Найти в Дзене

Российское кино, год 1908: «Стенька Разин»

Год 1908 считается точкой отсчета для российского кино: свет увидел первый игровой фильм. Им стал «Стенька Разин» или «Понизовая вольница». «Стенька Разин» стал не просто первым художественным фильмом, но и первой экранизацией. Сценарий был написан Василием Гончаровым — пионером исторического отечественного кино, который взял за основу народную песню «Из-за острова на стрежень». Сюжет повествует о гуляниях Стеньки Разина с его пленницей — персидской княжной. Это не нравится шайке Разина — это мешает уходить от погони, которая ведется за бандой. Понимая, что атаман заигрался, его подручные устраивают подлог — подкидывают липовое письмо княжны к некоему принцу Хассану, якобы истинной любви героини. Найдя его, Стенька в порыве ревности и злобы бросает свою пленницу в Волгу. Сюжет раскрывается через сцены гуляний и ревности. Также используются интертитры. Но будем честны, без гугления полностью понять, что происходит, сложно. Вековое кино, что поделать. Интересно, что Василий Гончаров о
Оглавление

Год 1908 считается точкой отсчета для российского кино: свет увидел первый игровой фильм. Им стал «Стенька Разин» или «Понизовая вольница».

Первая экранизация

-2

«Стенька Разин» стал не просто первым художественным фильмом, но и первой экранизацией. Сценарий был написан Василием Гончаровым — пионером исторического отечественного кино, который взял за основу народную песню «Из-за острова на стрежень».

-3

Сюжет повествует о гуляниях Стеньки Разина с его пленницей — персидской княжной. Это не нравится шайке Разина — это мешает уходить от погони, которая ведется за бандой. Понимая, что атаман заигрался, его подручные устраивают подлог — подкидывают липовое письмо княжны к некоему принцу Хассану, якобы истинной любви героини. Найдя его, Стенька в порыве ревности и злобы бросает свою пленницу в Волгу.

-4

Сюжет раскрывается через сцены гуляний и ревности. Также используются интертитры. Но будем честны, без гугления полностью понять, что происходит, сложно. Вековое кино, что поделать.

Первый спор об авторском праве на кино

-5

Интересно, что Василий Гончаров оказался одним из первых авторов, кто попытался защищать свои авторские права на пьесу и сценарий фильма. Но у него ничего не вышло, ему отказали. Мотив — сценарий для общественности являлся «механическим», что противоречило духу «драматического театра».

Вы спросите, при чем тут театр и сценарий фильма? На дворе 1908 год, большая часть интеллектуальной общественности в снобистской манере отказывало кинематографу в праве называться искусством. Для них это низкопробное развлечение для толпы, которая отбрасывает тень на «истинное» искусство театра. История всех рассудит и в очередной раз покажет, что узость мышления — это порок, мешающий развитию.

Техническое исполнение

-6

Естественно, мерить фильм 1908 года по лекалам современного кинематографа глупо. Картинка затемнена, никаких фильтров еще нет, а принципы светокора известны в фотографии, но для кино еще диковины.

Игра актеров, естественно, плоха (по нашим меркам). Для них камера — это непонятный объект, они не научены не смотреть в неё. Являясь театральными лицедеями, они отыгрывают всё излишне наиграно. В умах еще не сложилось понимание, что театр и кино хоть и родственники, но принципы драматургии и актерской игры у них разные.

Плюсом фильма является использование натурной съемки, а не павильонов. Для художественного кино это значительно усложняет процесс производства, тем более «Стенька Разин» снят на воде.

Если верить данным, то для съемок привлекли аж 150 статистов. Цифра достойная даже для современного кино.

Реакция зрителей

Зрителю в 1908 году было проще, мало того что сеансы сопровождались комментариями, так и насмотренности у людей еще не было. Это мы видели сотни фильмов и привыкли к определенным паттернам показа истории.

В 1908 году поход на сеанс синематографа — само по себе событие, вызывающее эмоции самим фактом существования подобной технологии, но современный зритель, как и театральные снобы из 1908 года, смотрит на такие картины свысока.

-7

Бал 5,7 на «Кинопоиске» больше говорит не о фильме, а о оценивающих. Всегда интересен зрительский путь к картинам, подобным «Стенька Разин». Вряд ли это рядовой зритель, которому нечего было посмотреть на Netflix и он решил глянуть кинцо начала 20 века. Кажется, что зрители таких картин либо самые прожженные киноманы, либо студенты, которым дали домашнее задание отсмотреть «историю кино».

Я не верю, что истинный кинофан будет ставить фильму 1908 года низкие оценки, а вот двоечники-студенты, которые отбывают обязаловку по просмотру кино, могут. И это бы объяснило текущее состояние современного массового российского кино. Ну или я натягиваю сову на глобус...

-8

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Остальные части серии «Российское кино: один год, один фильм» можно найти тут:

Российское кино: один год, один фильм | Закрома Гая Мецената | Дзен