Найти в Дзене
Тихие радости

Леониха 1

Фото автора
Фото автора

Старенький автобус подкатил к магазину и, сделав разворот, замер, исчезнув на миг в облаке дорожной пыли, которую сам же и поднял. Толпа жаждущих попасть в город рванула на абордаж транспортного средства. Как ни странно, но впереди оказались старенькие бабульки, ловко прокладывающие себе путь палками, на которые опирались при ходьбе. Старушки как- то сразу при виде автобуса позабыли, что едва доковыляли до магазина. И в ожидании поездки к врачам перечисляли свои многочисленные болячки. Крепость в виде старенького автобуса была взята, лучшие места заняты. Следом в многострадальные двери пытались втиснуться женщины помоложе. Они тоже устроили толкучку в дверях своими корзинками и сумками, набитыми деревенскими гостинцами. Наконец, что- то распихалось под сиденья , часть осталось в проходе. Казалось бы автобус полон. Но тут на штурм пошла молодёжь. Весело гогоча, словно гуси, они уплотняли заднюю площадку.

Леониха, грузная женщина лет за шестьдесят, бежала по пыльной деревенской дороге и махала рукой, привлекая внимание. Она боялась опоздать на автобус. Закрутилась дома, собирая сумку в дорогу. Вон уже и молодёжь вся влезла. Но кто- то заметил ее и сообщил водителю. Раскрасневшаяся от жары и бега, с растрепанными волосами , Леониха подбежала к двери автобуса и с трудом смогла прохрипеть:

- Подвиньтесь.-/ Она попыталась влезть. Но стена из пассажиров была непробиваемая.

- Куда? Тут яблоку негде упасть. Иди в ту дверь, а лучше домой. Нечего по городам шастать, деньги тратить.- рявкнул кто- то из мужиков внутри автобуса. Раздался довольный хохот. Смеялась в основном мужская часть пассажиров. А что не позлословить над бедолагой, которая не попала в автобус.

Из передней дверцы высунулась голова кумы Лизаветы.

- Тоня, иди сюда. Подвинемся. Всем ехать надо.- она помогла поднять тяжелую сумку Леонихи, а потом и ее втянула в автобус. Новая пассажирка попыталась выдохнуть на радостях, что успела. Она сняла косынку, сбившуюся на бок и постаралась вытереть пот с лица, но только размазала пыль.

- Ты куда собралась? Сынок твой приезжал на выходные. Вчера только уехал, сама видела- поинтересовалась кума.

- Ох, не спрашивай- отмахнулась Тоня и всхлипнула. Лизавета поняла, что ее вопросы не уместны в переполненном автобусе и замолчала.

- Все?- Громко спросил водитель и постарался закрыть двери. Они заскрипели и с трудом, но захлопнулись. Автобус поднатужился и тронулся с места.

Через час измученная духотой и теснотой толпа пассажиров была высажена на городском автовокзале.

Леониха выскочила первой и постаралась скрыться за многочисленными торговыми павильонами. Ни к чему ей разговоры сейчас. Она донесла сумку до остановки и попыталась расспросить женщину, стоящую там, как добраться до нужного адреса. Выяснилось, что ей необходимо перейти на ту сторону улицы. Мысленно ругая всех на свете, женщина пошла к переходу.

Она приехала в город, чтобы поговорить с родственником. Собственно какой он ей родственник. Сын двоюродного брата мужа, с которым она сожительствовала. Правда недолго. Наверное, поэтому не успели расписаться.

Тоня родилась поздно у родителей. Больше деток судьба им не дала. Поэтому над ней дрожали. Оберегали от всего. Это дало свои плоды. К тридцати годам она осталась без родителей, с трудом понимая как жить дальше. Ростом Тоня пошла в отца: высокая, сутулая. Красотой не блистала. По характеру тихая. Очередь из женихов не стояла. Подруг тоже не было. Ей с детства внушали, что подруги до добра не доведут. Только плохое у них на уме. Вот так и выросла оранжерейным цветком, но к труду приучена. Тут поблажек не было. Учеба ей давалась с трудом, поэтому никуда не поехала. Осталась при отце с матерью. Так решили родители.

Поплакала первое время, когда осталась одна, а потом смирилась, что век коротать будет старой девой. Работала на свекле. Колхоз сажал сахарную свеклу. Вот основной работой для женщин была прополка и уборка этой культуры. Все лето до поздней осени в поле. А зимой вели домашнее хозяйство. Кто подрабатывать выходил в колхоз, а Тоня вязала носки и варежки. Держала она несколько овечек. Вот с них и брала пряжу на изделия. Не мало приходилось потопать ногами, да покрутить руками, чтобы получить клубки шерсти для вязания. Но так многие жили в этом селе. Теплых хороших носков в магазине в те времена не сыскать было, поэтому по первому морозцу приезжали к ним перекупщики с севера и забирали все сразу. Приработок был небольшой, но женщине одной хватало. Так однообразно прошло несколько лет. Никаких изменений Леониха не ждала в своей жизни. Все просто и предсказуемо. И Леонихой её звали по уличному из- за фамилии Леонова.

Но кто- то сверху посмотрел на ее судьбу и решил все изменить.

Однажды летним вечером, когда сумерки накрыли землю, в окно раздался стук.

- Тоня, открой. Это я, Лиза. Разговор есть.

Женщина выглянула в окно. Действительно, Лиза Емельянова. Они когда- то учились в одном классе. Но подругами не были. Лиза выучилась на портниху и работала в местном ателье. Замуж выскочила рано. За Сашку Трубникова. Родила ему двоих пацанов. Жили дружно в доме его матери. Она была уже старенькой. Ей требовалась помощь. Домик небольшой. Всего три комнаты, да кухня. Но все умещались. Пока не приехал старший сын свекрови Николай. Что- то у него там не заладилось, где жил и работал. Вот и вернулся в родное село к матери. Старушка обрадовалась приезду сына. И муж был рад, что брат дома. Только Лиза одна ночами не спала.

Как быть? У них три небольшие комнаты. В одной свекровь, в другой дети, третья им с мужем досталась. Конечно, доля Николая в родительском доме есть. Тут не поспоришь. Но куда его поселить? Пока лето, он на веранде расположился. А дальше что? Строиться? Нужны деньги. А лишних нет. А если Николай надумает жениться? Две хозяйки в доме. И так со свекровью живут. Сам Николай мужик тихий, добрый. Говорит встретил женщину, стали жить вместе, но тут вернулся её сын из известных мест. И не поладили они. Вот и приехал домой.

Не спала ночами Лиза. Как так сделать, чтоб все довольны были? Кто ищет выход, тот его найдет. Сегодня в магазине она столкнулась с Тоней. Поздоровались и разошлись по своим делам. Обе не любили языком молоть. А вечером в постели Лизу словно молния пронзила. Надо Николая с Тоней свести. Оба тихие, спокойные. У женщины свой дом. Пусть там и живут.

Весь следующий день женщина думала об этом, а вечером решила сходить к Тоне в гости, поговорить.

-Тонь, давай на лавочке сядем. Здесь прохладнее.- предложила гостья.- Устала поди сегодня. Жара какая стоит. Я бы не смогла так, как ты работаешь. Уезжать из зари и до зари. А еще и дома хозяйство.

- Да я привычная- ответила хозяйка, теряясь в догадках, что надо гостье в столь поздний час.

- Это у вас первая прополка?

- Нет, вторую заканчиваем.

- Иди ты. Вторую- Лиза не знала как подойти к основной теме.- А по дому справляешься? Поди тяжело одной, без мужика?

- Я привыкла.

- Тонь, я что хочу сказать... Не знаю с чего начать... Ты мужа моего знаешь?

Хозяйка согласно кивнула головой.

- А брата его Николая?

- Так. Немного.- ответила Тоня.

- Слушай. Мужик хороший, тихий, покладистый, только невезучий. Давай я вас познакомлю. Может что и сладится у вас?

Тоня растерялась от такого разговора. Что значит сладится? Мужчина в ее жизни? Она и думать уже об этом перестала давным- давно.

- Тонь, что молчишь?- толкнула ее локтем гостья.

- Не знаю, что сказать? Зачем я ему? Не молода, не красавица.

- И он не молод, не красив. Помотался по белу свету мужик и хватит. Теперь ему хочется покоя.

- Ну, не знаю? А он что говорит? - полюбопытствовала хозяйка.

- А кто его спрашивать будет? Ты сама подумай. Зимой не одна будешь мерзнуть, а вдвоем постель согревать. Что постель, словом есть с кем перекинуться. Давай- ка мы с тобой вдвоем возьмёмся за это дело.

- Нет, Лиз. Зачем всё это? Да не понравлюсь я ему. Только позориться.

- Тонь, ты подумай. А я завтра вечерком опять забегу.- Лиза толкнула соседку плечом и улыбнулась- На свадьбу не забудь позвать потом.

Лиза убежала домой. Ее ждала семья и куча дел. В эту ночь она спала крепким сном. Зато у Тони началась бессонница. Еще месяц молодой смотрел в окно и усмехался: в невесты собралась?

До утра не сомкнула глаз. А ведь ей сегодня на работу в поле. Но как это жить с мужчиной, которого совсем не знаешь? Заботиться о нем? Нет, жила она одна и славно. Не надо ей никого. У нее и отношений серьёзных не было. Да и не серьезных тоже. На новогодней гулянке потеряла девичью честь с каким- то залетным гостем. И рада этому была. А то уж стыдно в таком возрасте ходить девицей. Вот и весь её опыт.

Тоня боялась увидеть в глазах этого жениха разочарование. Она не любила себя, свое тело. Одевалась, чтоб не дорого и не марко. "Нет" завтра скажет Лизе и будет дальше существовать размеренной жизнью.

К вечеру женщина окрепла в своем решении и даже успокоилась немного. До того самого момента пока не увидела, как во двор входит Лиза, а за ней Николай.

- Хозяйка, добрый вечер. Гостям рада? Мы вот с Колей шли от Кузьминичны и решили к тебе зайти. Ты мне маслобойку обещала. У нашей крестовина обломилась.- весело тараторила Лизавета.

- Маслобойку? - растерялась Тоня.

- Что? Иль отдала кому? А ведь мне обещала. Тогда хоть кваском угости. Коль, квас у нее знатный. Она его на подсушенной свекле делает. Я пробовала. Садись. Сейчас дух переведем и домой пойдем.

Мужчина послушно присел на лавку. Хозяйка поспешила в сенцы за квасом. Она вынесла бидон небольшой и две кружки. Заметила, что у нее почему- то дрожали руки.

Пили с наслаждением. Напиток действительно получился удачным. Пока гости наслаждались угощением, Тоня украдкой рассматривала Николая. Хороший мужчина. На такую, как она, не посмотрит. А гость даже не догадывался об истиной цели визита в этот дом.

- Коль, Тоня на калитку жаловалась. Одна живёт. Мужчины в доме нет. Может посмотришь завтра. Женщина она стеснительная. Лишний раз кого попросить боится. Вот почему хорошим людям и не везет? А?

Николай вздохнул, соглашаясь с родственницей и мельком взглянул на хозяйку. Перед ним стояла женщина высокого роста, видно стесняясь этого, поэтому горбилась. Руки длинные не знала куда деть. То в карманы выцветшего платья спрячет, то на груди сложит. Волосы стянуты в хвост. Взгляд хмурый.

- Неуклюжая какая- подумал мужчина. Ему стало ее жалко.- Какой мужик посмотрит на такую. Видно, что не бойкая. Эх, а сам то?

- Коль, что молчишь? Поможешь?

- Помогу- согласился Николай.

- Тонь, во сколько завтра ему прийти?- спросила Лиза. Хозяйка растерялась. Она едва успевала за событиями. Ну, Лизавета. Они еще и завтра придут? Кваса не хватит. Она делала немного. На гостей не расчитывала.

- Тонь. И ты молчишь. Вот достались мне молчуны. Два сапога пара.- рассмеялась женщина.

- Вечером приходите. Пока стадо овец не пригонят.

- Коль, она знаешь какие варежки вяжет? Красивые, теплые. И тебе свяжет.

- Мне- то, мужику, зачем красивые?- удивился гость.

- Значит свяжет некрасивые- веселилась Лизавета.- Мне домой пора. А ты со мной или еще квас попьешь?

- Нет, я напился- не понял намёка родственник.

- Тогда пошли.- вздохнула Лиза.- Тонь, ты его завтра окрошкой угости. Он ее любит.

Гости ушли, а хозяйка присела на лавку. Ну, Лизавета. Она даже не спросила её. Просто привела и всё. Завтра она решительно скажет "Нет". Трудно представить, что о ней подумал Николай. Стояла перед ним как шест, слова нормального не могла сказать. Еще в таком платье. Его выбросить пора, а она гостей встречает.

- Что там Лиза сказала? Окрошку сделать? А колбаса есть в холодильнике или завтра после работы в магазин зайти?

Продолжение

Все совпадения случайны.
Копирование текстов без согласия автора запрещено.

Рассказ будет выходить с 6 до 7 часов по московскому времени.