После трагического разгрома в июле 1942 года полярного конвоя PQ‑17 и длительного прекращения в отправке последующих конвоев (до зимы союзники, опасаясь нового уничтожения судов, отправили в Мурманск всего один конвой – PQ-18 в сентябре 1942 года). Окрыленное успехом командование Кригсмарине решило устроить глубокий рейд вглубь советских арктических территорий. Операция получила название «Страна чудес» (нем. Wunderland). Её целями были разрыв коммуникаций по трассе Северного морского пути в Карском море и охота на следовавшие данным маршрутом арктические конвои (по сообщению из Токио, 1 августа один такой конвой в составе 4 ледоколов и 19 пароходов, следуя в западном направлении, преодолел Берингов пролив).
В рейдерский поход командование Кригсмарине планировало выслать два тяжелых крейсера типа «Дойчланд» – «Лютцов» и «Адмирал Шеер». Корабли этого типа современники называли «карманные линкоры». Дело в том, что после победы Антанты в Первой мировой войне Германии было запрещено строить линейные корабли. Тогда немцы, желая обойти запрет, создали тип боевого корабля меньшего тоннажа (формально совпадающего с крейсерским), но с сильной артиллерией, как у линкоров (6 главных орудий «Адмирала Шеера» имели калибр 286 мм).
В начале июня «Лютцов» наскочил на подводную скалу и не мог принять участие в готовящейся операции. Таким образом, в операции были задействованы тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» (командир корабля – капитан 1-го ранга цур зее Вильгельм Меендсен-Болькен) и для ведения оперативных разведывательных заданий 5 подводных лодок (U‑209, U‑251, U‑255, U‑456, U‑601).
Тем временем в СССР готовились к открытию летней навигации по трассе Северного морского пути. 29 июля 1942 года ледокол «Красин», вместе с ледоколами «И. Сталин» и «Ленин», ледокольным пароходом «Монткальм» и британским танкером «Хопмаунд» в сопровождении нескольких боевых кораблей вышли в плавание из порта Молотовска (название Северодвинска в 1938-1957 гг.). На борту «Красина» на тот момент находилось 157 человек, в том числе 119 членов экипажа и 38 представителей военной команды во главе со своим командиром капитан-лейтенантом П. А. Сопко.
2 августа суда сделали семичасовую остановку в порту Хабарово у пролива Югорский Шар, после чего продолжили путь на Диксон. В пункте назначения караван остановился 4 августа с целью бункеровки и ожидая получения дальнейших распоряжений.
В Диксоне с 16 по 18 августа стали собираться суда, которым предстоял переход в Тикси с народнохозяйственными грузами, который дальше должен был отправиться в порты назначения (в порт Провидения шел игаркский экспортный лес, в Певек – асбест и лес, а для металлургических предприятий Дальнего Востока шла хромовая руда).
«Красин» проходил бункеровку в период с 7 по 11 августа (погружено 1 800 т. угля), после чего встал на рейде. В недолгое плавание судно выходило лишь 19 августа для определения радиодевиации, после чего ледокол снова вернулся на рейд.
В тот же день после получения распоряжения от начальника штаба операций Западного сектора А. И. Минеева о формировании нового каравана (Третий арктический конвой) на «Красине» состоялось совещание капитанов судов, на котором обсуждались планы экспедиции. После завершения собрания в 19 часов суда начали путь к проливу Вилькицкого в следующем порядке: ледокол «Красин», танкер «Азербайджан» (получивший пробоину от попадания торпеды), пароходы «Комсомолец Арктики», «Щорс», «Моссовет», «Чернышевский», «Двина», «Элна-2» и танкер «Донбасс».
В ночь на 22 августа к каравану присоединились повстречавшиеся у о. Гансена ледокол «Ленин» и танкер «Хопмаунд» (в строю 6-м и 7-м соответственно), а 25 августа – пароход «Сакко».
Тем временем, свой арктический путь начал и немецкий рейдер. 16 августа после сообщения воздушной разведки о движении советского конвоя по маршруту Архангельск – пролив Вилькицкого «Адмирал Шеер» вышел из Скомм-фьорда (Норвегия) наперерез конвою. Вечером 19 августа крейсер был уже у Новой Земли, однако, получив данные разведывательной подводной лодки U‑601 о том, что советский конвой в районе архипелага не был обнаружен, изменил курс по направлению пролива Вилькицкого.
21 августа с помощью разведывательного гидросамолета Arado Ar-196, отправленного с «Адмирала Шеера», советский конвой был обнаружен в 60 милях от немецкого рейдера. Основываясь на ошибочных разведданных, полученных с помощью гидросамолета, В. Меендсен-Болькен полагал, что это конвой, идущий с Дальнего Востока, который движется прямо навстречу рейдеру. «Адмирал Шеер» занял позицию у банки Ермака (мелководье в Карском море), ожидая прибытия советского каравана.
Между тем, «тихоокеанский» конвой не появлялся даже на радаре, а радиорубка докладывала, что переговоры судов все время отдаляются от крейсера. Для поиска ускользающего каравана немцы решили воспользоваться авиаразведкой.
20 августа из-за густого тумана немецкому летчику не удалось обнаружить советский караван у о. Кравкова. 21 августа уже у о. Белуха туман вновь скрыл от немецкого разведчика местоположение советских судов. Понять, каким курсом движутся пароходы, помог радиоперехват сообщений конвоя и Штаба морских операций, которые не пользовались шифрованием, так как были уверены в том, что рейд немецкого флота в Карское море почти невозможен. Установив курс каравана, «Адмирал Шеер» в ночь на 22 августа погнался за советскими судами. Повторно обнаружить советский конвой гидросамолету удалось лишь в полдень 23 августа на якорной стоянке в южной части пролива Вилькицкого.
23 и 24 августа немецкий рейдер безуспешно пытался прорваться к советскому каравану из-за опасных погодных условий, связанных с переменой направления ветра и движением льдов. 24 августа у о. Русский крейсер попал в непроходимые льды, преодолеть которые он пытался до утра следующего дня. 25 августа после потери гидросамолета в результате аварии (при посадке самолёт потерял управление, и его пришлось расстрелять) немцы потеряли надежду перехватить советские суда. В результате рейдеру пришлось изменить курс. У о. Белуха в этот же день произошел его знаменитый бой с советским ледокольным пароходом «А. Сибиряков», которому удалось передать в эфир сигнал о вторжении немецкого корабля. Кроме того, в ночь на 25 августа немецкие подводные лодки получили разрешение действовать самостоятельно, в результате чего U‑255 совершила нападение на полярную станцию на мысе Желания.
24 августа на судах Третьего арктического конвоя ещё никто не подозревал о готовящемся вторжении немецкого рейдера. 17 человек из команды ледокола, по сообщению судового журнала, даже отправились на моржовую охоту. Однако на судне всегда сохраняли бдительность – в эти дни шесть краснофлотцев из военной команды находились у орудий ледокола, а семь из десяти котлов были под парами, чтобы в течение часа при улучшении ледовой обстановки можно было оперативно сняться с якоря.
25 августа в 5:40 утра судовая радиостанция смогла перехватить сообщение со станции на мысе Желаний, отправленное на Диксон: «Горим… Пожар… Ушли на запад». В 14 часов ледоколом «Ленин» был получен сигнал SOS и сообщение о потоплении ледокольного парохода «А. Сибиряков» немецким рейдером, тип которого предположительно был установлен как линкор. Однако точные сведения были получены лишь спустя 2,5 ч от А. И. Минеева с Диксона: в зашифрованных сообщениях № 584 и № 585 говорилось о появлении в Карском море вражеского крейсера, что сразу же было передано капитанам всех судов каравана. Таким образом, стало понятно, что караван должен немедленно сниматься с якоря и продолжать путь на восток, чтобы «забиваться в лёд».
Необходимо было срочно ускорить движение, и, по выражению М. Г. Маркова, «чтобы суда веселее двигались, [капитан] добавил, что крейсер направился в наш район». Без сигналов тревоги караван смог уйти в зону тяжелых льдов (до 9 баллов). Таким образом, суда Третьего арктического конвоя удалось спасти, уведя в безопасные воды.
Единственный сигнал тревоги за весь период экспедиции был дан в 23:23, когда суда конвоя обнаружили самолёт, однако вскоре сигнал был отменен, так как выяснилось, что это советский самолёт ледовой разведки пилота И. И. Черевичного.
«Наш караван тем временем старался как можно быстрее уйти от фашистского пирата, которого задержал своим сопротивлением ”Сибиряков”, – вспоминал Н. Ф. Инюшкин. – Капитаны судов, понимая, какая опасность угрожает каравану, шли в кильватере, соблюдая предельно малую дистанцию, и наше продвижение шло успешно. Помогло и то, что гидрографы Главсевморпути издали новую карту пролива Вилькицкого, что позволило нам форсировать этот пролив по более благоприятным ледовым условиям вблизи Таймырского побережья».
26 августа к Третьему арктическому конвою присоединился ледокольный пароход «Георгий Седов».
31 августа караван благополучно прибыл в Тикси под проводкой ледокола «Ленин», так как 30 августа «Красин» получил распоряжение оставить караван и следовать на помощь застрявшему во льдах в проливе Вилькицкого пароходу «Беломорканал». 8 сентября уже под проводкой ледокола «Ленин» суда конвоя достигли бухты Амбарчик, а позже руководство морскими операциями Восточного сектора направило суда «Моссовет», «Комсомолец Арктики» и «Аркос» дальше на восток, где они оставили свои грузы.
Список источников и литературы:
1) Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути— Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. Т. 4: Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933–1945 гг. 616 С.
2) Дремлюг В. В., Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин» истории изучения и освоения Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. — СПб., 2013. Т. VI. Кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях. — С. 203–261.
3) Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» — лидер Третьего арктического конвоя // Полярные чтения на ледоколе «Красин»–2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны. — М.: Паулсен, 2016. — С. 59–71.
4) Инюшкин Н. Ф. Ледоколы помогают фронту (машинопись) // ММФ ДВМП. Фонд Н. Ф. Инюшкина. № 9. Л. 1–7.
5) Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО 1 № 847.
6) Уланов А. Страна Чудес за Полярным кругом: как немецкому линкору не хватило отмороженности. URL: https://warhead.su/2018/10/01/strana-chudes-za-polyarnym-krugom-kak-nemetskomu-linkoru-ne-hvatilo-otmorozhennosti