Найти в Дзене
СВОЛО

Почему у ели у Левитана отпали нижние ветви

Я живу не в России (постоянно я в ней никогда не жил) и смотрю российское ТВ. И впечатление иной раз такое, что там же невозможно жить. Летом – пожары, весной – наводнения. Погорельцы к зиме отстроили новые дома, перезимовали и весной их затопило. Снова ремонтируй, если осталось что. Кошмар же! Причём с пожарами – впечатление такое – что виноваты сами люди. Жгут прошлогоднюю траву или мусор, и… И так год за годом. И даже как-то не слышно возмущения по отношению к поджигателям. Неужели привычка – неистребима. И с нею смирились. Смирились плохо жить. Но по Левитану и сама жизнь – бессмысленна, раз есть смерть. Так раз она бессмысленна, то какая разница, какого она качества… Ну, плохого – ну и что? Такая и должна быть на неплодородной почве Нечерноземья. Вот потому и такие чахлые все деревья. Все! Даже их тени! (Мало, что ещё листья не пробились и потому... Всё равно.) Ель вот, не опадающая на зиму… Так зато она не переносит летние засухи. Потому у неё нижние ветки опадают. А если крепкий
Левитан. Весна. Большая вода. 1897.
Левитан. Весна. Большая вода. 1897.

Я живу не в России (постоянно я в ней никогда не жил) и смотрю российское ТВ. И впечатление иной раз такое, что там же невозможно жить. Летом – пожары, весной – наводнения. Погорельцы к зиме отстроили новые дома, перезимовали и весной их затопило. Снова ремонтируй, если осталось что. Кошмар же! Причём с пожарами – впечатление такое – что виноваты сами люди. Жгут прошлогоднюю траву или мусор, и… И так год за годом. И даже как-то не слышно возмущения по отношению к поджигателям. Неужели привычка – неистребима. И с нею смирились. Смирились плохо жить.

Но по Левитану и сама жизнь – бессмысленна, раз есть смерть. Так раз она бессмысленна, то какая разница, какого она качества… Ну, плохого – ну и что? Такая и должна быть на неплодородной почве Нечерноземья. Вот потому и такие чахлые все деревья. Все! Даже их тени! (Мало, что ещё листья не пробились и потому... Всё равно.) Ель вот, не опадающая на зиму… Так зато она не переносит летние засухи. Потому у неё нижние ветки опадают. А если крепкий мороз зимой, то он то же делает с этими нижними ветвями. В общем, это не тот климат, чтоб деревья буйствовали. Более того – не годный весь Этот мир, как чахлы эти хилые деревья повсюду.

Есть, оказывается, некая история ритма. (Что для меня неожиданность.) Диссертант, Ларькова, Надежда Леонидовна, ведёт его хронологию со средневековья.

Тогда ритм характеризуется «симметрией, направленностью динамики к центру», что соответствует богоустремлённости всей жизни в Европе.

Возрождение – из-за поворота к персоне, смотрящей со своей точки зрения – переводит ритм в планы по глубине «от меня».

Романтизм, бегущий из вопреки Разуму явившихся ужасов действительности в прекрасный мир своей внутренней жизни, наделяет ритм повышенной динамикой.

Ещё более сильное разочарование всем-всем-всем на грани 19 и 20 веков лишает ритм «четко выраженной зональности».

Что я и наблюдаю в картине Левитана. Почти одинаковые деревья находятся повсюду без какого-либо разбора. Даже под ногами – в виде теней от деревьев, стоящих за спиной зрителя

(Хоть Ларькова именно эту картину относит к романтическому ритму.)

При дальнейшем усилении выразительности ультраразочарования «принцип зональности может отсутствовать вовсе».

Это подводит к переходу за границу искусства как испытания сокровенного непосредственно и непринуждённо – в жизнь, воздействующую непосредственно и принуждающе. Мыслима тошнота как реакция на каляки-маляки абстракционистов, или удирание от чрезмерной громкости звучания. Известны пытки республиканцами пленных франкистов во время гражданской войны в Испании.

«Лично у меня ряд произведений современного и "актуального" искусства стойко вызывает повышение давления и головные боли» (https://deti-ampira.livejournal.com/3888.html).

Левитан умер в 1900 году сорокалетним. Болезнь сердца повлияла на пессимизм его картин. Может, и хорошо, что он успел умереть до чуть не повсеместного перехода живописи на выражение ультранегативного, а то закон развития нутурокорёжения добрался б и до него, и тогда он бы точно не смог стать гордостью русской культуры, и так не понявшей (как и с Чеховым) индивидуалистского отчаяния (из-за болезни) его творений.

.

В чём я вижу пользу такой беспощадности анализа и синтеза из него? В тренировке россиян на въедливость. Ведь идёт и идёт СВО. Сколько времени народ сможет её выдерживать? Не совратится ли, как от дефицита в 1991-м, и шатнётся опять во вред России? Теперь- то, если шатнётся, Россия не уцелеет.

22 апреля 2025 г.