Найти в Дзене
Полина Санаева

Зеркало в Пространстве (рецензия)

Прочла биографию и увидела брутальные фотосессии Саввы Савельева уже после спектакля «Зеркало» - на контрасте производит сильное впечатление. Дело в том, что после ТАКИХ спектаклей (и фильмов) об исполнителях думается: он был рожден для этой роли! Увидев Савельева в роли профессора, сложно представить его кем-то еще. А в «Зеркале» он еще драматург, режиссер и художник. Может, потому его профессор столь реален, смешон и убедителен, такой, знаете - с козлинкой. В нашу расщепленную эпоху лицедеи становятся хранителями слов и смыслов в их первозданном виде. Подделки остаются снаружи, внутри - настоящее, по крайней мере, в «Пространстве внутри». Кроме того, в театре нас поджидает еще один контраст. Любое произведение искусства (и все подделки) доступны в несколько кликов, поэтому когда искусство (что как-то несомненно) творится прямо на твоих глазах и в этот самый момент - это ощущается как настоящая магия, редкость и роскошь. Особенно остро - в маленьких театрах, где дистанция между актер

Прочла биографию и увидела брутальные фотосессии Саввы Савельева уже после спектакля «Зеркало» - на контрасте производит сильное впечатление. Дело в том, что после ТАКИХ спектаклей (и фильмов) об исполнителях думается: он был рожден для этой роли! Увидев Савельева в роли профессора, сложно представить его кем-то еще. А в «Зеркале» он еще драматург, режиссер и художник. Может, потому его профессор столь реален, смешон и убедителен, такой, знаете - с козлинкой.

В нашу расщепленную эпоху лицедеи становятся хранителями слов и смыслов в их первозданном виде. Подделки остаются снаружи, внутри - настоящее, по крайней мере, в «Пространстве внутри».

Кроме того, в театре нас поджидает еще один контраст. Любое произведение искусства (и все подделки) доступны в несколько кликов, поэтому когда искусство (что как-то несомненно) творится прямо на твоих глазах и в этот самый момент - это ощущается как настоящая магия, редкость и роскошь. Особенно остро - в маленьких театрах, где дистанция между актером и залом физически минимальна, зритель сидит почти что на сцене, а вход в зал с началом спектакля превращается в выход на сцену.

Может, поэтому с первой секунды «Зеркала» проживаешь происходящее не как зритель, а как свидетель, присутствующий в комнате. (Так должно быть всегда?) Хотя ясно видишь «все эти театральные приемчики», драматизм и напряжение ДЕЙСТВИТЕЛЬНО растет, действие разворачивается плавно, и смешное в нем намешано в идеальной пропорции. Сценография сначала кажется простой, а потом оказывается остроумной, и ее эффект тоже нарастает.

Актеров всего двое, этого оказывается более чем достаточно. Пауль (Павел Табаков) транслирует неподдельную пубертатную ярость и прочие подростковые, какие-то СДВГшные вайбы. Но первое время профессор его полностью затмевает: замашки, интонации, песня (!) - это восторг даже вне контекста спектакля. От младшего - тревожно, от старшего - жутковастенько. Эффект усиливается с помощью видео и музыки. Ничего случайного.

Конфликт поколений закручивается, выруливает в детектив, упирается в проблему национальной вины и осмысления прошлого. И тут масштаб героев вдруг выравнивается.

Выходишь из зала и никак не можешь вернуться к привычной рефлексии, все время относит в Мюнхен 1965 года. Что-то меняется в картине мира, как это бывает после столкновения со значительным, цельным, талантливым высказыванием. И не выбрасываешь билет, потому что встреча с «Зеркалом» - это событие.

P.S. Почему не верилось, что Павел Табаков хороший актер? А он да, тоже настоящий, не поддельный. Интересно, а он думает: «Что сказал бы отец?» Или думает так: «Наверное, они все сидят и думают, что сказал бы мой отец?» Или с такими мыслями он вообще не смог бы играть?