Вторая книга, продолжение "Семейного счастья". Мирное послевоенное время, но горестей у главной героини и здесь хватает.
Первая книга обрывается внезапно. Причем, как в бразильском сериале, на "самом интересном" - серьезно заболела старшая дочь Саши. В Ташкенте, в эвакуации, во время войны. Честно говоря, я подумывала сделать перерыв и почитать вторую часть позже, все же книги насыщенные, но этот прием заставил меня сразу взяться за "Любимую улицу", чтобы узнать, выживет ли она.
Сюжет
Здесь меня ждал сюрприз. Вторая книга, как ни в чем ни бывало, начинается с того, что Аня идет в школу, причем уже в Москве. Т.е. пару лет писательница просто перескочила. 1944 год, но Москва вполне уже живет полной жизнью. Так, Леша, который уже стал штурманом, приезжает в отпуск, и идет в ресторан, покупает племянницам пирожные.
Саша с семьей живет в коммуналке с родителями. Соседи помнят и первого ее мужа, так что Мите Поливанову (2-му мужу) там несладко. Самое удивительное, что позже оказывается, что у него есть и свои 2 комнаты в другой коммуналке, но всей своей огромной семьей (2 дочки, и еще старая няня) они приезжают почему-то именно к родителям Саши.
Лёша (брат Саши) с его орденами и почетом со всех сторон одним своим видом сыплет соль на раны Поливанову. Но именно он просит его помочь одной семье. С этого начинается новая карьера Мити. Теперь он корреспондент, и чувствует в себе силы помогать людям.
Саша устраивается медсестрой и мечтает выучиться на врача. Но тут начинается "дело врачей", которое затрагивает и ее. Да и в отношениях с мужем не все гладко.
Впечатления
Эта книга на треть толще первой, и рассказать о чем она довольно сложно. Здесь и судьба брата Леши, его переживания, конфликты и жизнь во время войны на фронте. Размышления о воспитании детей, о профессии учителя и медсестры.
Вигдорова пишет (и здесь я с ней полностью согласна), что в этих профессиях нельзя подходить к работе формально. Нужно знать и психологию, и уметь гасить конфликты, и найти добрые слова, когда нужно, и не отмахнуться от человека, если он делает что-то не то. Короче, любить людей. Сейчас многие учителя, например, агрессивно заявляют, что они этого не обязаны. Писала я как-то статью на другом канале, узнала много интересного, да и от учителей в школе сына тоже. Всем бы им Вигдорову почитать.
Интересна линия детей Саши. Младшая выдает перлы в стиле Чуковского, старшая много рассуждает. Правда, ее дружба с Женей и тайное общество мне не понравились. Да и как-то брошена эта линия.
Как отец читал детям "Русалочку" это отдельная песня) Там очень много. Митя читал полную версию, девочки комментировали, плакали, отвлекались, Катя расстраивалась из-за "злой книжки", а старая нянька в конце припечатала:
— Эх, — говорит Анисья Матвеевна, собирая со стола грязную посуду, — ни один мужик того не стоит, чтоб из-за него отца и мать забыть, и голосу лишиться, и ходить как по раскаленным углям, да еще триста лет без толку по свету мотаться!
Краткое резюме))
Отдельная история с Митей. Не очень-то хорошим он мужем оказался. Но времена-то, мужчина царь и Бог. Он непонятый весь такой, он сломленный, семья "и обуза, и поддержка", но, судя по его поведению, все же обуза. Не пойму я этого персонажа. То любит их всех, то кобенится. С женой почти всегда мрачнее тучи. А она-то в чем виновата? Эгоист до мозга костей. Семья привычна стала как стена, и нашел новые развлечения.
Но и Саша выкинула номер. Бросить своих детей и уехать с чужим ребенком???
Нет, мне не понять таких людей. Это действительно какие-то советские коллективисты. Видимо, кругом коммуна. А главное справедливость и принципы. Ради этого можно бросить семью, детей, всё.
Так Саша любящая мать или у нее сначала общество, потом муж, потом дети? Очевидно, второе. Мне не понять. Дилемма в конце книги, конечно, жестокая. Но и то, что она сделала, тоже не лучший выход.
В книге очень много всего, как мозаика. Я выхватила какие-то куски, с которыми захотелось поспорить или согласиться, в общем, упомянуть. Но это капля в море. Книга для меня интересна по многим причинам. В художественной форме очень много вопросов затронуто и описаны интересные подробности жизни в те годы, отношений. Даже язык и границы допустимого в общении сегодня слегка, но изменились.
Цитаты
Катя не согласна: разве от печальных книжек дети вырастут добрыми? Нет, это неправда.
Как часто со мной спорят об этом! Правда, потом выясняется, что самой Кате необъяснимо нравится как раз печальная книга про кукушку)
Если ты журналист, ты должен понимать: чем несоединимее слова, тем интереснее их соединить. Твоя газета тем и плоха, что, прочитав одно слово, знаешь, какое следующее. Если Грузия, то солнечная, если боец, то доблестный, если…
— Не жалейте о том, что рассказали мне, хорошо?
— Зачем же?
— Бывает. Расскажет человек, а потом пожалеет. Не жалейте.
Дедушка:
— Что это у вас такой плохой замок? Обокрадут вас, смотрите!
Катя, с укоризной:
— Дедушка, в нашей стране — воры? Анисья Матвеевна:
— Ну вот, пожалуйста, уже и воров отменила. Как она у вас на свете жить будет?
Отдельно про сами книги. Это переиздание, очень красивое и качественное, дополненное статьями Чуковской, Грековой про Вигдорову, отрывком из переписки с Норой Галь. Стильное оформление. В этой же серии вышли и другие книги писательницы. В библиотеке их целая полка. Планирую читать еще "Девочки. Дневник матери". Но, говорят, очень многое пересекается с "Любимой улицей".
А вы читали? Нравится творчество Вигдоровой? И, кстати, почему книга называется "Любимая улица"?)