Найти в Дзене

Вариант № 15396561 по русскому языку, подготовка к ОГЭ -2025

Составитель Дарима Дамбаева Работа составлена на сайте РЕШУ ОГЭ При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Тип 2 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1)  поджигает кучи (предложение 1) 2)  осенние ночные заморозки (предложение 2) 3)  они (не) укрыты (предложение 3) 4)  дым поднимается (и) опускается (предложение 4) 5)  он расстилается (пре

( Работы моих ребят ОГЭ- 2022, 2024г).

Составитель Дарима Дамбаева

Работа составлена на сайте РЕШУ ОГЭ

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Тип 2

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  поджигает кучи (предложение 1)

2)  осенние ночные заморозки (предложение 2)

3)  они (не) укрыты (предложение 3)

4)  дым поднимается (и) опускается (предложение 4)

5)  он расстилается (предложение 5)

Пояснение.

Проанализируем предложения.

Верно определена основа в вариантах:

(3)[Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения], и [корни деревьев могут промёрзнуть], (пока они не укрыты снегом).  — Указанная основа находится в придаточном предложении.

(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю.  — В простом предложении к подлежащему два однородных сказуемых.

(5)[Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло»], (которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада).  — Указанная основа находится в главном предложении.

Неверно определена основа в вариантах:

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?  — Неверно указано подлежащее.

(2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо.  — Имя прил. является определением.

Ответ: 345

Тип 3

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 простое двусоставное.

2)  В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

3)  Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4)  Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным.

Пояснение.

Проанализируем предложения.

Верны утверждения в вариантах:

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?  — В предложении одна грамматическая основа, и в нём есть подлежащее, и сказуемое.

(2)Осенние ночные заморозки  — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо.  — При одном подлежащем два сказуемых, оба выражены именем сущ в Им. п., поэтому являются однородными и составными именными.

(5)[Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло»], (которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада).  — Придаточное определительное предложение с союзным словом «которое» отвечает на вопрос «какое одеяло»?

Неверны утверждения в вариантах:

(3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.  — Предложение содержит три основы, а не две.

(4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю.  — Обстоятельства, которые есть в предложении, относятся к разным сказуемым, поэтому они не однородные.

Ответ: 125

Тип 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.

2)  Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.

3)  Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  — ничего не поделаешь.

4)  Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.

5)  Всё: крапива, полынь, репейник  — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.

Пояснение.

Установим соответствия между правилами и предложениями.

Правилу А  (Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая) соответствует предложение 1:

[Речевой этикет предлагает некоторые приёмы], (с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения). Придаточная определительная часть прикреплена союзным словом с предлогом «с помощью которых», придаточное отделяется запятой от главного.

Правилу Б  (Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире) соответствует предложение 3:

[Хозяин и рад бы не спать], да [глаза слипаются]  —так что [ничего не поделаешь]. Между первыми частями этого сложного предложения стоит союз «да», употреблённый в значении «но». Следовательно, тут сочинительная связь между частями. А вот третье предложение прикреплено бессоюзной связью, перед ним можно вставить слова «так что».

Правилу В  (Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире) соответствует предложение 2:

Языковая норма  — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях. Оба главных члена выражены именами сущ. в Им. п., сказуемое составное именное.

Ответ: 132.

Тип 4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.

Б)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В)  Приложение, имеющее пояснительный характер, обособляется при помощи тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале — прадеде поэта по материнской линии.

2)  Чтение и учение  — вечное питание мысли, её бесконечное развитие.

3)  В 1985 году здесь была построена школа, а 1990  — техническое училище.

4)  Всё: деревья, трава, песок и даже одежда  — подёрнулось кристаллической дымкой инея.

5)  Счастье любого человека  — глубоко использовать свой талант.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

Пояснение.

Правилу А  (Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире) соответствует предложение 4:

об. сл.Всё: деревья, трава, песок и даже одежда  — подёрнулось кристаллической дымкой инея.

Правилу Б  (Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире) соответствует предложение 2:

Чтение и учение  — вечное питание мысли, её бесконечное развитие.

Правилу В  (Приложение, имеющее пояснительный характер, обособляется при помощи тире) соответствует предложение 1:

Пушкин знал интереснейшие семейные предания об Абраме Петровиче Ганнибале  — прадеде поэта по материнской линии.  — Приложение поясняет, о каком именно Ганнибале идёт речь.

В предложении 3 тире стоит в неполном предложении, пропущено сказуемое.

Предложение 5 иллюстрирует один из пунктов правила «Тире между подлежащим и сказуемым» (имя сущ.+инфинитив).

Ответ: 421.

A

Б

В

4

2

1

Тип 5

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вантовые мосты во Владивостоке (1) соединившие континент и остров (2) потрясают (3) своим величием каждого (4) кто приезжает посмотреть достопримечательности России. Золотой и Русский мосты впечатляют своими размерами. Длина первого (5) почти 1400 м (6) а второго (7) 3100 м. Самые красивые виды на Русский мост (8) открываются с сопки Орлиное Гнездо. Лучше всего любоваться мостами вечером (9) когда включается ночная подсветка.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

[Вантовые мосты во Владивостоке, (1) соединившие континент и остров, (2) потрясают (3) своим величием каждого], (4) (кто приезжает посмотреть достопримечательности России). Золотой и Русский мосты впечатляют своими размерами. [Длина первого (5)  — почти 1400 м] (6), а [второго (7)  — 3100 м]. Самые красивые виды на Русский мост (8) открываются с сопки Орлиное Гнездо. [Лучше всего любоваться мостами вечером], (9) (когда включается ночная подсветка).

Пунктуационные правила:

1, 2  — зпт при обособленном определении, выраженном причастным оборотом;

4, 9  — зпт в СПП между главным и придаточным;

6  — зпт между частями ССП, соединенными союзом «а».

5, 7  — тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого.

Ответ: 12469.

Тип 5

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии (4) которые отпечатывались на небе (5) оставляя яркие следы (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.

Пояснение.

Я поднял голову вверх (1) и увидел (2) освещающие горизонт (3) молнии, (4) которые отпечатывались на небе, (5) (оставляя яркие следы), (6) и рвали (7) затянувшие всё небо (8) тучи.

1)  запятая не нужна, т. к. одиночный союз И связывает однородные сказуемые

2)  и 3) запятые не нужны, т. к. причастный оборот «освещающие горизонт» стоит перед определяемым словом «молнии»

4)  запятая отделяет придаточную часть от главной

5)  и 6) запятые выделяют деепричастный оборот

7)  и 8) запятые не нужны, т. к. причастный оборот «затянувшие всё небо» стоит перед определяемым словом «тучи»

Ответ: 456.

Тип 6

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО  — неизменяемая приставка БЕЗ-.

2)  ОТОРВАННАЯ (пуговица)  — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.

3)  ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

4)  ТАЮЩИЙ (снег)  — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5)  (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1)  (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО  — приставка БЕЗ- пишется, потому что корень начинается со звонкого согласного.

2)  ОТОРВАННАЯ (пуговица)  — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.

3)  ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется суффиксом.

4)  ТАЮЩИЙ (снег)  — в причастии, образованном от I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5)  (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

Обратите внимание: мы смотрим, верно ли объяснено КОНКРЕТНОЕ слово. В частности, оторванный  — это причастие, так как образовано от переходного глагола совершенного вида. Значит, правило применено верно. Это первое)

Второе. В полных причастиях всегда пишется НН, это абсолютно верное правило. Другое дело, что есть слова, образованные от глагола и не являющиеся причастиями: у них или вид несовершенный, или зависимых слов нет, или они образованы от непереходного глагола. Допустим, слово вязаный (берет)  — не причастие (вид не тот), и называется это отглагольным прилагательным; вязанный спицами  — уже причастие. Слова типа бракованный тоже не причастия, как и исключения типа желанный, священный и нежданный. И у них НН или Н пишется по отдельным правилам, никакого отношения к написанию полных причастий не имеющие.

Ответ: 25.

Тип 7

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В ст(1)..не форта вспыхнул огонёк, другой, трет(2)..й. Лодки уже не было видно, но рыбак мог вид(3)..ть огни – несколько треп(4)..тных искр над б(5)..спредельным взволнованным ок(6)..аном. Но вот лодка поворач(7)..вается на самом гребн(8).. волны и вдруг опуска(9)..т парус.

Пояснение.

В ст(1)ене форта вспыхнул огонёк, другой, трет(2)ий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог вид(3)еть огни – несколько треп(4)етных искр над б(5)еспредельным взволнованным ок(6)еаном. Но вот лодка поворач(7)ивается на самом гребн(8)е волны и вдруг опуска(9)ет парус.

Ответ: 1345689.

Тип 8

Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Организатор обратился с речью к (четыреста) участникам форума.

Пояснение.

Количественное имя числительное «четыр/е/ста» при склонении изменяет каждую часть: склоняем слово «четыре» и слово-помощник «нота»: нет четырёх + нет нот = четырёхсот; о четырёх + нотах= о четырёхстах. В нашем случае падеж дательный.

Запишем правильно образованную форму слова в предложение.

Организатор обратился с речью к четырёмстам участникам форума:

Ответ: четырёмстам.

Тип 8

Раскройте скобки и запишите слово «он» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.

Тип 9

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бессонная ночь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Пояснение.

Для получения словосочетания со связью «управление» заменим зависимое слово-прилагательное на однокоренное имя существительное: бессонная (какая?) ночь → ночь без сна.

Ответ: ночь без сна.

Тип 9

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение.

Ответ: задание на дом.

Тип 10

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1)  Герой-рассказчик провёл детство в деревне.

2)  Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.

3)  Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.

4)  Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.

5)  Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.

Пояснение.

Содержанию текста соответствуют высказывания:

1)  Герой-рассказчик провёл детство в деревне.

3)  Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.

Содержанию текста не соответствуют высказывания:

2)  Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.

4)  Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.

5)  Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.

Ответ: 13.

Тип 11

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

2)  И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

3)  Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

4)  Мне было стыдно.

5)  Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

Пояснение.

Выделим указанное средство выразительности.

1)  Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

2)  И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

3)  Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

4)  Мне было стыдно.

5)  Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

Ответ: 15.

Тип 12

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить

и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик –– мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

— (11)Шарик!  —  окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

—  (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

(25)  — Шарик!  — я припал лицом к его холодной морде.  —  (26)Ну, прости меня, прости!  —  я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет  —  из детства.

—  (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю…

—  (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…

(По М. А. Чванову) *

* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.)  —  русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

Лексический анализ.

В предложениях 11–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Пояснение.

Найдём указанное словосочетание в предложении:

(15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы.

Ответ: на произвол судьбы.

Тип 11

(1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.

(2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…

(6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (8)Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

(9)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (10)Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (11)Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (21)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном  — о капельке привязанности! (22)Возможно, о капельке сострадания и любви.

(23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви…

(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (28)Так оно и было на самом деле. (29)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. (30)Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка…

(По В. Черноречину*)

* Вадим Черноречин  —  современный публицист, блоггер, автор аудиокниг.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

2)  Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.

3)  Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

4)  Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

5)  Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

Пояснение.

Выделим указанное средство выразительности.

1)  Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

2)  Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.

3)  Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

4)  Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

5)  Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

Ответ: 35.

Тип 12

(1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.

(2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…

(6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. (8)Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.

(9)Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. (10)Если он видел детей, он бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. (11)Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

(12)Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. (13)Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком.

(17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. (21)Даже испытывая такую страшную боль, кот просил об одном  — о капельке привязанности! (22)Возможно, о капельке сострадания и любви.

(23)И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. (24)Самым любящим и самым красивым. (25)Никогда он даже не попробует укусить, или оцарапать меня, или просто покинуть. (26)А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви…

(27)Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь. (28)Так оно и было на самом деле. (29)Уродливый сообщил мне о сострадании больше, чем тысяча книг, лекций, проповедей или разговоров. (30)Настало и для меня время учиться любить верно и глубоко, отдавать ближнему своему всё без остатка…

(По В. Черноречину*)

* Вадим Черноречин  —  современный публицист, блоггер, автор аудиокниг.

Лексический анализ.

В предложениях 12−16 найдите слово с лексическим значением «сомкнув, закрыв». Выпишите это слово.

Пояснение.

Найдём слово с указанным значением в предложении 15:

(15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос.

Ответ: смежив