От народных мелодий до энергичных диско-хитов, от советских патриотических песен до новаторских экспериментов с электронным звучанием - все это ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением В.В. Мещерина. Самый необычный музыкальный коллектив СССР, чей творческий путь составил почти полвека.
Вячеслав Валерианович Мещерин (1923—1995) - участник Великой Отечественной, выпускник историко-теоретического факультета Гнесинки, работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. В середине 1950-х гг. совместно со специалистами акустической лаборатории он начал трудиться над расширением возможностей оркестра с использованием передовых технологий. Его увлечение пришлось на период стремительного развития телерадиовещания, популяризации научных знаний, восстановления и роста гражданских отраслей промышленности, строительства новых концертных залов с современной аппаратурой и потому (хоть и далеко не сразу) получило государственную поддержку. В 1956 г. Мещериным был основан, а в 1957 г. официально утвержден "в целях использования электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях" экспериментальный ансамбль при редакции Всесоюзного Радио. Первые записи сделаны как раз накануне Международного фестиваля молодежи и студентов.
К слову, в стране уже имелся успешный опыт коллективов, игравших на электромузыкальных инструментах. Во второй половине 1930-х гг. выступал ансамбль "Эмиритон" А.В. Римского-Корсакова и А.А. Иванова. Одноименное название носил изобретенный ими электронный клавишный инструмент, было построено несколько экземпляров. Кроме того А.А. Иванов создал электрогитару и блок эффектов оригинальной конструкции, управляемый при помощи педали. В послевоенные годы ансамбль возобновил концертную деятельность. Еще одним выдающимся произведением техники стал инструмент "Экводин" А.А. Володина. Во второй половине 1940-х гг. действовал квинтет из пяти "Экводинов". Развивался и старейший электромузыкальный инструмент - терменвокс - благодаря создателям Л. Термену и К. Ковальскому. Талантливый конструктор Е. Мурзин работал над фотоэлектронным синтезатором АНС. На манеже цирка показывал номера с самодельными электромузыкальными инструментами И. Ильсаров.
Вячеслав Валерианович видел сходство между музыкальными традициями народов мира и авангардной музыкой XX в., которая стремилась выйти за рамки классической нотной системы, обладая широкими возможностями электронных инструментов.
Мещерин стремился объединить все доступные на то время образцы. Так был найден "катодный гармониум" (ранний орган на электронных лампах), приобретены электроорган Хаммонда, электропиано, небольшой одноголосный инструмент Clavioline. Довольно значимое место занимала продукция союзной ГДР - гитары Musima, скрипка и контрабас Herrnsdorf, клавишные Vermona (Ionika) и Weltmeister.
Вокруг Мещерина собрались многие создатели электромузыкальных инструментов, инженеры, физики-акустики, композиторы и исполнители. Например, на встречах с Львом Терменом обсуждались вопросы усовершенствования терменвокса и звукозаписывающей аппаратуры. Создатель "Экводинов" Андрей Володин располагал научно-производственной базой на Московском радиозаводе и работал над диссертацией по психофизическому восприятию музыки. В 1958 г. девятая модель "Экводина", разработанная Володиным с учетом пожеланий и предложений руководителя ансамбля, получила золотую медаль на выставке в Брюсселе. В 1964 г. по инициативе Мещерина была основана музыкальная лаборатория при Муромском заводе радиоизмерительных приборов. Уже через год завод начал производить компактный транзисторный электроорган "Юность". Вячеслав Валерианович был доволен новым изделием и говорил даже о преимуществе его перед легендарным "Хаммондом" - в мобильности. Устройство обладало похожим звучанием и при этом переносилось под мышкой в одной руке. Другим известным образцом явился синтезатор "Аэлита".
Композитора Александра Зацепина не устраивала стандартная "Юность". Он замечал, что Мещерин, специалист по народной музыке, выпустил инструмент с "аккордеонной", т.е. уменьшенной в размерах клавиатурой. По индивидуальному заказу Зацепина в Муроме изготовили экземпляр с увеличенными клавишами и внесли ряд изменений в схемотехнику. Фактически же Мещериным был дан старт серийному производству клавишных ЭМИ в СССР. Муромская "Юность" попала на Брянский завод полупроводниковых приборов, выпускавший основные электронные компоненты для нее, и там по предложению директора И.Я. Поручикова было разработано и запущено в серию собственное семейство клавишных инструментов "Электроника". Вячеслав Мещерин и Давид Тухманов высоко оценили "Электронику".
Некоторые инструменты в ансамбле изготавливались и дорабатывались участниками самостоятельно. Уникальной являлась и звуковая аппаратура. Еще в конце 1950-х гг. под руководством Мещерина был построен первый в СССР ревербератор, а с начала 1960-х музыканты впервые в стране записывались безмикрофонным способом в линию, используя микшерный пульт.
Ансамбль озвучивал теле- и радиопостановки, аккомпанировал известным артистам и певцам. Его было слышно гораздо чаще, чем видно, однако когда он появлялся в кадрах, действие производило впечатление даже на самого искушенного зрителя. Музыканты играли на электроорганах, электрогитарах, электробалалайках, электроконтрабасе, электроарфе, вибрафоне, а то и вовсе на непонятных ящиках с антеннами и проводами. Повсюду были расставлены усилительные приборы и громкоговорители.
С.И. Ляхович вспоминал:
"Особенно приятно было его видеть на концертных площадках. Появлялся Мещерин на эстраде всегда элегантно одетый, стройный, легкий в движениях. Иногда резкие, иногда плавные движения рук заставляли весь оркестр звучать так, как он хотел. Как не мыслим джаз Л. Утесова без Утесова, так и оркестр ЭМИ не мог существовать без Вячеслава Мещерина".
Именно в ансамбле Мещерина, показываемом по телевизору, я первый раз увидел в детстве, как исполняют музыку на терменвоксе. Много лет бессменным участником был Константин Ковальский. Затем на его место пришла Лидия Кавина, внучатая племянница Термена.
Еще один заметный участник коллектива - Николай Степанов, игравший на гавайской слайд-гитаре и банджолине. Гавайская гитара, которую держат горизонтально на коленях, скользя пластинкой (слайдом) по грифу, стала популярной в СССР еще в 1930-х гг. и проникла не только в знаменитые оркестры, такие как утесовский, но и пошла дальше в народ, звуча в руках любителей на районных фестивалях-смотрах и в ансамблях рабочих при заводах. Примерно в середине 1950-х гг. протяжные напевы гавайки стали уступать место ритмичным эстрадным стилям, поэтому на концертах 1980-х гг. инструмент уже выглядел реликтовым.
С ансамбля Мещерина начинал карьеру известный баянист-виртуоз Виктор Гридин, являющийся также автором ряда произведений. Например, услышать гавайскую гитару старой школы в сопровождении баяна Гридина можно в композиции "На берегу лазурного залива" (1973).
Таким образом, Ансамбль Центрального Телевидения и Всесоюзного Радио полностью состоял из выдающихся музыкантов. На электроарфе играл Марк Абрамович Рубин (1919-1980), основатель класса арфы и преподаватель в МССМШ им. Гнесиных, открывший музыкальному миру немало новых имен. На клавишных инструментах играли Жанетта Мирзаханова и Карина Лисициан. Ансамбль аккомпанировал ее отцу Павлу Лисициану, солисту оперы. На грампластинке вышли записи песен "Ночные голоса" и "Катари, Катари", исполненные П. Лисицианом на итальянском языке.
Вячеслав Мещерин руководил коллективом, дирижировал, сочинял оригинальные композиции и создавал аранжировки на популярные музыкальные темы. Он стал известен и за рубежом. В 1960-х гг. компания Уолта Диснея по договоренности с советским руководством приобрела музыку для парада Диснейлэнда. В СССР пользовались популярностью интерпретации иностранных хитов, таких как "Popcorn" Гершона Кингсли или "El Bimbo". На фоне успеха песен Имы Сумак, гастролировавшей в СССР, были записаны "Фантазии на перуанскую тему". Терменвокс Ковальского имитировал голос певицы. Из мультфильма "Ну, погоди!" юные зрители запомнили музыкальную зарисовку "На колхозной птицеферме", являющуюся версией польки эстонского композитора Г. Подэльского.
В 1959 г. на экраны вышел фантастический фильм "Небо зовет", где ансамбль электромузыкальных инструментов озвучивал космические спецэффекты. Позднее первый космонавт Юрий Гагарин рассказал, что в кабине космического корабля на орбите слышал "неземную музыку", очень похожую на ту, которую исполняли на электромузыкальных инструментах. Космонавты сдружились с Вячеславом Мещериным и тепло воспринимали творчество ансамбля. Алексей Леонов отмечал, что эта музыка прекрасно передает состояние, которое он испытал в открытом космосе.
Об Ансамбле электромузыкальных инструментов Центрального Телевидения и Всесоюзного Радио было сказано много, но при этом очень мало - о биографии создателя. Известно только, что Вячеслав Валерианович был женат на Любови Николаевне, правнучке протоиерея Валентина (Амфитеатрова). По ее воспоминаниям, в эпоху перемен музыканты стали предлагать художественному руководителю исполнять музыку в других стилях: "Вячеслав, почему бы нам не играть рок? Сейчас все играют рок". Он отвечал: "Ну, я тоже люблю рок, но вам нужно играть хороший рок. Если мы будем играть так же, как другие рок-группы, то кому мы нужны?"
Участница ансамбля Елена Полукарова, побывавшая с ним на гастролях во многих странах, включая Афганистан, в телевизионном интервью рассказывала, что Вячеслав Валерианович был уважаемым и строгим человеком. Иногда его даже боялись. Он требовал, чтобы музыканты всегда играли безукоризненно. Когда ему нравилось, он улыбался, становился весел, шутил. Если же что-нибудь не получалось, он менялся в лице и, строго глядя, сдержанно объявлял: "Так, начнем..."
В начале деятельности Мещерина коллеги-дирижеры даже испытывали ревность к его успеху. В отличие от них он управлял не огромным симфоническим оркестром, а относительно небольшой группой музыкантов, среди которых постоянно находился на виду. Он выглядел эффектно, вел себя артистично, обладал хорошей сценической пластикой. Казалось, пританцовывающему, улыбающемуся эстрадному дирижеру все дается играючи. "А сейчас легкая музыка". На самом деле этому предшествовала огромная работа. Вячеслав Валерианович порой трудился без выходных. Пять дней в неделю он проводил с ансамблем за репетициями, выступлениями и записями, а оставшиеся два отдавал лаборатории по разработке новых инструментов.
Ансамбль старался двигаться в ногу со временем, хотя звучание композиций оставалось подчеркнуто "советским". В 1980-х гг. были закуплены японские синтезаторы Yamaha и Roland, MIDI-контроллеры.
1990 год по целому ряду причин стал последним для ансамбля как официального коллектива ЦТ и ВР, однако он сразу возродился под названием Оркестра электромузыкальных инструментов. На должность дирижера и художественного руководителя вновь был приглашен Вячеслав Мещерин. Вскоре после его ухода из жизни в октябре 1995 г. ОЭМИ прекратил существование. Последняя запись оркестра уже без идейного вдохновителя датирована 1996 годом.
Вячеслав Мещерин и его ансамбль электромузыкальных инструментов - уникальное явление не только в отечественной, но и в мировой культуре. Для 1950-х гг. и даже для начала 1960-х он был слишком авангарден. Консервативные критики тогда заявляли, что "Мещерин включает утюг и исполняет на нем концерт Чайковского". Но он стал необыкновенно популярен. Отсюда возникла фраза "звучать из каждого утюга", говоря о ротируемых мелодиях. Электронная музыка долго пробивала путь наверх даже на Западе. Когда германский музыкант Клаус Шульце в 1975 г. приехал в Великобританию, он был неприятно удивлен тем, что звукорежиссеры в крупных студиях не имели ревербераторов и дилэев, а журналисты по многу раз переспрашивали его, что такое синтезатор. Мещерин даже по мировым меркам является одним из тех, кто вывел электронику на большую сцену. Легкие, почти воздушные электронные мелодии мещеринского ансамбля напоминают нам о времени больших надежд и великих свершений, первых полетах в космос и простых человеческих радостях.