Найти в Дзене
Слово за слово

Почему кузнечика мы называем именно так?

Несомненно, что русское слово кузнечик представляет диминутив к слову кузнец. Какое же сходство в этом насекомом наши предки видели с таинственным и мудрёным ремеслом? Предлагаю вашему вниманию оригинальную версию.

Кузнечик как название насекомого впервые фиксируется в письменном виде в дополнениях к «Актам историческим» за 1674 год:

... да добыть полевых кузнечиков зеленых, которые по травкам скачют...

Долгое время у этого насекомого не было единого названия. В разных говорах его обозначали по-разному: изок, коник, кобылка, скочок, пруг… Приглядевшись к этим именам, можно заметить одну особенность: в большинстве случаев выделялся признак прыгучести, и насекомое сравнивалось со скачущим, «прыгающим» животным (коник, кобылка). Некоторые славянские языки сохранили это название, таковы болгарское скакалец, украинское коник-стрибунець, белорусское конік, боснийское и сербохорватское skakavac (ср. скакун как обозначение коня).

В Азбуковнике 1596 года встречаем: Коники – кобылки травные. Коник в Словаре древнерусского языка XI – XVII веков толкуется как «саранча, кузнечик».

Сравнение скачущих животных и прыгающих насекомых в целом понятно, но какова здесь роль кузнеца? Полагаю, что смысловой переход состоял в следующем. Известно, что лошади, употребляемые людьми в своих целях, нуждаются в подковах, а для этого нужны кузнецы. Вероятно, однажды в народе родился миф о кузнечиках, как о тех кузнецах, что подковывают коников и кобылок. Стрекотание насекомых было объяснено как удары тысяч маленьких молоточков, забивающих гвоздики в миниатюрные копытца (ср. сказку Лескова о Левше, подковавшем блоху). Затем произошло то, что в лингвистике называется метонимический перенос: сами насекомые стали называться кузнечиками.

Произошло это так. Сначала, слыша в лугах стрекотание насекомых, люди говорили: кузнечики подковывают коников. Или: кузнечики стрекочут молоточками. А потом и совсем просто: кузнечики стрекочут. Так коники сами стали кузнечиками.

Если вас удивляет уподобление стрекотания кузнечиков стуку молоточков, то подумайте о сравнении этих звуков с «пиликанием на скрипке». Вот уж тут действительно нет ничего общего, и, тем не менее, это сравнение устоялось и никого не возмущает. Кстати, у кузнечиков было и другое название – стрекозы. А почему их так называли, это уже другая история.