Фантастическая лента «Крикуны» (1995) – пример того, как мощный нарратив и глубокая идея могут перевесить спецэффекты. Этот фильм, подобно «Эквилибриуму», был встречен на Западе с прохладцей, в то время как в России его считают практически культовым. Почему?
Потому что «Крикуны» – не просто фантастический триллер, это метафора состояния мира, заставляющая задуматься о природе войны, власти и человеческой сущности. Фильм знаменует собой вершину творчества Кристиана Дюге, режиссера, которого чаще всего вспоминают за мистический сериал «Голод» (1997-1999), созданный по мотивам работы Тони Скотта, и триллер «Дневная фотомодель» (1994), где дебютировала Фамке Янсен. Однако ни один из этих проектов не достиг масштаба и глубины «Крикунов».
Значимость проекта выходит далеко за рамки его режиссерского мастерства. «Крикуны» стали отправной точкой для новой волны экранизаций произведений Филипа К. Дика. До этого момента к его работам подходили с осторожностью, либо признанные мэтры кинематографа, такие как Ридли Скотт и Пол Верховен, либо представители андеграунда.
«Крикуны» же сделали Дика модным автором для киноиндустрии. Ирония ситуации заключается в том, что западная критика встретила картину холодно, называя её бессмыслицей и ругая за «простоватую» постановку. Но эти оценки не отражают истинную ценность фильма.
Действие разворачивается накануне XXII века, в мире, расколотом корпоративной войной между Содружеством и Новым Экономическим Блоком. Эта война – не какое-то столкновение армий; она представляет собой бесконечный цикл насилия, коррупции и идеологической борьбы, отражающий многие аспекты реальности нашего мира.
Затяжные позиционные бои на разных планетах напоминают исторические конфликты, например, Первую мировую войну, где ни одна сторона не имеет явного морального превосходства. Здесь нет однозначно «хороших» и «плохих»; каждая сторона имеет свои мотивы, свою правду и свои жертвы.
Вместо грандиозных космических баталий, «Крикуны» сосредотачиваются на психологическом аспекте войны, на изматывающем воздействии насилия на человеческую психику. Фильм мастерски передает атмосферу безысходности, показывая, как война разрушает не только города и планеты, но и человеческие души.
Образы главных героев – это отражение дегуманизации, которая происходит в условиях бесконечного конфликта. Они действуют в рамках жестких моральных дилемм, принятые решения не всегда соответствуют традиционным понятиям добра и зла.
Технологический уровень ленты, хотя и не соответствует современным стандартам блокбастеров, создает уникальную атмосферу. Отсутствие слишком ярких спецэффектов позволяет зрителю сосредоточиться на сюжете и прочувствовать глубину проблемы, поднятой режиссером.
Вместо показухи мы видим реалистичные сцены войны, пронизанные отчаянием и ужасом. Этот прием позволяет режиссеру усилить эмоциональный эффект и заставить зрителя пережить все те сложности и трагедии, которые испытывают герои.
Более того, «Крикуны» являются ярким примером дистопической фантастики, представляющей гротескное зеркало нашего мира. Кино заставляет задуматься о необходимости поиска мира и согласия, о рисках бесконечных военных конфликтов и о необходимости критического осмысления политических и экономических процессов, которые могут привести к таким катастрофическим последствиям.
«Крикуны» показывают, как легко можно потерять человечность в гонке за властью и богатством, и как важно помнить о моральных ценностях даже в самые трудные времена. Адаптация произведения Филипа К. Дика удалась на ура, потому что фильм удачно передает атмосферу первоисточника и сохраняет его глубокий смысл. Поэтому «Крикуны» - по большому счету не кино, но призыв к размышлению о будущем человечества.