Найти в Дзене
Анна Лескова

6 ступеней развития репетитора

В репетиторстве я выросла с зарплаты в 30 тысяч в найме до 300 тысяч в работе на себя, со своими учениками. Я работала и с русскоязычными клиентами, и с иностранными. Работала и в группах, и индивидуально. В какой-то момент коллеги сами стали мне задавать вопросы, записываться на консультации и просить поделиться своим опытом. Я пообщалась с очень многими репетиторами, видела абсолютно разные ситуации, но тем не менее начала замечать определенные паттерны, и сегодня в этой статье я хотела поделиться с вами своей авторской системой уровней развития репетитора. Каждая ступенька имеет место быть, и каждая ступенька развития важна. Проблема возникает только тогда, когда вы очень долго топчетесь на одном месте, и чувствуете, что никак не можете сделать следующий шаг, или даже не понимаете, а что конкретно предпринять. Поэтому эта статья будет полезна всем репетиторам. За основу уровней я взяла систему оценивания знания иностранного языка, но, я думаю, репетиторам других предметов тоже буде
Оглавление

В репетиторстве я выросла с зарплаты в 30 тысяч в найме до 300 тысяч в работе на себя, со своими учениками. Я работала и с русскоязычными клиентами, и с иностранными. Работала и в группах, и индивидуально. В какой-то момент коллеги сами стали мне задавать вопросы, записываться на консультации и просить поделиться своим опытом.

Я пообщалась с очень многими репетиторами, видела абсолютно разные ситуации, но тем не менее начала замечать определенные паттерны, и сегодня в этой статье я хотела поделиться с вами своей авторской системой уровней развития репетитора. Каждая ступенька имеет место быть, и каждая ступенька развития важна.

Проблема возникает только тогда, когда вы очень долго топчетесь на одном месте, и чувствуете, что никак не можете сделать следующий шаг, или даже не понимаете, а что конкретно предпринять. Поэтому эта статья будет полезна всем репетиторам. За основу уровней я взяла систему оценивания знания иностранного языка, но, я думаю, репетиторам других предметов тоже будет актуальна эта тема, и в любом предмете ученик проходит через определенные уровни знания и владения.

Взяла за основу данную систему деления на уровни
Взяла за основу данную систему деления на уровни

Я могу выделить шесть уровней развития репетитора, и это:

1. Начинающий

2. Элементарный

3. Работяга

4. Уверенный репетитор

5. Эксперт

6. Лидер ниши

Я подробно расскажу, что я имею в виду под каждым уровнем, и самое главное, что на каждом уровне мешает перейти на следующую ступеньку

-3

Уровень №1. Начинающий репетитор

Какие у нас характеристики такого репетитора?

  • Только начинают преподавать
  • Нет чёткого позиционирования

То есть, такому репетитору, впринципе, пока неважно: с детьми работать или со взрослыми, за 200 рублей или за 2000 рублей.

Как правило, первые шаги в репететорство сильно зависят из окружающей среды. Может быть вас родственники или соседи попросили позаниматься с их ребенком. Может быть это ученик, который прям предложил заниматься со всей его семьёй. Или, может быть, вы сами, когда готовились к ЕГЭ, занимались с репетитором за 1000 рублей, и когда вы сами стали репетитором, у вас в голове возникла чёткая связка: я теперь должен брать 1000. В общем, первые шаги формируются именно из окружения, из того, что человек видит, какие люди к нему притянулись, какая ситуация сложилась.И у каждого это индивидуально.

  • Страх брать деньги, повышать цену, брать деньги по абонементу
  • Мало учеников или нестабильный поток

Это тот этап, когда каждый лид, каждое сообщение от потенциального клиента вызывает море эмоций. Это и страх, и восторг, и "что же делать", и, "конечно, сейчас я все свои дела брошу и побегу заниматься с этим учеником". Это абсолютно правильный этап в карьере каждого преподавателя, это то время, когда мы все набираемся опыта.

-4

Что же может помешать на этом уровне двинуться дальше?

Во-первых, неуверенность в себе, она абсолютно оправдана отсутствием опыта. На данном этапе синдром самозванца абсолютно адекватен. Но в какой-то момент это может помешать при переходе на следующий этап.

Во-вторых,
помехой может стать отсутствие своей понятной системы обучения. Тут еще только начинает формироваться авторский стиль преподавания, и это тоже абсолютно адекватный этап. Но при переходе на следующий уровень уже должна быть набитая рука, уже должны быть моменты в преподавании, когда мы с чем-то четко не согласны, и когда мы с чем-то четко согласны, и, таким образом, вырабатываем свой преподавательский стиль.

В-третьих, неумение себя презентовать

На чем конкретно нужно сфокусироваться, чтобы перейти на следующую ступеньку?

провожу уроки
провожу уроки
  1. Важно гнаться не за деньгами, а за опытом.

Заниматься бесплатно, за отзыв, за небольшие деньги, чтобы набрать первые часы преподавания.

2. Собирать обратную связь, просить отзывы.

Каждый раз, когда ученик вам говорит «Спасибо большое, что вы снова к нам приехали», или «Спасибо большое за уроки моему сыну, моей дочке, так нравится», это самый лучший способ сказать «Пожалуйста, я очень рад, а вы не могли бы мне написать те же самые слова благодарности, но в письменном виде я это обязательно буду использовать как отзыв для привлечения новых учеников».

3. Оформить страничку о себе в любой соцсети либо на сайте агрегате.

4. Прокачивать уверенность в себе.

На каждом уровне, вы увидите, мы будем сталкиваться с определенным психологическим аспектом.

Мы можем работать с ним двумя способами: либо через бизнес, либо через личную жизнь. Если есть неуверенность в себе в рамках бизнеса, то 100% у нас есть неуверенность в себе и в нашей жизни.

Соответственно можно либо идти разбираться там, и потом это состояние тянуть в бизнес, либо набираться смелости, разбираться с этим ощущением в бизнесе, и потом вытягивать его на личную жизнь, но однозначно каждый этап развития в репетиторстве, как в бизнесе будет в том числе и этапом развития личности.

Это будут этапы изменений, чего-то нового, и не обязательно сразу положительного, ведь это в том числе и страхи, и новые задачи, новые челленджи.

Подытожим,

Характеристики первого уровня
Характеристики первого уровня

Уровень №2. Элементарный репетитор

Посмотрим, какие у него характеристики.

  • Есть 2-3 стабильных ученика
  • Закрепились в одном направлении маркетинга

Кто-то начал вести инстаграм, кто-то зарегистрировался на Профи, кто-то на Авито, и в том конкретном направлении маркетинга вы почувствовали отдачу.

  • Первые попытки пакетов

То есть мы начинаем экспериментировать с ценообразованием. Кто-то разграничивает цены на 45, 60 и 90 минутные уроки. Другие выделяют индивидуальные и групповые уроки. Еще варианты: базовый и продвинутый, по школе и самостоятельно, подготовка к разным экзаменам.

в перерыве между уроками
в перерыве между уроками

Что мешает на этом этапе перейти на новый уровень?

Во-первых, синдром самозванца, стеснение, нежелание проводить пробные уроки, боязнь продаж. Здесь целый комплекс личностных аспектов, которые очень сильно мешают сделать следующий шаг. Также сюда относится нежелание рассказывать о себе, тихий голос, все интровертные качества.

И я могу по себе сказать, я абсолютный интроверт, и все, что касается экстравертности, общения с людьми, записи видео – это все для меня практика и тренировка. Для меня - это что-то неестественное, то что забирает энергию, поэтому если вы тоже считаете себя интровертом, застенчивым преподавателем, то просто знайте, что это все навыки, которые качаются и формируются.

Во-вторых, нет системы продвижения, нет понимания, как набирать учеников.

В-третьих, на данном уровне часто слышны фразы детской позиции. "Я не могу", "не получается", и прочее. То есть люди концентрируются на ограничениях, а не на возможностях, не на потенциале, не на поиске решений.

Какой фокус нужно держать репетиторам на этом уровне?

Маркетинг, но без перегруза. То есть важно выбрать для себя 4-5 каналов продвижения и стабильно, системно их качать.

Подытожим,

-8

Уровень №3. Работяга

Какие характеристики?

  • Доход 30-50 тысяч в месяц
  • Концепция «я сам», «всё сам»

Человек много работает, потенциально он мог бы что-то делегировать, но нет навыка.

  • Много процессов в бизнесе идут по настроению

Т.е. это эмоциональная стадия развития бизнеса. Если почувствовал человек беспокойство, он идёт, бежит искать учеников. Если почувствовал благодарность за полученную оплату, он останавливает любые действия по маркетингу. Если он чувствует какое-то отторжение от людей вокруг, он решает, "не буду набирать группу", "не буду делать этот интенсив".

И, наоборот, если он чувствует подъем, он решает, "сейчас я буду рассказывать", "сейчас я буду набирать людей".

Действия по бизнесу зависят именно от настроения человека, а не от стратегии или плана.

выходной день онлайн репетитора, живущего в Черногории
выходной день онлайн репетитора, живущего в Черногории
  • Плавающее расписание

Всё расписание подстраивается полностью под учеников.

Вся жизнь крутится вокруг расписания, которое выбрали ученики, даже если это некомфортно ни вам, ни вашей семье.

  • Отсутствие выходных

Да, пусть хотя бы один урок, но я его провожу и в субботу, и в воскресенье, и во все-все-все остальные дни.

На этом уровне, судя по моему опыту - преподаватели работают больше всего. То есть их зарплата не отражает те усилия, которые они реально вкладывают.

Что же мешает перейти на следующую ступеньку?

Здесь у нас два фактора.

Во-первых, нет четкой системы работы. Нет четких правил.

Во-вторых, как правило, нет границ с учениками. На этом этапе могут быть ученики с претензиями, сложные клиенты, с которыми тяжело общаться, у которых очень сильно завышены требования, токсичные ученики, которые притягиваются, потому что в рамках вашей компании, как репетитора, вы не смогли установить правила и четкие границы.

Как только нас ученики кинули на деньги, постоянно отменяли уроки, мы наконец-то доходим до болевой точки и признаем, что у нас должны быть правила, четко прописанные в договоре. И с этого момента мы переходим на следующий этап.

В перерыве между уроками
В перерыве между уроками

На чем держим фокус?

1. Вводим четкие правила

2. Держим четкий тайм менеджмент в работе

Итак,

-11

Уровень №4. Уверенный репетитор

  • Сложно пробить потолок в 100 тысяч
  • Расписание легко заполнить на 60-70%

Да, может казаться, что, например, у вас 15 учеников, а хочется 20. Но если у вас уже забито 60-70%, это уже большой шаг вперед. У репетиторов на каждом уровне есть страх того, что не получится набрать учеников. Но важно смотреть на факты. Если год за годом вы знаете, что действительно в сентябре у вас получается, (даже если каким-то магическим образом), но получается забить расписание на 60-70%, то это уже огромный плюс.

Такой специалист уже прошел через ряд этапов, и он уже, как правило,

  • Осознаете свою ценность

если не в маркетинге, то в своем предмете 100%.

Что мешает на данном этапе?

Во-первых, выгорание, работа без выходных.

Во-вторых, – неэффективные действия, точнее, не ключевые действия.

В этот момент репетиторы начинают ходить по разным обучениям и делать разнонаправленные действия. То начали рилсы пилить в Инстаграм, то какой-то курс свой создавать. Но нет четкой связной системы.

Возможно, чтобы был шаг вперед, ключевое действие должно быть не таким, каким его вам продали в каком-то курсе, куда вы пошли.

Поэтому я всегда за личные консультации, за индивидуальный подход, чтобы каждому человеку простроить именно индивидуальную стратегию. И стратегии, которые я простраиваю репетиторам, выглядят очень сжато. Там нет лишнего, там нет миллиона действий.

Вот, например, майнд-карты тех клиентов, которые ко мне обращались и после консультации, после того, как мы собрали информацию по всем проектам, по всем моментам, что только репетитор не пробовал, после того, как мы посмотрели на декомпозицию, откуда приходят ученики, откуда еще могут приходить.

Персонализированные стратегии
Персонализированные стратегии

Я составляю очень индивидуальные стратегии быстрого роста в доходе. Стратегия одного репетитора не похожа на стратегию другого. Все зависит от человека, от его характеристик, от того, что ему хочется: идти в блог или набирать команду, двигаться самостоятельно или преподавать в группах.

Большинство репетиторов, которые ко мне обращаются, находятся именно на данном уровне.

Казалось бы, вот он наш репетитор. Он уже прокачал в себе так много навыков. Скорее всего, он уже и делегирование пробовал, и, может быть, деньги в рекламу вкладывал. Много чему он уже учился. Уже у него нет страха рисковать. Может быть, он даже привык в каком-то роде к страху, к риску, к новым действиям. Казалось бы, вот, у нас есть идеальный репетитор с прокачанными скиллами, и сейчас он у нас просто взлетит.

Учебники по РКИ (русский, как иностранный)
Учебники по РКИ (русский, как иностранный)

Но на этом уровне появляются новые риски, новые проблемы, которых нет на предыдущих уровнях. Я назову только несколько распространенных препятствий, но представьте, что это закрытая дверь.

Репетитор ходит вокруг, возвращается, но войти в желаемую дверь не получается. Что это могут быть за закрытые двери?

-работа в группах,

-повышение цены,

-искаженные правила

Помните, мы говорили, что на предыдущем уровне важно установить определенные правила в своем бизнесе. Но если есть какое-то правило, которое стопорит всю систему, то развитие дальше очень замедленно.

Например, есть репетиторы, которые дали себе обещание «я буду повышать цены каждый год на 200 рублей». Хорошо, что есть правило. Плохо, что правило негибкое. Непонятно, почему на 200р, почему не на 70р или не на 1000, почему только раз в год.

Поэтому на данном этапе репетиторы бывает, что сталкиваются с неадекватностью своих же собственных правил или своих же собственных действий, стратегий, которые они когда-то предприняли и никак не могут отпустить.

один из моей коллекции блокнотиков, для планирования
один из моей коллекции блокнотиков, для планирования

На этом этапе может возникнуть такая серьезная проблема, как очень сильное психологическое потрясение. Раньше я думала, что только в личной жизни бывают такие моменты. Например, если человек не с абсолютно предпринимательским мышлением заставляет себя идти в риск, идти проводить пробные, идти раскладывать визитки, идти рассказывать о себе, ломать себя, свою интровертную часть в экстравертную, то в какой-то момент может произойти конфликтная ситуация.

Такое случилось и со мной. Какой-то клиент очень сильно вас ранит, вы как будто бы обожглись, и уже очень тяжело мозгу идти в развитие. В моем случае, наверное, месяцев 14 прошло, пока я не осознала, что ситуация прошлого меня тянет, она меня до сих пор триггерит. И пока я с ней не разобралась, движения дальше не было.

На данной стадии часть людей попадает в ловушку, в которую, опять же, я сама попала на определенное время. Ловушка называется «я сейчас буду очень много учиться».

После очередного записанного ролика на YouTube
После очередного записанного ролика на YouTube

Учиться важно.

Развиваться важно, но в какой-то момент нужно брать и делать.

Конечно можно выделить один день в неделю для своего профессионального развития, обучения. Но если вы замечаете за собой постоянную тенденцию учиться, и когда вы пошли гулять в парке, вы каждый раз слушаете какой-то умный подкаст, постоянно читаете умную литературу по преподаванию. Очень важно отследить, что, может быть, вам просто нравится учиться, и это нормально.

Но надо понимать, что то, что вам нравится учиться, не обязательно означает, что вы делаете свои фокусные стратегические шаги по развитию своего дела.

Еще одна популярная ловушка этого уровня — репетиторы делают много действий на потенциал и мало действий на изменение ближайшего будущего.

Например, для меня ведение ютуба год назад был проект на потенциал. У меня не было аудитории, не было комментариев, не было заказов, не было клиентов, ничего.

обложка иностранного youtube канала Blin School
обложка иностранного youtube канала Blin School

Это был 100% проект на потенциал. Я четко понимала, что раз это проект на потенциал, он не может занимать у меня 100% моего времени и энергии максимум 50, и то, если я как бы так с собой договорилась. И, соответственно, другая, большая процентная часть моих действий, моего времени, моей энергии должны были занимать действия, которые мне могут принести деньги в ближайшие недели, месяцы и так далее.

Сейчас YouTube уже конкретно приносит мне заявки, клиентов и т.д., и поэтому он занимает бОльшую часть моего времени, что вписывается в стратегию..

В какой-то момент я даже вела табличку, где отслеживала все стратегические новые действия, которые я делала по своему бизнесу и анализировала, а это действие на потенциал или это фокусное действие, которое принесет мне денежный результат в ближайшее время.

провожу уроки из coworkingа в Дубае
провожу уроки из coworkingа в Дубае

На чем нужно фокусироваться?

Во-первых, четко понимать, где ваши фокусные действия и быть уверенными, что больший процент занимают именно они. Делать какие-то действия на потенциал может быть 20-30-40% в зависимости от денежной ситуации, от вашей собственной защищенности и так далее. Именно за стратегии роста ко мне обращаются на консультации и часто говорят «Спасибо, Аня, что ты сказала мне не делать это, это и это».

Это именно то экспертное мнение, которое я даю и очень многим репетиторам всем, которые ко мне обращались, это помогло. Начинают находить учеников, переходить рубеж в 100 тысяч. Это самый популярный кейс, которых у меня было много. И потом 120к, 150к, 180к уже достигаются намного легче, чем вот эти несчастные 100к, которые никак не получается пробить.

отзыв репетитора по английскому
отзыв репетитора по английскому

Во-вторых, можно также держать фокус на мышлении, на позитивных установках, коучинге, психология.

Если есть проблемы, например, в коммуникации, что вы не умеете выстраивать определенные связи с людьми, то в бизнесе это будет отражаться, и это будет отражаться на страхе проведения пробных уроков. . Психология и коучинг — это абсолютно адекватные инструменты, если вы чувствуете, что у вас какой-то затык, с которым вы не можете разобраться. В том числе я работаю и коучинговыми практиками.

Также, в работе данном уровне помогают мастермайнды. Если в вашем городе проходят оффлайн мастермайнды, то я очень рекомендую присоединиться. Что это за формат? Как правило, люди собираются раз в неделю. Группа незнакомых друг к другу людей делятся своими целями. Далее расходятся, собираются снова, делятся своими результатами, своими сложностями. Все люди в группе накидывают идеи, вопросы, комментарии. И таким образом это помогает вам держать мотивацию. Вам могут дать мнение со стороны.

Итак,

-19

Уровень №5. Эксперт и системный игрок

Я лично отношу себя к этому уровню.

  • Есть собственная методика.
  • Есть опыт работы в групповом формате.

Помните, мы говорили, что на предыдущем уровне есть определенные закрытые двери? Так вот, на уровне эксперта мы открыли все эти двери для себя и посмотрели, хотим мы это делать или не хотим.

Не обязательно работать в группах, не обязательно вести блог, но суть в том, что если вас крутило вокруг этих мыслей, вы попробовали. Вы действительно попробовали группу провели, вы действительно попробовали блог повели, и если вы поняли, что "это не мое", "это не для меня", не нужно делать так, как делают все. Я считаю, что у каждого предпринимателя, у каждого репетитора абсолютно своя уникальная дорога. Не надо делать тупо то, что делают все. Просто надо отслеживать, что хочется, где страхи, работать с этим, прислушаться к себе: это моё/не моё, и двигаться дальше.

  • Опыт менторства

Это та стадия, когда ваши коллеги начинают обращаться к вам с вопросами, и когда вы чувствуете, что можете что-то им дать взамен, подсказать. И на этом этапе есть социальная сеть более-менее развита, то есть есть некая площадка, с которой можно находить себе теплых клиентов.

Часы помогают отслеживать разные часовые пояса учеников
Часы помогают отслеживать разные часовые пояса учеников

Что мешает двинуться дальше с этого уровня?

Во-первых, это страх больших изменений.
Кто-то с этого этапа идет в открытие своей онлайн-школы.

Кто-то, как вот я, например, больше в менторство пошла, или как я преподавала английский язык, потом стала преподавать русский как иностранный. Это очень большие изменения.

Если на первых ступеньках, да, репетитор должен делать новые действия, но по факту всё примерно то же самое происходит. То есть происходят уроки, происходят ученики, есть на что положиться.

Чтобы двинуться дальше со ступеньки эксперта, нужно больше тестировать, экспериментировать. Здесь уже должна быть подушка безопасности для этих экспериментов или близкий человек должен поддерживать вас в ваших начинаниях, чтобы вы были готовы к тому, что да, может быть, на какое-то время ваш доход упадет, но вы понимаете, ради чего вы это делаете и что может быть дальше.

-21

Во-вторых, зависимость от индивидуального формата

Я встречала репетиторов, для которых перейти от индивидуальных уроков в группу не только методически, а психологически очень тяжело. Ко мне обратилась девушка, репетитор по рисованию на планшете. Она не могла представить даже как технически ей проводить групповые уроки. Было выгорание, был дисбаланс в жизни.

Я позвала своих ассистентов, подруг, родственников, и просто сказала ей, в такой-то день, в такое-то время у тебя будет групповой урок. Просто попробуй проведи без каких-либо ожиданий. С этого дня она начала проводить групповые уроки.

И таким образом мы буквально за три недели мы сдвинулись с того, что человек вообще не понимал, как ему делать группы, и был огромный страх, к тому, что человек получил опыт. Вот это важно. Люди дали позитивную обратную связь, искреннюю. И она четко увидела дорогу дальше, на следующий год-два своего развития.

Репетиторство онлайн дает возможность жить в любой стране, и много путешествовать
Репетиторство онлайн дает возможность жить в любой стране, и много путешествовать

В-третьих, отсутствие теплых клиентов, поэтому желательно еще на предыдущих этапах потихоньку развивать блог, чтобы на этом этапе у вас была какая-никакая аудитория и чтобы начали приходить теплые клиенты, потому что на этом уровне ценник уже выше рынка, и в холодную никто покупать не будет.

Фокусируемся на масштабировании

Ошибка многих репетиторов предыдущих уровней в том, что они начинают масштабирование там, пытаются запускать интенсивы, ставят ценник 500 рублей, надеятся на то, что у них наберется группа людей, но профессионально и глубоко масштабированием важно заниматься уже на данном этапе, а на предыдущих этапах лучше все-таки идти в консультирование, в уроки, парные уроки, может быть, в групповые уроки, но индивидуальные и парные уроки принесут намного больше денег и вы потратите меньше сил, чем если будете собирать какой-то интенсив за 500 рублей на предыдущих уровнях.

На данном этапе это уже целесообразно делать, тк мы нацелены на массы и масштабирование.

Итак,

-23

Уровень №6. Лидер ниши


Какие здесь характеристики??

  • Устойчивый доход в полмиллиона и выше
  • Консультации, программы обучения для коллег
  • Сильный личный бренд
  • Как определить одно направление

На данном этапе есть большое преимущество в виде аудитории. Она всегда с радостью вам покажет комментариями, лайками, что им интересно, и где вы раскрываетесь лучше.

Итак,

-24

Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие у вас инсайты после прочтения данной статьи, где ваша следующая точка роста. Было ли вам интересно такой формат? Какие проблемы есть у вас в репетиторстве сейчас? Я буду рада прочитать и ответить.

Чтобы получить 6 уровней в pdf, переходите в мой телеграм канал: https://t.me/freedomway2023

Пройти тест на определение своего уровня: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfR1_u0hKxLeS5LSEtuCiJvPLwCqwuiKn4cMN3wlXhdK_J6Jw/viewform?usp=pp_url

Сообщество Premium репетиторов:
https://premiumtutors.taplink.ws/

Сайт с услугами: https://taplink.cc/premiumtutors
По вопросам рекламы и сотрудничества: russia.avl@gmail.com