можно слышать на детской площадке.
Куда смотреть? На что смотреть?
Как я здорово повернулся на турнике! Как я раскачался на качели! Как я поймал жука и какой он огромный!
И если мама смотрит и подтверждает, что да, интересный жук и на турнике ты молодец, то ребенок счастлив и бежит играть дальше.
Если этого подтверждения не следует, то ребенок в растерянности - неужели плохой жук?
Ребенок верит маме больше, чем себе
Методика "визуальный обрыв"
Поверхности закрашены красными и белыми квадратиками для усиления зрительных впечатлений, чтобы "обрыв" гарантированно воспринимался зрительной системой.
Обрыв - это высота 1,2 м. Конечно, ребенок в полной безопасности! Эта глубокая часть закрыта очень надежным стеклом, которое выдержит вес ребенка.
Главный вопрос - а поползет ли ребенок НАД "обрывом"?
Поведение детей (в возрасте 6-14 месяцев) указывало на то, что они были в состоянии определить глубину обрыва.
- Часто они сначала всматривались вниз через стекло, а потом разворачивались и ползли прочь от края обрыва.
- Другие сначала ощупывали стекло руками, но, несмотря на то, что чувствовали его твердость, отказывались ползти по нему.
Тогда психологи изменили условия - на противоположном краю стола мама звала ребенка к себе. Чтобы оказаться около мамы, нужно было проползти "над обрывом".
- 75% детей верили маме и начинали ползти там, где только что отказывались двигаться!
- 25% детей либо уползали от матери на безопасную часть стола, либо плакали от огорчения, что не могут добраться до матери, не преодолевая обрыв.
Гибсон и Уолк (авторы эксперимента) подчеркивают, что все их наблюдения согласуются с теорией эволюции.
Т.е. все виды животных, для того чтобы выжить, должны быть в состоянии определять высоту к тому времени, как начинают самостоятельно передвигаться.
У людей этот период наступает в возрасте примерно 6 месяцев.
Самое интересное, что уровень выживания регулируется в бОльшей степени доверием маме, а не своим ощущениям у 75% детей.
Про отношения с мамой, доверие ей, подробно рассказывала в статье:
Я описываю широко известный, классический эксперимент, который очень понравился психологам и его стали часто использовали в разных модификациях.
Одна из модификаций эксперимента
(работа Сое, Эмде, Кэмпоса и Клиннерта)
Психологи помещали годовалого ребенка на визуальный обрыв, где уступ был не глубоким и не мелким, около 75 см. Когда ребенок доползал до обрыва, он останавливался и смотрел вниз.
На другой стороне стола его ждала мать, как и в эксперименте у Гибсон и Уолка.
- Иногда мать просили изображать на лице страх,
- а в другом случае — безмятежность и интерес.
Когда ребенок видел выражение страха на лице матери, он отказывался ползти дальше.
---
Однако большинство детей, которые видели, что мать выглядит довольной, проверяли поверхность на ощупь и отправлялись через обрыв.
---
Когда уступ ликвидировали, дети ползли к матери, не обращая внимания на выражение ее лица.
Этот способ невербального общения, использованный детьми для проверки правильности своего поведения, называется социальным обращением.
Зачем ребенку, чтобы мама постоянно смотрела и давала оценки?
Что расти как Деятель!
Чтобы набирать опыт жизни под контролем старшего, который поддержит и поправит, если будут ошибки и неприятности.
Взрослый - это учитель и подстраховка на случай неудачи.
Отношения мамы и ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет
характеризуются важными особенностями, которые подробно описала М. И. Лисина.
Мая Ивановна изучала формы общения ребенка и взрослого, формы взаимодействия, которые необходимы для успешного развития.
Для возраста 1 - 3 года М.И. Лисина выделяет следующие ключевые особенности в поведении ребенка:
- пытается привлечь ВНИМАНИЕ к своей деятельности;
- ищет ОЦЕНКУ своих успехов;
- обращается за ПОДДЕРЖКОЙ в случае неуспеха;
- уклоняется от "чистой" ласки, с удовольствием принимая её как поощрение своих достижений.
Как видно из этого списка, ВНИМАНИЕ мамы нужно
- как "подстраховка", как помощь в случае проблемы,
- и как оценка успешности - а так ли я выполняю действие? или нужно что-то менять-корректировать? - и тогда мама помогает с корректировкой действия.
Внимание и помощь мамы нужны, чтобы мочь свободно ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ с новыми видами деятельности,
чтобы мочь РАЗВИВАТЬСЯ в самом широком смысле этого слова.
И если воспитание очень жесткое,
если ребенку не позволяется практиковаться в самостоятельности по типу:
- или НЕ бегай,
- или упадешь - НЕ приходи,
то ребенок вынужден останавливать личную инициативу, вынужден слепо подчиняться взрослому, что блокирует развитие волевого поведения и разворачивает внимание
- с внутренних процессов (я хочу, мне нравится, мне интересно, у меня получается, попробую ещё раз)
- на внешние (чего там мама хочет, как бы её не расстроить, чтобы не вызвать гнев на себя и угрозу отвержения).
Так нарушается выстраивание контакта с самим собой, нарушается понимание своих чувств и желаний, нет основы для тренировки волевого поведения (потому что волевое поведение движимо моими целями и желаниями, а тут их запретили).
Много проблем возникает! Которые потом, во взрослом возрасте этого выросшего ребенка, очень тяжело решать.
Отвержение = гибель
Для ребенка, отвержение родителем (опекающим взрослым) равняется гибели. В самом прямом смысле этого слова без каких-то преувеличений.
Поэтому психика ребенка делает ВСЁ, чтобы быть принятым взрослым. Хотя бы принятым. Об одобрении в таких отношениях речи может не идти. Бывают люди, которые одобрить не могут. Не способны на это действие.
Тогда ребенок вынужден "добыть" хотя бы внимание, добиться того, чтобы его УВИДЕЛИ, т.к. это обязательное условие выживания.
И может "застрять" на этом этапе развития, о чем подробно говорили вчера:
Всем здоровья и взаимопонимания!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.