Этот материал был опубликован в г.«Муезерсклес» от 24 января 2013 г.
ДЕТИ ВОЙНЫ
Валентина Васильевна КОВАЛЬ:
«Меня всегда окружали хорошие люди…»
Продолжаю свою серию бесед с земляками – ледмозерцами, чьё детство пришлось на суровые годы войны.
Ветеран труда В. В. КОВАЛЬ, 2013 год
Рассказывает Валентина Васильевна КОВАЛЬ:
- Родилась я 26 февраля 1936 года в Карелии, в селе Паданы Сегозерского района.
Помню, что когда началась война, была большая суматоха. Многие жители семьями уезжали на подводах, уходили пешком, спешили попасть на пароход. Пароход приходил к пристани, на берегу стояли большие склады. Горели некоторые дома, их поджигали свои же.
А потом пришли финны, мы оказались на оккупированной территории. Половину нашего дома заняли финские солдаты, а в другой половине жили мы – бабушка, тётя, мама, я и младшая сестрёнка Галя - 1939 года рождения. В семье говорили на карельском языке, понимала я и русскую речь. Взрослые работали на полях, сеяли, растили различные овощи, пололи, убирали урожай, заготавливали сено. Кто не хотел работать – финны заставляли.
Продукты из магазина выдавали по карточкам. Галеты, хлеб финны меняли на молоко, яйца. Бабушка и мама держали корову, кур, другую живность - и это нас спасало от голода. А в селе местные не все жили в домах, кто как мог переносили и холод, и голод. Я часто видела, как за финской полевой кухней бежали дети с мисками – им иногда доставались остатки солдатской каши или солдатского супа.
Для меня страшен был не столько голод, сколько бомбардировки – наши самолёты летали и днём и ночью. За домом был выкопан окоп и, когда бомбили, то женщины и дети бежали в него прятаться, все боятся, плачут, так страшно. Ночью проснёшься, слышишь свист летящей бомбы и думаешь, а где она бабахнет на этот раз. Кошмар. Взрослые переживали и за нас, и за тех, кто был на войне.
Финские солдаты ремонтировали дороги, во дворах, где они жили, поддерживали порядок. Приносили берёзовые ветки и делали мётлы с деревянными палками – ручками – я впервые это видела.
Финны открыли школу, я пошла в первый класс. Об этом времени остались отрывочные воспоминания: финские учителя были очень строгие. Перед уроками обязательно молитва. Учиться было сложно, так как не понимали финскую речь. В школе учеников кормили. Запомнилось, что давали картошку в мундирах с подливой и заставляли есть. Если на тарелке видели оставленную кожуру, то ругали – тарелка должна быть чистой.
Потом финские войска ушли.
Хорошо помню приход в село наших - русских. Мы с подружками играли на берегу озера, там у нас было любимое место. И вот слышим со стороны школы звуки музыки, песни, шум. А это на площади перед школой собрались жители и встречали наших защитников.
Отец воевал и в финскую войну, и в Великую Отечественную, а после войны работал в колхозе. Он брался за любую работу, чтобы в дом принести лишнюю копейку.
В 1948 году у меня появилась ещё одна сестрёнка - Нина.
Мама наша была очень трудолюбивой и нас приучала к домашнему труду, рукоделию (шила, вязала, ткала, пряла шерсть). Семь классов я закончила здесь же в селе. Интересно, что в то время до пятого класса преподавали на финском языке, русский язык был тоже как предмет. Учиться на финском было очень трудно. Помню, как зубрили, не понимая о чём речь. Потом финский отменили, и на русском языке учёба пошла проще и лучше.
Я помню свою учительницу Марию Ивановну РУДИЧ ( в девичестве ЕРМОЛИНА), мы её очень любили. Осталось в памяти яркое воспоминание: Мария Ивановна в красном свитере, у неё белые кудри, сидит за столом с ручкой в руке. А вообще у неё была такая привычка, что как мы расшумимся – она негромко постучит по столу ручкой и класс успокаивается. Через много лет с Марией Ивановной мы встречались в Ледмозере, она приезжала к своей знакомой, а сама она сейчас живёт в Ругозере.
После окончания семилетки у меня было большое желание учиться дальше, но как? Умерла мама и на мне остались сёстры, держали хозяйство - всё это требовало присмотра и женских рук.
Спустя год после смерти мамы отец женился, а вскоре у нас появилась сводная сестра - Надя. Через некоторое время я пошла работать, сначала статистом на продовольственном складе, потом машинисткой в военкомат. Профессии осваивала на ходу, сначала боялась, сомневалась, получится ли, а потом постепенно всё налаживалось.
Тут Сегозерский район преобразовали в Медвежьегорский, и не стало работы. Отец посоветовал идти в сплавную контору кассиром или десятником. Поучилась на курсах десятников, немного поработала и меня отправили в посёлок Маслозеро. Здесь я встретила своего будущего мужа – Левко Радионовича КОВАЛЯ.
Левко Радионович КОВАЛЬ
Он родом из Украины, Винницкая область. В Карелию приехал по вербовке, работал в лесу вальщиком. Тут у нас родились дочь Надя и сын Саша.
А потом получалось так, что лесопункты закрывали, и так мы переезжали с места на место – жили в Сегозере, в Ёлме Ругозерского района, в Тикшезерке Муезерского района.
В 1968 году наша семья обосновалась в Ледмозере. Муж сначала работал на нижнем складе на откатке, а когда освободилось в лесу место, его взяли трактористом в бригаду Николая Антоновича БЕЛОУСА. Люди в ней работали хорошо, бригада славилась, всем коллективом ездили в Петрозаводск, на телепередачу «Край карельский, край лесной».
А я сначала устроилась десятником на погрузке вагонов в бригаду Михаила ЧАБАНА, потом работала в разных бригадах. Мастером в то время был Юрий Дмитриевич СТЕПАШИН.
В 1971 году родила двойню – двух сыновей, дали целый год декретного отпуска по уходу за детьми, наверно, потому что двойня.
Братья КОВАЛИ - Вася (слева) и Радик
В это время в посёлке построили новую котельную за Домом культуры, а здание первой маленькой котельной в переулке Почтовый приспособили под книжный магазин.
Книжный магазин
Частный магазин 2009 год
Моя хорошая знакомая Клава ХАНЧЕВСКАЯ работала на телеграфе, и однажды к ней подошёл незнакомый мужчина и попросил посоветовать, кого можно взять работать в книжный магазин. Она порекомендовала меня. Как оказалось потом, мужчина этот был инспектором Книготорга, звали его Зиновий Павлович, а вот фамилию забыла. Я дала согласие.
Книг приходило много и самых разных: политическая литература, художественная, научная, техническая, детская, карельских издательств, поступали регулярно плакаты, канцелярские принадлежности.
Книги пользовались большим спросом, тяга к ним у людей была огромной. Было много подписных изданий, учителям приходили книги по заказу. Классика, другие издания, пользующиеся наибольшим спросом, разыгрывались, чтобы никому не было обидно. Проводила книжную лотерею, хорошо покупали, много выигрывали.
Бывало даже такое: узнают на почте, что пришли посылки с книгами, приходишь утром на работу – у магазина очередь. Я этому была только рада, ведь у меня был план, который надо было выполнять. Помогали распространители – общественники с предприятий, организаций. Очень активными были: на нижнем складе – Ира ЧАЙКОВСКАЯ, в леспромхозе – Людмила Евгеньевна ПОЛЕНИЧКО, в химлесхозе – Людмила Николаевна ЛЯМИНА, на железной дороге – Валентина Владимировна ЗАДВОРНАЯ, в школе – Татьяна Владимировна САВИНА, в детском садике – Надежда Васильевна ВОЛОВИЧ, в больнице – Нина Ивановна ГОРБАЧЁВА.
А школьники как помогали! Они приходили, брали на определённую сумму книги, открытки, канцелярские товары, распространяли среди населения, потом рассчитывались – копейка в копейку. Помню многих ребят, но особенно хорошо получалось у Светы КРИВЕНКО. Я сама ходила с книгами по предприятиям, организовывала продажу книг во время различных мероприятий в Доме культуры, на выборах. Заявки на литературу, отчётность приходилось делать подробные, большие, сложные.
Зав. книжным магазином В. В. КОВАЛЬ на выездной торговле
В одном лице я была и заведующей, и товароведом, и продавцом, и бухгалтером, и получателем, и носильщиком посылок, и, наконец, уборщицей.
В пятьдесят пять лет вышла на пенсию, ещё год поработала, а в июле 1992 года книжный магазин закрыли – время было такое перестроечное, остатки книг сдали в библиотеку.
Валентина Васильевна показывает мне свои награды: памятные знаки за пятилетний (зелёного цвета книги), десятилетний (синего цвета), пятнадцатилетний (красного цвета) непрерывный стаж работы в системе Книготорга, знак «Победитель социалистического соревнования», Почётные грамоты – районные и республиканские. Тут же и знак «Донор СССР» 3 степени.
- Почему стала донором? По велению души. Одиннадцать раз сдала по двести граммов крови и два раза по четыреста. Но вот что удивительно – ведь у меня с детства была мигрень, одолевали сильные головные боли, и постепенно боли исчезли. Думаю, что, может быть, донорство повлияло.
Сравниваю ли прошлую жизнь и настоящую? Нет. Тогда были молодые, все неудобства и трудности переносили, как и должно быть, не стонали. Жилищные условия во всех лесопунктах были неважные, всё временное, неблагоустроенное. Всегда держали домашнюю живность, заготавливали сено.
Я живая была, боевая, ездила на мопеде. Одна могла поставить и снять рыболовные сети, выбрать рыбу. В Тикшезерке на мопеде с собакой доезжала до плотины, там пересаживались на лодку, и по берегам косила траву. Если выходила на берег, то собака стерегла лодку, а я шла по берегу и искала подходящий покос.
А как трудно было что – то купить или, как тогда говорили, «достать»! Надю и Сашу обшивала сама - и платьица, и костюмчики. Покупное появилось только здесь, в Ледмозере. И с продуктами было по – разному, помните, когда всё отпускали только по талонам? А очереди какие были! Сейчас в этом плане проще – обилие товаров и продуктов, деньги есть, иди и покупай, что душе угодно.
Пока был жив муж, держали по девять голов коз, свиноматку, овец, кур. Сейчас и хотела бы, но нет сил. Люблю лес, правда, последние годы одна в лес не рискую ходить. Постепенно стала сначала бабушкой, а теперь уже и прабабушкой, время летит очень быстро.
Меня всегда окружали хорошие люди. И я очень тоскую, когда люди моего поколения уходят в мир иной…
Я очень хорошо помню это время книжного «голода», покупали очень много разных книг, старались подписаться на какое – нибудь издание, и таких желающих было достаточно. Надо отметить, что Валентине Васильевне приходилось непросто, но она как – то с этим справлялась. И если не в этот раз, то в другой покупатель получал желаемое – поступала справедливо.
Желаю Валентине Васильевне здоровья, удачи, оставаться такой – же оптимисткой.
Фото автора и из семейного альбома В. В. Коваль
Уважаемые подписчики и читатели канала! Следующий материал будет опубликован 8 мая.