Около 1000 км зимников и почти 900 км абсолютной снежной целины, ледовых полей и торосов. 73-я параллель, вскрывшийся океан, ветры до 30 м/с, нескончаемые метели, трещины, наледи и проходящие в нескольких метрах от машин ледоколы. И самое главное — отзывчивые и открытые северяне. Люди, которые живут и работают в этих условиях.
В составе экспедиции "Притяжение Арктики — Таймырское кольцо", состоящей из двух ТЛК-105 и моей Митсубиси L200, в феврале-марте 2015 года был пройден маршрут Новый Уренгой — Норильск — Диксон — Пясинский залив полуострова Таймыр — Диксон — Норильск.
Стартовав в городе Новый Уренгой 14 февраля, мы миновали по технологичеким зимникам нефтяные месторождения, именуемые в простонародье Ванкор и Сузун, прошли необслуживаемый участок, протяженностью в 140 км (от Сузуна до поселка Тухард) и доехали до Дудинки. По дороге захватили самую низкую температуру за всю поездку, что-то около -43. Но ближе к Дудинке начало стремительно теплеть, поднялась метель, и к тому моменту, когда мы подъехали к Енисею, непогода так разыгралась! Видимость упала метров до десяти. Как раз единственное сложное место за весь этот путь оказалось прямо в Дудинке. Точнее, перед самой Дудинкой Енисей нужно было перейти по льду. Но там оказалась хорошая наледь, которую перед нами переломали Камазы. Мало того, получилось так, что из-за сильной метели и практически нулевой видимости обе Тойоты с прицепами оказались в ловушке — впереди и по бокам практически открытая вода и нет никакой возможности ни развернуться, ни сдать назад. Вот здесь впервые и получилось поработать командой всем шестерым — отцеплять и разворачивать прицепы, по очереди вытаскивать их свободной машиной назад, перетаскивать их через наледь, потом там же проводить Тойоты. Все наработались лопатами и пешнями, промокли, проваливаясь в воду, но сделали дело и благополучно выбрались на противоположный берег.
Зимники, ну или хотя бы их подобие, сопровождали нас до поселка Байкаловск, что севернее Дудинки более чем на 200 километров. Там мы вышли на лед и до самого Диксона уже на берег не возвращались. До поселка Воронцово и далее до полярной станции Сопочная Карга мы шли вдоль фарватера — ледокольного следа. А так как шли прямо по следу ледоколов, то этого не могло не случится:
Как оказалось, за ледоколом "Вайгач" через некоторое время шел "Мончегорск". Мы об этом не знали. Я сел за руль, поехал и вдруг мне навстречу…
Корабль, увидев нас, остановился, начал опускать трап, а вышедший на палубу человек спокойно спросил: "Вы пассажиры?" И это посреди полного безмолвия и отсутствия чего-то живого вокруг! Мы были слегка в шоке и сказали, что вроде бы пока еще не готовы. Оказалось, что это судно должно забрать 6 человек из Байкаловска, который мы прошли днем ранее, в Дудинку. Нас как раз и было шестеро, вот они и подумали. Не прошло и часа, как на горизонте появились снегоходы. Оказывается, жители поселков знают расписание кораблей и связываются с ними по рации, вот и примчались к месту остановки.
А мы тем временем продолжили путь на север.
На полярной станции Сопочная Карга нас догнали наши друзья — команда "Метель-2015" на трех Тойотах Лендкрузер, которые тоже шли на Диксон. Но у них Диксон был конечной точкой, не было прицепов и были установлены огромные колеса Arctic Trucks, которые позволяли им двигаться по снежной целине совсем с другой скоростью, чем шли мы. Поэтому мы хоть и координировали действия друг друга, но при этом команды двигались каждая в своем режиме и в основном, каждая своим путем.
Чем ближе к Диксону, тем ледовая обстановка сложнее. Это уже соленая вода подо льдом, приливы-отливы, обширные зоны торошения. Началась битва. В ход пошли пешни и лопаты.
Перед самым Диксоном торосы достигли такой высоты и плотности, что двигаться по льду стало невозможно. Но благодаря совместной разведке с ребятами из команды "Метель-2015" и неоценимой помощи и подсказкам наших друзей из Диксона был найден проход по берегу, и мы все вместе въехали в поселок. И… застряли в нем чуть ли не на целую неделю. Погода испортилась, видимость стала нулевая. А так как дальше идти нужно было по льду и целине, то в таких условиях о дальнейшем продвижении не могло быть и речи. За мучительное ожидание хорошей погоды мы были вознаграждены. Да так, что дух захватило! Единственный раз за год в Диксон пришел самый большой в мире атомный ледокол "50 лет Победы"!
И вот крутимся мы вокруг ледокола, фотографируемся. То так подъедем, то так встанем. И тут к нам подходят местные ребята и приглашают подняться на борт. Ааааа!
Дело в том, что именно Настоящий Таймыр там, дальше. Здесь по Енисею нет зверей, здесь есть следы человека, здесь всё почти как везде. Но стоит отойти от Дискона километров на 200 на северо-восток или от Хатанги на 400 км на север и ты попадаешь совсем в другой мир. Там звери не убегают при появлении человека. Белые медведи, олени, овцебыки и полярные волки стоят и удивленно рассматривают неведомое существо. Там следы полярного волка размером со след овцебыка. Там следов белых медведей больше, чем оленьих. Там старой ржавой бочке радуешься, как ребенок, и начинаешь ее фотографировать, понимая, что здесь когда-то давным-давно проходил живой человек. Когда мы там были на ГАЗонах в 2013 году, то не покидало ощущение, что мы на другой планете. Вот за этими ощущениями, за этим незабываемым чувством мы и пробивались на трех своих машинках все дальше и дальше от Диксона. Но погода испортилась практически сразу как мы вышли. И на ближайшую неделю мы погрузились в нескончаемую метель и минимальную видимость. Все попытки продвигаться вперед выливались в нечто похожее на тыкание слепых котят и бестолковую трату сил и топлива. Но при всем при этом мы смогли продвинуться на более чем 200 километров и добраться до Пясинского залива. Места, где дальше надо было выходить на лед и уходить строго на север. Топливо кончалось, подходило время "икс". То время, когда надо принимать серьезное решение — идти дальше или поворачивать назад. Была надежда, что по льду поедется лучше. И вот мы вышли в залив.
Прокатались целый день по заливу. Ни под самым берегом, ни по берегу, ни в приличном удалении в глубь океана не было мест, чтобы можно было более-менее спокойно двигаться дальше. Стало понятно, что при таком раскладе топлива до полярной станции Стерлигова нам может не хватить. Но самое главное: из-за бесконечных метелей все сроки и даты нашей поездки говорили о том, что дальше мы можем уже никуда не успеть…