Молочник, осматривающий свой поплавок, примерно в 1935 году
Молотые ракушки, Кирпичная пыль и Кости
Стремление к Чистоте
По словам Блюма, призывы к переменам исходили с разных сторон, в том числе от женских групп и растущего движения за «чистую пищу» в конце 1800-х годов. Но один химик и врач, Харви Вашингтон Уайли, оказался особенно преданным своему делу и в конечном счёте оказал большое влияние.
Уайли начал отмечать и публиковать отчёты о пищевых добавках во время своей работы в Министерстве сельского хозяйства США в 1880-х и 1890-х годах. Его основной задачей было найти альтернативу сахарному тростнику, но он начал изучать и каталогизировать фальсификацию сливочного масла, молока и мёда, а затем специй и алкогольных напитков. Именно оттуда мы получаем большую часть данных о фальсификации продуктов питания в то время, — отмечает Блюм. Вскоре Уайли начал регулярно выпускать бюллетени о пищевых добавках и выступать за принятие национальных законов.
Многие из его первых попыток закончились неудачей. По словам Блюм, представители Конгресса получали много денег от пищевой промышленности и не прислушивались к научным доводам Уайли о необходимости маркировки, прозрачности и регулирования загрязнения. «Он продолжает настаивать на этом. Промышленность продолжает отвергать это, и политическая борьба продолжается», — говорит она.
Но затем Уайли сменил тактику. Он начал проводить серию экспериментов, которые назвал «испытаниями гигиенического стола», с группой сотрудников Министерства сельского хозяйства США, которых позже прозвали «отрядом отравителей». Все участники, которых было около дюжины, добровольно и осознанно подписались на то, чтобы в течение шести месяцев семь дней в неделю получать три свежеприготовленных блюда с недавно созданной испытательной кухни Министерства сельского хозяйства США. Однако наряду с питательной едой некоторым участникам также давали добавки, которые обычно содержатся в фальсифицированных продуктах. «Сегодня вы бы никогда не получили разрешение на такое исследование, — говорит Блюм. — Он отравил своих коллег».
Группа добилась своего с помощью буры, борной кислоты, салициловой кислоты, бензойной кислоты, диоксида серы, формальдегида, сульфата меди и селитры – среди прочего. Неудивительно, что команда часто болела, и эксперимент получил массу огласки. “Если вы заглянете в газеты того времени, в каждой из них была статья ’Американцы едят яд’, – говорит Блюм.
Энтузиазм в сочетании с общественным резонансом, вызванным книгой Эптона Синклера«Джунгли» о мясокомбинатах Чикаго, заставил политиков изменить свою позицию. В 1906 году Конгресс принял Закон о проверке мяса и Закон о пищевых продуктах и лекарственных препаратах (в просторечии известный как «Закон Уайли»). Позже Закон о пищевых продуктах и лекарственных препаратах был заменён Законом о пищевых продуктах, лекарственных препаратах и косметике 1938 года, который с тех пор неоднократно пересматривался и обновлялся. На основе этих законов возникли современное Министерство сельского хозяйства США, отвечающее за регулирование производства мяса и птицы, и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, отвечающее за все остальные продукты питания и фармацевтические препараты.
Будущее продуктов питания
С момента введения федерального регулирования в области пищевых продуктов штаты ужесточили свою политику, а пищевая промышленность приняла свои собственные стандарты. Многие компании даже присоединились к таким мероприятиям, как Глобальная инициатива по безопасности пищевых продуктов, которая предполагает проведение тестирования сторонними компаниями сверх того, что требуется по закону. Кроме того, само существование федерального закона означает, что люди могут подавать в суд, когда что-то идет не так. Судебные разбирательства являются важным фактором соблюдения требований и осторожности на корпоративном уровне, говорит Блюм.
Тем не менее, FDA по-прежнему играет ключевую роль в надзоре, исследованиях и реагировании на возникающие угрозы, такие как птичий грипп в молоке, говорит Брайан Шейнберг, химик и директор Института безопасности и гигиены пищевых продуктов (IFSH) в Технологическом институте Иллинойса.В IFSH академические исследователи напрямую сотрудничают с промышленностью и учеными FDA, а в институте реализуются многочисленные федеральные проекты и лаборатории. Проводимые там исследования включают работу по повышению безопасности детских смесей, загрязнению пищевых продуктов из-за упаковки, профилактике патогенеза при производстве пищевых продуктов, расследованию причин вспышек заболеваний и валидации молока класса А. «Мы действительно затрагиваем множество областей», — говорит Шанеберг в интервью Popular Science.
Недавно администрация Трампа сократила более 3500 рабочих мест в FDA на фоне более масштабных федеральных сокращений. Несмотря на заявления об обратном, эти увольнения коснулись десятков ученых, которые проводят контроль качества и проверку квалификации всего - от детских смесей до молочных продуктов и кормов для домашних животных. Шейнеберг отмечает, что из-за сокращений Центр технологических инноваций IFSH временно остался почти без персонала. С 15 сотрудников их число сократилось до четырех. Другие лаборатории по всей стране также пострадали.
После публичного противодействия руководство FDA пообещало восстановить ученых на ключевых должностях и вновь открыть несколько закрытых лабораторий на прошлой неделе. В институте Шейнберга федеральным ученым сказали, что они будут восстановлены в должности. Однако он отмечает, что они не получили официальных уведомлений, подтверждающих их повторный прием на работу. Долгосрочная судьба исследовательских и испытательных лабораторий FDA также остается неопределенной, поскольку предлагается значительное сокращение бюджета и назревает масштабная реорганизация. Предлагаемый в настоящее время администрацией Трампа план предусматривает передачу большей части полномочий по проверке продуктов питания штатам.
“Я определенно обеспокоен”, - говорит Шейнеберг. Он не видит какой-либо явной, непосредственной угрозы для потребителей, но в долгосрочной перспективе его беспокоит способность FDA обеспечить безопасность пищевых продуктов, если у агентства будет меньше персонала и ресурсов. “Я по-прежнему считаю, что все крупные компании собираются сделать все возможное, потому что они не хотят навредить своим брендам и повлиять на людей”. И многие государства могли бы иметь возможность восполнить пробелы. Однако всегда есть недобросовестные производители, новые бренды, новые добавки и неизвестные ингредиенты, — отмечает он.
Возможно, это происходит намного реже, чем когда-то, но FDA по-прежнему выявляет тревожные случаи заражения пищевых продуктов. В 2023 и 2024 годах агентство исследовало высокие уровни свинца и хрома в пакетиках с яблочным пюре с корицей, продаваемых детям, отмечает Мартин Бакнавидж, старший специалист по распространению информации о безопасности пищевых продуктов на факультете пищевых наук Пенсильванского государственного университета. “Всплывают такие вещи, и это звучит так:‘кто–кто еще собирается пройти через это и сделать это ?’, ” говорит он. По словам Бакнаважа, FDA обладает опытом в области науки и цепочек поставок, которым обладают немногие другие учреждения, а также способностью и полномочиями быстро реагировать.
Учитывая быстрые изменения и реорганизацию на горизонте, трудно предсказать, каким будет эффект, добавляет он. “Я думаю, что в ближайшей перспективе наши запасы продовольствия будут в безопасности”, - говорит Бакнавидж. В конце концов, проверки FDA проводятся гораздо реже, чем собственные тесты и меры безопасности компаний. Но без последнего уровня надзора, возможно, что-то может быть упущено в будущем, говорит он.
Блюм, хорошо знакомая с коварным продовольственным ландшафтом прошлых десятилетий, соглашается с этим. «Я не сижу здесь и не говорю, что это катастрофа, потому что на самом деле мы не знаем, — говорит она. — Но в том, что делает [администрация Трампа], нет ничего такого, на что можно было бы посмотреть и сказать: «О, это делает нас безопаснее»Читайте еще:
Сечин устраивает эскортниц на должности в «Роснефти» и платит им большие зарплаты из бюджета компании — расследование
За три года в России национализировали 411 компаний с активами на 2,6 трлн рублей
Бесчестный знак. Расследование о том, как россиян обложили скрытым налогом
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах