевидном окончании рельефно изображен третий дракон, крылатый; его голова обращена в сторону, противоположенную той, в которую обращены головы первых двух. Изображение третьего дракона окаймлено горошчатым орнаментом по краям трапеции. На оборотной стороне трапециевидного окончания находится пластинка, служившая для прикрепления к скобе ремня. Подобная скоба, но железная и со змеиной головкой, издана В.И. Сизовым, причем автор считает, что она употреблялась для ношения меча»
Авдусин был согласен с Сизовым в том, что это "скоба для меча", хотя как именно носился в ней меч, сформулировать затруднялся.
Датированы все скобы примерно IX-X веком. Третья будет постарше, однозначно десятый. Археологи спорят о конкретном десятилетии, но нам оно сейчас, думаю, не очень важно...
А. Ф. Медведев, знаменитый специалист по лукам и арбалетам, считал, что это некая часть экипировки лучника - вероятно, крючок от колчана.
А вот в статье, вышедшей совсем недавно, в ноябре 2024 года в журнале "Край Смоленский" за авторством Сергея Зозули (Институт истории материальной культуры, г. Санкт-Петербург), и Василия Новикова,
руководителя отряда музея-заповедника «Гнёздово», высказана мысль, что все три артефакта являются частью конской сбруи, но не верхового коня, а упряжного:
Судя по круглому отверстию внутри пасти мифического животного (за зубами) у находок из кургана Л-47/Авд-1950 и с городища Супруты, – здесь могла
находиться дополнительная деталь. Вероятнее всего, кольцо. Обе гнёздовские находки предполагают крепление в качестве завершения ремня. Для этого на находке из раскопок В.И. Сизова присутствуют с внутренней стороны два шпенька. Конструкция на находке из кургана Л-47/Авд1950 более сложная, но, очевидно, и значительно более надежная: ремень прижимался дополнительной пластиной, закрепленной с обратной стороны изделия тремя шпеньками.
Трапециевидная декоративная пластина с рельефным изображением
дракона имеет бортики, обращенные во внутреннюю сторону изделия. Таким образом, конец ремня оказывался внутри жесткой конструкции, зажатый со всех сторон. Слом находки с городища Супруты может указывать на точку максимальной нагрузки – то есть первый изгиб округлого стержня, отходящего от трапециевидной пластины, прикрепленной к окончанию ремня. Вероятно, здесь крепился другой ремень, заканчивающийся кольцом и продеваемый
со стороны головы мифического животного.
По нашему мнению, перед нами часть сбруи упряжного коня. Вероятно, подобное крепление использовалось при соединении ремней вожжей, шлеи или перемета.
И приводится их сопоставление с так называемой "погремушкой из Усеберга":
В пользу этого свидетельствует не только форма, но и решение по композиции – хищная морда на конце крюка, бочковидное утолщение с валиками. Отличием от экземпляра из Усеберга является дополнение в виде трапециевидной пластины.
"Погремушка" довольно однозначно трактуется археологами как часть "оснастки" именно упряжного коня.
У кого какие версии, дамы и господа? Что до меня - отрекусь сразу: я не разбираюсь в конской упряжи, ни под седло, ни под оглобли, и довольно слаб-таки в "лучной" амуниции. Так что я даже не возьмусь что-либо предполагать на сей счет...
...Но вещички непростые, любовно и тщательно были сделаны и положены в могилки тоже людям непростым и, судя по всему, небедным. Древние рухлядь в курганы не клали, а то. чего доброго, покойничек обидится и явится с того света упрекать в жадности...)
Источник:
С. ЗОЗУЛЯ, В. НОВИКОВ, "ЗАГАДОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С ЗООМОРФНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ ИЗ ГНЁЗДОВА"