Найти в Дзене
Михаил Быстрицкий

Почему добро определяется свободами и дискуссиями, а зло запретами и догматами?

Почему в США нельзя судить за одно и то же преступление два раза, даже если ясно, что оправдан преступник? Почему лидер страны не должен делать для себя исключений в законе? Почему следует избегать жестокости даже по отношению к отпетым негодяям? Почему Христос, согласно евангелисту, пришел креститься к Иоанну?

Ответ: Чтобы не создавать прецедента, которым потом могут воспользоваться люди недобросовестные.

Если обстоятельства не режут тебя ножом по горлу, не следует пренебрегать законом. Закон - он один для всех.

Развитый человек должен всегда об этом задумываться и учитывать это. Если человек не учитывает это, это уже своего рода преступление с его стороны.

Если ты расплатился, не считается неуважением к тебе, если получивший пересчитает полученные им деньги. Потому что мы знаем, в каком мире мы живем, и знаем, что нужно друг друга проверять. И не будет хамством к окружающим, если мы запрем свой дом, когда уходим. Напротив, явно что-то порочное проявит тот, кто скажет: "Грех думать о людях плохо! Не закрывай свой дом".

Правда сильнее зла, и в интересах правды - столкнуться со злом и победить зло. Поэтому системы, которые прописывают жесткие догматы и запрещают критиковать себя, сами являются злом. Такое поведение обычно для зла. И, напротив, стремление уйти от столкновения идей - немыслимое поведение для добра.

Иногда мы уберегаем неподготовленные умы от разрушающих учений, но попытка уберечь религиозное учение запрещением критики его позиций дает обратный моральный эффект. Ведь даже если человек ошибется в чем-то и подумает что-то не так об устройстве мира, никакой опасности в этом нет, поскольку человеку свойственно ошибаться, и он и ошибается постоянно, и оценка им вопросов устройства мира ни на что не влияет. А вот догматизирование религии - это грех. Это ведет к закреплению выдуманных самими людьми догматов, которые никогда не могут отражать 100% действительности, и, таким образом, являются замораживанием лжи. Это ведет еще и к подавлению несогласных, вражде и обскурантизму. Да и ведь все активные люди, двигающие цивилизацию, являются непослушными и несогласными. Уйдем ли мы далеко с одним стадом баранов? Выходит борьба с несогласными бьет в первую очередь по лучшим.

Суть в том, что одно из главных отличий правды и лжи, добра и зла заключается в том, что правда стремится найти ложь и уничтожить ложь. Слабая же ложь пытается сохранить свою жизнь искусственно догматами. Добро пытается уничтожить зло, а зло мимикрирует под добро, чтобы опять же сохранить себе жизнь. Ложь и зло всегда стараются уходить от столкновения с правдой и добром. В интересах добра четко отделить себя от зла, а интересах зла - быть похожим на добро.

Поэтому правдивая система старается не действовать как все злые системы запретами, даже когда эти запреты кажутся способными принести очевидную пользу. Чтобы не создавать прецедент и не быть похожим на зло, отгородив себя от зла.

Не бывает систем с 100% запретами или с 100% свободами. Но если свободы разбавлены небольшим количеством запретов - это признак здоровой системы. Если запреты разбавлены небольшим количеством свободы - это больная система.

Из двух внешне процветающих религиозных систем здоровее та, которая либеральнее. Также в странах, сопоставимых по экономическим показателям, здоровья больше там, где больше свободы. Хотя обычно и сами свободы приводят к экономическому преимуществу.

Поэтому достаточно подумать, чем славна та или иная система, запретами или свободами? И мы поймем, добро это или зло.