Найти в Дзене

СЕРДЦЕ, ЖАЛЕЮЩЕЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ Глава 15. «Домой, к своим»

15. «ДОМОЙ, К СВОИМ» Вот он, рассказ Сергея Иосифовича Фуделя сыну о Страстной седмице 1959 года в усманском домике. «Вот вчера мы похоронили Мунечку. В понедельник на Страстной она причастилась, после чего всю неделю уже не пила почти ничего, кроме воды с вином, пробовала молоко, но потом отказалась, сказав, что не идёт. Рвота преследовала всё время, но эту последнюю неделю и она утихла. Осталось одно мучение с мокротой, – тяжёлое клокотанье внутри, и начались всё чаще какие-то явления в сердце. Иногда по многу раз в день принимала то Зеленина, то валидол. Но даже утром в субботу пульс был ещё сначала неплохой. Очевидно, всё свелось к метастазу в лёгкие, и это решило жизнь молниеносно. Самое главное то, что болевых страданий, по существу, не было. Несколько раз она говорила: “Слава Богу, у меня ничего не болит”. Действительно, за её любовь к детям и людям Бог освободил её от многого, казалось бы, неизбежного. Умирала она в абсолютном сознании смерти до самых последних секунд. Собстве

Источник - Сергей ФУДЕЛЬ

15. «ДОМОЙ, К СВОИМ»

Вот он, рассказ Сергея Иосифовича Фуделя сыну о Страстной седмице 1959 года в усманском домике.

«Вот вчера мы похоронили Мунечку. В понедельник на Страстной она причастилась, после чего всю неделю уже не пила почти ничего, кроме воды с вином, пробовала молоко, но потом отказалась, сказав, что не идёт. Рвота преследовала всё время, но эту последнюю неделю и она утихла. Осталось одно мучение с мокротой, – тяжёлое клокотанье внутри, и начались всё чаще какие-то явления в сердце. Иногда по многу раз в день принимала то Зеленина, то валидол. Но даже утром в субботу пульс был ещё сначала неплохой. Очевидно, всё свелось к метастазу в лёгкие, и это решило жизнь молниеносно. Самое главное то, что болевых страданий, по существу, не было. Несколько раз она говорила: “Слава Богу, у меня ничего не болит”. Действительно, за её любовь к детям и людям Бог освободил её от многого, казалось бы, неизбежного.

Умирала она в абсолютном сознании смерти до самых последних секунд.

Собственно, умирала она дважды: в среду я ездил в Воронеж за маслом, рыбой и т. д., и когда приехал, мне сказали, что ей было очень плохо, читали уже отходную, но потом отошло, а она сказала: “Как же я умру, не простившись с Сергеем Осиповичем”. В пятницу я ночью пошёл на службу Погребения, вернулся в 7 утра и испугался её глаз: они были уже в чёрной рамке. Увидев меня, она напряжённым голосом сказала: “Простите меня”. Потом часов в 9 просила позвать Машу. С этого времени, собственно, и начались последние часы. Она лежала больше с закрытыми глазами, но замечая всё больше, чем мы. Когда через открытую форточку дошел звук благовеста к обедне (в 10 часов), она перекрестилась, и потом несколько раз крестилась. Иногда говорила с Машей, которая была с ней. Но лежала так спокойно и пульс был настолько ещё не угрожающий, что я решил, что это то же, что было в среду, и сказал Маше: иди домой (но она не ушла). Только после 11 я понял, что это серьёзное, когда она, на вопрос мамы, идти ли ей в церковь? – ответила: “Нет, уж лучше не ходи” (а обычно, наоборот, отправляла). А потом сразу всё стало ясно. Она вдруг велела маме держать её руку, а когда она стала слушать пульс, она с досадой попросила её: “Не пульс, руку”. Видно, была нужна родная рука. За несколько минут до смерти сказала: “Ну теперь я пойду домой, к своим”. Мама помогала ей подносить руку к голове для крестного знамения. Я читал отходную и только по лицам мамы и Маши видел приближение смерти. Варенька была с Люшкой.

Потом мама и Маша её обрядили, и она лежала чистенькая, в белом платочке, очень спокойная и добрая. Это было в час дня в субботу.

К заутрене пасхальной мы всё-таки пошли все, оставив её одну в доме, и было очень хорошо. Ночь была тёплая, мы стояли на приступочках у открытой двери, с народом, всё слышали, и пение и службу. Хоронили на второй день Пасхи <Пасха в 1959 году приходилась на 3 мая. – Авт.>; когда выносили из церкви, был пасхальный перезвон, и всё отпевание было составлено из пасхальных песней. Весь народ в церкви удивлялся такой смерти (в такие дни), незнакомые люди подходили к гробу, ставили на нём свечи, целовали её руку. В гробу она лежала в монашеском, с чётками. Без конца нас спрашивали: “Как её имя?”

Вот и конец пути. Завтра Маша с Варенькой и Люшкой отнесут ей черемуху, она всё просила Машу: “Принеси мне цветов”. <…>

На старом Покровском кладбище в городе Усмани. Могилка М. П. Лучкиной находилась в левой, юго-восточной части. Фото нач. 2000-х гг.
На старом Покровском кладбище в городе Усмани. Могилка М. П. Лучкиной находилась в левой, юго-восточной части. Фото нач. 2000-х гг.

Сейчас её угол за печкой пустой, но там всё ещё висят те карточки, которые были при ней. <…>

Мама очень изнемогла, и сейчас я боюсь за неё.

<…> Жизнь Мунечки у нас в доме эти семь месяцев многому нас научила, многое хорошее нам дала. Мы стали дружнее, нам стало яснее, что только в любви к людям смысл жизни, нам стала ещё радостней радость Пасхи, праздника нетления в Боге.

Христос воскрес!»

«Она умерла у нас, – пишет Сергей Иосифович в книге «У стен Церкви» о Матроне Лучкиной, – утром в Великую субботу, будучи буквально до последней секунды в полном сознании и в полной уверенности, что она не уничтожается, а переходит в новую жизнь».

И тут приходит на память сообщение старшего фуделевского друга, искусствоведа и писателя Сергея Николаевича Дурылина, посвятившего своей няне много любящих страниц:

«Нянины именины были 8 октября. Пелагея Сергеевна Мурашова. Умерла в 1908 году, на Пасхе в четверг, 17 апреля». (Дурылин Н. С. «В своём углу». М., 2006)

Образ няни Матроны неожиданно – но случайно ли? – возникнет спустя десятки лет в одном из писем дочери С. И. Фуделя, Марии Желноваковой, к брату Николаю, об одном из вроде бы обычных посещений ею храма в Липецке (в этом городе Желноваковы обосновались ещё при жизни старших Фуделей, и в их дом, будучи одинокой, переехала и младшая сестра Варвара):

«Когда я <…> стояла в очень тесной нашей маленькой церкви, в толпе около меня слева как-то вдруг раздался шёпот: “Слышь, чего они там говорят?” — Я посмотрела слегка влево (повернуться было невозможно) и увидела около своего плеча клетчатый старинный платок, немного ниже — длинный плюшевый жакет, а еще ниже — сатиновая юбка, из-под которой выглядывали огромные валенки в ещё более огромных калошах. “Апостола читают”, — сказала я платку и валенкам и тут, извернувшись слегка, увидела немного ниже моего плеча из-под платка серые глаза. Меня что-то толкнуло в сердце. Это были глаза Муни, глаза бабушки Зины, глаза отца Серафима (Битюгова), глаза всех православных христиан, живых и усопших. Голова в клетчатом старом платке склонилась. “Слышь, — немного погодя, — чего они там говорят?” — “Евангелие читают”, — говорю. И так всю обедню время от времени она спрашивала меня, отвечая коротким — “а!”, потому что видеть и слышать ей что-либо было невозможно по причине толпы и её маленького роста. Что же пришлось на долю этой крошечной деревенской старушки в этих старинных одеждах, убогих и ветхих, откуда она пришла и откуда у неё такие глаза? Так вот: её “мешки”, очевидно, не такие, как наши, а более ещё тяжелые, и папы такого у неё не было и ничего не было такого, что нам дано было, и вот пожалуйста — глаза и взгляд святого человека. <…> Стоять около неё было необыкновенно радостно. Служба кончилась, и она исчезла, растворилась в толпе». (Письмо 1992 года)

А в последней главе книги «У стен Церкви» С. И. Фудель приводит подробное описание прощания в Загорске в 1942 году, 19 февраля, с умирающим старцем-архимандритом Серафимом, так ценившим монастырский опыт инокини Матроны Лучкиной. Мы выпишем из него лишь последние, очень важные для нас строки.

«Когда я собрался уходить и ему <отцу Серафиму. – Авт.> опять об этом сказали, я услышал ещё раз напряжённый и теперь уже еле слышный голос: “Идите с Богом. Всем благословение Божие”.

И я так бы хотел, – продолжает Сергей Иосифович, – иметь духовные силы, чтобы передать от него это благословение тем, кто, может быть, никогда не видел святых. Ведь мы, старые и несомненно, как сказано, “боязливые и неверные”, только для того, наверное, ещё не лишены совсем разума и сердца, чтобы совершать передачу этого единственного своего сокровища – благословения святых, тех святых, через которых и мы увидели край лазури вечности – Церковь Агнца. <…>

Святое сердце этих людей – это и есть Дом Божий, обитель Божия, по сказанному: “Мы придём к нему и обитель у него сотворим”. Это и есть Церковь, и мы можем стоять у её пречистых стен».

…Спустя годы после того, как семья Фуделей навсегда покинула приютившую её на целое десятилетие Усмань, Сергею Иосифовичу случилось по каким-то делам, зимой, на несколько часов заехать в этот степной городок. Как вспоминает С. И. Фудель в книге «У стен Церкви», в ту зиму на старом городском кладбище, где 4 мая 1959 года была похоронена инокиня Матрона Лучкина, а также, в те же годы, ещё один хорошо знакомый Фуделю человек – монахиня-подвижница Смарагда из закрытого Усманского Софийского монастыря, – снег занёс даже кресты. Чтобы дотронуться до родных могилок, Сергею Иосифовичу пришлось сойти с узкой, в две ступни, стёжки среди сугробов и буквально поползти по снегу, чтобы поцеловать едва различимые знаки невидимого присутствия тех, кого он успел полюбить при жизни.

Могилка М. П. Лучкиной. Старое фото
Могилка М. П. Лучкиной. Старое фото

Друг автора этой книги, поэт, музыкант Никита Вятчанин, тоже когда-то открывший для себя Фуделя и с тех пор не расстававшийся с ним, написал песню, навеянную этим маленьким воспоминанием Сергея Иосифовича, и назвал её «Матушка». Вот строки из неё:

В тот день на кладбище всё замело,

Снега обмотали верхушки крестов.

Мой взгляд дрожал, я не слышал шагов –

То ли от ветра, то ли от слёз.

Снег обмотал верхушки крестов.

Её знак я видел на снежном бугре.

Лишь мальчик прохожий удивлялся, как полз

И слезы ронял у креста человек.

Если сердце святое

Тихо идёт в небеса –

Это не смерть,

Это не скорбь,

Это рай открывается.

ПРИМЕЧАНИЕ

«…глаза бабушки Зины…» – Речь идет о Зинаиде Александровне Сытиной (Свербеевой), матери В. М. Сытиной.

Источник - сообщество «Сергей ФУДЕЛЬ»