10 апреля Netflix выпустил седьмой сезон популярного сериала "Черное зеркало". Антология занимательной фантастики об опасностях высоких технологий наконец-то вернулась ближе к истокам и не стесняется быть не только мрачной, но и чувственной.
На протяжении нескольких лет казалось, что создатель "Черного зеркала" Чарли Брукер испытывает творческий кризис. С каждым новым сезоном его детище больше буксовало, отступало от первоначальной концепции и вызывало много вопросов у публики. "Место проклято", - ворчали скептики, намекая на то, что "Черное зеркало" деградировало с момента покупки сериала платформой Netflix. Но седьмой сезон шоу вселил в зрителей надежду: возможно, не все еще потеряно, и первоначальная идея Брукера жива.
USS Каллистер: В бесконечность / USS Callister: Into Infinity
Самая длинная и, пожалуй, скучнейшая серия сезона, несмотря на оболочку фантастического блокбастера. Прямое продолжение эпизода "USS Каллистер" из четвертого сезона, где обиженный жизнью гениальный программист поместил цифровые копии коллег в многопользовательскую видеоигру про космос. Теперь горстка несчастных клонов пытается выжить в жестоком виртуальном мире и заодно понять, как быть дальше. Конечно же, их действия приведут к непредсказуемым глобальным последствиям.
Увы, но масштабный эпизод с явными отсылками к "Звездному пути" и другим ретро-шоу быстро превращается в пустой аттракцион в духе фильмов Marvel. События и персонажи сливаются в одно пестрое пятно, вызывающее зевоту. Мораль тут, конечно, есть, но она до безумия скучна и избита. Явно не уровень "Черного зеркала". Из очевидных плюсов можно отметить наличие нескольких хороших актеров, среди которых выделяются Джесси Племонс и Кристин Милиоти.
Отель "Мечта" (третий эпизод) / Hotel Reverie
В этой серии ситуация прямо противоположная. Идея свежа и даже элегантна, но реализация подкачала. Сюжет вертится вокруг знаменитой актрисы, приглашенной на съемки ремейка голливудской классики. Легендарная киностудия находится на грани банкротства и поручает производство ремейка компании Redream, практикующей новейшие нейросетевые технологии. Сознание актрисы загружают в "реальность" старого фильма, где будут автоматически сгенерированы интерьеры и остальные персонажи. Но есть одно жесткое требование: отступать от сценария ни в коем случае нельзя!
Задумка великолепная, этого не отнять. Да и тема нейросетей актуальна, как никогда. Но серию подводит рваный темп повествования: из-за него хронометраж выглядит чересчур растянутым. Да и дуэт титульных актрис в лице Иссы Рэй и Эммы Коррин будто бы переигрывает. Наблюдать за их персонажами быстро надоедает, хотя изначально история кажется перспективной. Складывается ощущение, что режиссер Ван Хаолу попросту не справилась с постановкой. Бывает.
Игрушка (четвертый эпизод) / Plaything
Притча о том, как амбициозная видеоигра и один ее преданный фанат привели мир к... чему-то весьма неожиданному. Задумка, прямо скажем, не такая уж свежая, но глазу есть за что зацепиться. Две сюжетные линии - в прошлом и настоящем - добавляют серии детективной напряженности. А шотландский актер Питер Капальди перетягивает все внимание на себя и точно не даст зрителям нажать на кнопку "Выкл". К тому же, атмосфера событий прошлого по духу напоминает культовый фильм "На игле" Дэнни Бойла, и это еще один плюс. Жаль только, та самая видеоигра не пышет оригинальностью и похожа на гибрид "Тамагочи" и "Леммингов". Ну да ладно. Смотреть все равно интересно.
Черный зверь (второй эпизод) / Bête Noire
Корпоративный сатирический триллер, высмеивающий человеческие пороки. Да, структура сложностью не отличается. И сатира достаточно прямолинейная. Но зато как точно бьет в цель! Вся соль в концовке, и она жестока и бескомпромиссна. Осторожно! Есть риск увидеть себя в отражении такого "черного зеркала", поэтому людям с отсутствующей самокритикой данную серию лучше не смотреть.
Перспективная девушка-технолог Мария, работающая в пищевой промышленности, неожиданно сталкивается с одноклассницей, которую не видела много лет. Старую знакомую почему-то берут на одну из должностей в той же компании, и рабочий процесс стремительно меняется. А потом и с окружающей реальностью тоже что-то происходит. Марии начинает казаться, что она сходит с ума, и во всем виновата внезапно появившаяся в ее жизни школьная подруга.
Обычные люди (первый эпизод) / Common People
Седьмой сезон стартует с мощнейшей и очень печальной серии, где нет никаких полутонов, а основной конфликт более чем осязаем. Все это уже можно наблюдать в современном капиталистическом мире, и тут "Черное зеркало" становится отражением текущей эпохи. "Что дальше?" - спросите вы. "Лучше и не знать", - ответит Чарли Брукер. А когда пойдут финальные титры, останется лишь тишина, да шорох роящихся в голове мыслей. Се ля ви.
Простая семья. Муж - сварщик, жена - школьная учительница. Годы идут, а завести ребенка никак не получается. На одном из уроков жена теряет сознание, а потом - неутешительный диагноз. Опухоль мозга, шансов на спасение уже нет. Или почти нет? Существует все-таки один медицинский стартап, готовый предложить решение. Причем, совершенно бесплатно. В рамках промо-компании и эксперимента. Конечно, отчаявшиеся супруги соглашаются. Операция проходит успешно, жена выздоравливает. Но есть нюанс, ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Надгробная речь (пятый эпизод) / Eulogy
Одинокий стареющий американец по имени Филипп получает печальную новость: в Англии скончалась его давняя знакомая и, по совместительству, бывшая девушка. Они расстались много лет назад, и теперь дочь покойной просит Филиппа составить надгробную речь для "иммерсивных похорон". То есть, присутствовать на мероприятии "вживую" не обязательно. Главное, вспомнить что-то хорошее о знакомой и записать при помощи специального устройства и искусственного интеллекта. Филипп соглашается, даже не подозревая о том, как это изменит не только его прошлое, но и настоящее.
Пожалуй, единственная серия, показывающая, что передовые технологии могут действовать во благо. Ручка эмоциональности здесь выкручена на максимум, а в главной роли - великолепный Пол Джаматти. Артхаусная драма с элементами фантастики, чего еще желать? Тем более, если катарсис в финале обеспечен. Вот ради такой философии и создавалось "Черное зеркало". Это истинная жемчужина всего седьмого сезона. Браво, Чарли Брукер.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ КИНОВАРНИ В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!