30 апреля Netflix презентовал новый фантастический мини-сериал, который с нетерпением ждали многие знатоки жанра. "Этернавт" - это не просто очередная история про Конец Света, но и философский триллер в декорациях заснеженного Буэнос-Айреса.
В 1957 году аргентинский журналист и писатель Эктор Оэстерхельд впервые опубликовал свой комикс "Этернавт". Произведение можно было назвать передовым по тем временам, и поняли его далеко не все. Много лет спустя, в 1969-м, Оэстерхельд перепаботал комикс, придав ему острую политическую направленность, и выпустил с новыми иллюстрациями. Данная версия "Этернавта" принесла автору известность за пределами Аргентины и имела большой успех в Европе. Самого Оэстерхельда впереди ждала тяжелая и печальная судьба, но его наследие осталось жить, волнуя умы людей.
Еще в 1968 году планировалось создать анимационный телесериал по мотивам комикса, используя технику ротоскопирования. Увы, проект оказался чересчур дорогим и был закрыт после производства пилота. Потом к "Этернавту" пытались подступиться именитые аргентинские режиссеры, но безуспешно. Думали даже найти деньги у американских продюсеров и снимать на английском языке, но вовремя поняли, что так не пойдет. В начале нулевых на горизонте появились заинтересованные итальянские продюсеры, а в 2018-м - испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа.
Никто так и не пошел дальше разговоров, пока за дело не взялся аргентинский постановщик Бруно Стагнаро. Он заручился поддержкой продюсеров студии K&S Films, получил благословение от потомков Эктора Оэстерхельда и на протяжении двух лет трудился над сценарием. Вскоре к проекту Стагнаро подключился Netflix, и все завертелось. Съемки сериала несколько раз переносились, но в итоге были завершены. Главную роль исполнил всемирно известный аргентинский актер Рикардо Дарин ("Тайна в его глазах").
Буэнос-Айрес, наши дни. Рождество на носу, а Хуан Сальво с друзьями по традиции собираются в доме у Альфредо, чтобы перекинуться в карты. Споры, взаимные подколы, смех и возмущение. Игра затягивается до глубокой ночи, когда внезапно мужчины замечают, что пошел снег. Это летом в Аргентине? Что за ерунда? Прежде, чем выбежать из дома и удивиться еще больше, Хуан обращает внимание на людей, оказавшихся в момент снегопада на улице. Они падают, теряют сознание и больше не встают. Что происходит?
Тем временем, пурга усиливается, и очевидно, что осадки представляют опасность. На улицу выходить нельзя, поэтому Хуан бросается в гараж к автомобилю, но двигатель не заводится. У друзей - точно такая же ситуация. Электричество в доме отрубилось, у мобильных телефонов мгновенно разрядились аккумуляторы. Ни с кем не связаться, полная неизвестность. Но Хуану нельзя сидеть на месте: нужно срочно найти жену и дочь, которая собиралась гулять с подругой. Он делает импровизированный костюм из пальто и противогаза и отправляется в путь, чтобы узнать, что мир изменился раз и навсегда. И ядовитый снег - далеко не самое страшное.
Кому-то может показаться, что фантастический сериал "Этернавт" ("El Eternauta") особой оригинальностью не отличается и понахватал отовсюду понемножку. Но есть две глобальные причины, по которым все гораздо сложнее. Во-первых, как уже упоминалось, комикс был создан в далеких 1950-х, поэтому, скорее, идеи могли воровать у него. И во-вторых, "Этернавт" - не стандартный триллер-путешествие в антураже постапокалипсиса, а нечто большее. Конец Света здесь - лишь средство, а не цель. Катастрофа становится фоном для запутанных человеческих отношений. Поэтому сериал долго разгоняется и вряд ли понравится тем, кто любит беспорядочное действие.
Длинная экспозиция грамотно погружает публику в пучину неизвестности и заодно знакомит с персонажами. Зрители недоумевают вместе с героями сериала, шатаясь по заснеженному мегаполису, где в одночасье все остановилось. Такое "бесконечное ничто" отчасти напоминает "Лангольеров" Стивена Кинга, но только по настроению. Понятно, что в целом "Этеронавт" ближе к "Противостоянию" того же Кинга или недавнему сериалу "Одни из нас". Правда, без вирусов и болезней. Главный враг тут имеет иной облик.
Интрига частично раскрывается в начале четвертого эпизода. Но чем дальше, тем больше вопросов. Откуда взялись инопланетные захватчики? Кто ими руководит? Почему некоторые люди стали вести себя так странно? Секретов в "Этернавте" хватает, и многие разгадки окажутся неожиданными.
Технически сериал исполнен сдержанно, но стильно. В строгих тонах и без чрезмерной глянцевости и мультяшной графики. Оно и понятно: лишних денег у аргентинцев нет. Огромные районы Буэнос-Айреса были отсканированы в цифровом виде и переведены в систему виртуальной реальности Unreal Engine, после чего проецировались на экран на съемочной площадке. Технология виртуального произвоства позволила последовательно снимать натурные сцены, не жертвуя идентичностью и реализмом. Аргентинский колорит - ключевая часть "Этернавта", и здесь был нужен серьезный подход.
Рикардо Дарин - мировая звезда, и об этом все давно знали. В "Этернавте" актер демонстрирует новую грань своего таланта, играя роль ветерана Мальвинской войны, который стремится помогать людям, не забывая и о помощи самому себе. Хуан Сальво - персонаж многослойный, с тяжелым прошлым, которое еще может дать о себе знать в дальнейшем. Его друзья и соратники тоже важны и двигают сюжет вперед. Лишних линий в "Этернавте" нет, сценарий работает исправно. Да, темп не назовешь стремительным, но такова специфика сериала.
В финале "Этернавта" появляется вещь, которая удивляет больше, чем летний аргентинский снег. И намекает на явное продолжение истории. Судя по первым шести сериям, нас ждет много интересных открытий, а будет ли второй сезон - пока неизвестно. Но он точно нужен, чтобы ответить на все вопросы. Оценки критиков у "Этернавта" хорошие, да и зрительский рейтинг весьма высок. Надо ехать дальше, ведь аргентинский постапокалипсис - это сурово, классно и не банально. iVamos, vamos!
Оценка КИНОВАРНИ: 7/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!