Найти в Дзене
Заповеди православия

Как выглядят ангелы и что о них говорит Библия? Священник Александр Сатомский.

Мир ангелов с давних времён привлекал внимание верующих. Эти небесные существа упоминаются в Писании, являются людям, передают волю Божию. Но кто они на самом деле? Как они выглядят? Что мы вообще можем о них знать, если сами пророки, бывшие свидетелями этих явлений, описывают ангелов не буквально, а образно? Вопрос непростой. Священное Писание не даёт нам чёткого, детального описания внешнего облика ангелов. Всё, что мы знаем, — это отдельные эпизоды из Библии, где ангелы появляются перед людьми, говорят с ними, дают наставления. Иногда они выглядят как обычные люди, иногда — как существа, исполненные необычной силы и славы. Один из ярких примеров — история из Книги Судей, 13 глава. Это рассказ о явлении Ангела Господня жене Маноя. Вот как она описывает то, что увидела: «Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный» (Суд. 13:6). Обратите внимание: она не называет его сразу ангелом. Для неё это «человек Божий», у которого был необычный, благогове

Мир ангелов с давних времён привлекал внимание верующих. Эти небесные существа упоминаются в Писании, являются людям, передают волю Божию. Но кто они на самом деле? Как они выглядят? Что мы вообще можем о них знать, если сами пророки, бывшие свидетелями этих явлений, описывают ангелов не буквально, а образно?

Вопрос непростой. Священное Писание не даёт нам чёткого, детального описания внешнего облика ангелов. Всё, что мы знаем, — это отдельные эпизоды из Библии, где ангелы появляются перед людьми, говорят с ними, дают наставления. Иногда они выглядят как обычные люди, иногда — как существа, исполненные необычной силы и славы.

Один из ярких примеров — история из Книги Судей, 13 глава. Это рассказ о явлении Ангела Господня жене Маноя. Вот как она описывает то, что увидела:

«Человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный» (Суд. 13:6).

Обратите внимание: она не называет его сразу ангелом. Для неё это «человек Божий», у которого был необычный, благоговейный вид. Он не назвал своего имени, не объяснил, откуда пришёл. Но его слова были настолько весомы, что она поверила ему.

Затем в рассказе появляется Маной — муж той самой женщины. Он молится, чтобы этот посланник явился снова, и просит указаний, как поступить с будущим ребёнком. И когда ангел вновь появляется, он по-прежнему выглядит как человек. Только в момент жертвоприношения, когда «пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени», Маной и его жена поняли, что это был не просто человек, а посланник свыше. Они пали ниц, испугались, а Маной даже сказал:

«Верно, мы умрём, ибо видели мы Бога» (Суд. 13:22).

Здесь важно понять, что с ангелами не всё так просто. Само слово «ангел» (греч. angelos) означает «посланник». А в еврейском тексте, на котором написано большинство книг Ветхого Завета, используется слово «малах» — то же самое: «посланник». Это может быть как небесное существо, так и человек — пророк, исполненный Духа Божия.

В том же синодальном переводе Библии мы часто видим фразу «Ангел Господень», но в оригинале не всегда понятно, идёт ли речь о небесной сущности или о пророке. Например, Моисей у горящего куста тоже слышал голос Ангела Господня, но тот говорил с ним от имени Бога (Исх. 3:2-6). Где грань между посланником и Самим Богом, проявившим Себя через него?

Такой подход к пониманию ангельской природы встречается и у святых отцов. Они признавали: мы не знаем до конца, кто такие ангелы. Святитель Григорий Богослов, к примеру, говорил, что это «умные силы, служащие Богу», но их точную природу он не объяснял. Некоторые отцы Церкви полагали, что каждый ангел — это особое, уникальное существо, отличающееся от всех остальных. Другие считали, что ангелы имеют общую природу, подобно тому как люди — все одной природы, но каждая личность индивидуальна.

Когда пророки видят ангелов в своих видениях, описания бывают весьма необычными. У пророка Иезекииля, например, ангелы — это существа с множеством лиц и глаз:

«И всё тело их, и спины их, и руки их, и крылья их, и колёса были полны глаз кругом» (Иез. 10:12).

А Исайя описывает Серафимов как шестикрылых:

«Каждый из них имел по шести крыл: двумя закрывал каждое лицо своё, двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2).

Очевидно, что такие описания не следует понимать буквально. Это символический язык. Многоочитость — знак всевидения, мудрости; крылья — указание на скорость и готовность исполнять волю Божию. То есть Библия говорит не столько о внешности, сколько о сути служения этих духовных существ.

Сам Христос даёт нам ключ к пониманию роли ангелов. Он говорит:

«Кто принимает того, кого Я пошлю, Меня принимает; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Ин. 13:20).

Это принцип «посланник равен пославшему». Так было и в истории с Маноем: человек, которого они видели, говорил от имени Бога, и в какой-то момент стал ясно, что Сам Бог был явлен в этом посланнике.

Таким образом, ангелы — это не просто «крылатые существа» с икон. Они — тайна. Мы знаем о них ровно столько, сколько нужно для спасения. Мы знаем, что они служат Богу, помогают людям, являются Его волю, защищают и наставляют. Но как они выглядят, как устроены, какую природу имеют — этого нам не открыть. И, возможно, не нужно. Главное — помнить, что они есть, что они неотступно рядом с нами, особенно когда мы призываем Бога и стремимся к добру.

Как говорит псалмопевец:

«Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11).

Вера в это — уже великая сила.