Миллиардные доходы
Владельцы ЦРПТ зарабатывают миллиарды рублей, но это меньше, чем они рассчитывали
«Честный знак» на первый взгляд стоит дешево — 50 копеек плюс 10 % НДС за каждый QR-код. Для рядового покупателя это должно быть незаметно. Но если представить, сколько товаров производится, импортируется и продается по всей России, маркировка может приносить серьезную прибыль. При запуске проекта в ЦРПТ рассчитывали, что в России есть 100 миллиардов единиц товаров, которые можно включить в маркировку, то есть на выручку в 50 млрд руб. в год, утверждает источник «Проекта».
«Проект» установил, что пока результаты далеки от максимума: в 2023 году «Честный знак» продал марок примерно на 24 млрд руб., следует из финансовой отчетности. В пресс-службе компании подтвердили, что компания получила меньшую выручку, чем планировала. Это связано с затянувшимся введением маркировки молочной продукции, уточнили там.
23,9 млрд ₽ — годовая прибыль «Честного знака»
Все дело в том, что власти планируют маркировать все товары без исключения. Начав с шуб, сигарет и обуви, которые действительно страдали от контрафакта, практику стали распространять дальше. И решениями российских премьеров Мишустина и Медведева под действие «Честного знака» попали 24 категории изделий, еще 15 находятся в стадии эксперимента. Это нужно, чтобы дать бизнесу время на внедрение маркировки и адаптацию процессов, а также убедить предпринимателей в необходимости маркировки.
Загружено с ошибкой.Категории товаров, подлежащие маркировке. Источник: сайт «Честного знака»
Загружено с ошибкой.Категории товаров, подлежащие маркировке. Источник: сайт «Честного знака»
Однако ввести тотальную маркировку оказалось сложнее, чем надеялись чиновники. Во-первых, после февраля 2022 года власти были вынуждены наложить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, так что неизвестно, соблюдают ли предприниматели правила в этом сегменте.
В марте 2022 года правительство ввело мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, в ходе которых можно проверить соблюдение маркировки. Запрет распространяется на административные нарушения за несоблюдение маркировки, но не на более серьезные уголовные преступления в этой сфере. Во-вторых, представители многих отраслей сочли маркировку в их сферах лишней и стали сопротивляться решению.
Сразу несколько бизнесменова сказали, что будут вынуждены поднять цену на свою продукцию из-за расходов на «Честный знак». В зависимости от вида продукции и объемов производства.
Возможно, именно из-за массового недовольства среди предпринимателей менеджерам «Честного знака» пришлось организовать ответную кампанию в поддержку маркировки.
Фейки о маркировке
В прокремлевских СМИ организована целая кампания в поддержку расширения «Честного знака»
Михаил Калугарян утверждает, что является профессиональным спортсменом-марафонцем и его карьера едва не закончилась из-за роковой случайности. «Через интернет я заказал себе кроссовки. Через три дня понял, что мне больно вставать на носочки.
Спустя еще день я увидел, что мои стопы просто опухли. Оказалось, что я получил химический ожог из-за токсичных материалов <…> Врачи чуть было не запретили мне участвовать в соревнованиях», — жалуется он на кроссовки в видеоролике, вышедшем на канале «Честного знака».
Следом в кадре появляется некий эксперт Анатолий Рыбой, который говорит, что на обувном рынке долгое время не было регулятора. «Но сегодня ситуация изменилась. Каждая пара, выставленная на продажу, должна иметь маркировку. Это и есть гарантия качества», — со знанием дела утверждает эксперт.
Как установил «Проект», Калугарян на самом деле не профессиональный бегун, а помощник начальника госпиталя Росгвардии. Максимум чем он занимался — играл в пейнтбол с друзьями. А за псевдонимом «эксперта» Анатолия Рыбого, говорящего о важности маркировки, скрывается судимый за хранение гашиша Евгений Теренов — сотрудник медиагруппы Аркадия Ротенберга «Красный квадрат». Именно эта компания сняла ролик с фейковым марафонцем для «Честного знака» и, вероятно, раскрутила его. В отличие от других видео канала с мизерной аудиторией это набрало на Youtube миллион просмотров.
Как ЦРПТ блокирует плохие статьи о маркировке:
«По моей информации, „Честный знак“ тратит на пиар 4 миллиарда рублей в год, у них стоят блоки на негативную информацию в СМИ и Telegaram-каналах.
В „Коммерсанте“ мне сказали, что больше не будут писать про маркировку плохо, в „Ведомостях“ — что тексты будут согласовываться с главным редактором», — рассказал «Проекту» представитель одной бизнес-ассоциации
Лояльные к власти СМИ тоже буквально заполнены материалами, смысл которых прост — маркировку надо срочно распространить на все отрасли.
«В сметане от каких брендов пасутся дрожжи? Что закатывают в банки вместо балтийских шпрот и кильки?», — тревожно звучит на НТВ анонс программы «НашРосПотребНадзор», которая изобличает некачественные продукты и недобросовестных производителей.
По ходу передачи выясняется, что сметану Киржачского завода опасно есть из-за обнаруженной в ней плесени, а под видом шпрот из Балтийского моря россиянам продают более дешевую тюльку из Каспийского.
НТВ — не единственное такое медиа. Мы собрали и другие примеры:
Враги-иноагенты
С противниками маркировки власти борются так же, как с независимыми журналистами, политиками и общественными деятелями
Один из постоянных героев прокремлевских СМИ — председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов (не путать с основателем Zenden Андреем Павловым).
Он регулярно дает комментарии с призывом ввести тотальную маркировку продукции. Но, как это нередко бывает в России, этот человек — не только пропагандист, но и доносчик.
В 2022 году он направил обращение в прокуратуру с просьбой признать иноагентами сразу семь бизнес-ассоциаций, куда входят крупные производители продуктов . Это Союз участников потребительского рынка, «Руспродсоюз», Масложировой союз, «Союзмолоко», «Русбренд», Рыбный союз, «Союзнапитки», ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд». Почти все они публично выступали против введения маркировки. Впрочем, в отношении этих организаций все ограничилось угрозами, чего нельзя сказать о двух известных бизнесменах.
Анастасия Татулова была совладелицей сети кондитерских «Андерсон» и даже омбудсменом по защите малого и среднего предпринимательства, которую приглашали в Кремль и позволяли задавать паерзиденту острые вопросы.
Однако в 2021 году она стала критиковать «Честный знак» и быстро была наказана. Депутат Госдумы Евгений Федоров писал на нее доносы, налоговая проводила проверки, силовики — обыски, пропагандисты — ругали в СМИ. Анастасия Татулова насчитала за этот период около 1200 публикаций о себе, а Минюст — признал иногентом.
Организатором травли она назвала «члена правительства РФ», и в итоге ей пришлось продать свой бизнес и эмигрировать из России.
Еще более удивительна история основателя обувного холдинга Zenden Андрея Павлова, о проблемах которого говорилось в начале этого текста. Он изначально поддерживал введение маркировки и вообще лоялен российскому руководству — критикует Запад. Он недавно сообщал, что продолжит «оказывать помощь нашим бойцам в зоне СВО». Вот что еще недавно он писал в своем Telegram:
Отметка иностранного агента — не наша ошибка, а решение властей. В 2022 году Павлов разочаровался в «Честном знаке» и стал критиковать его в разговоре с журналистами.
«Маркировка увеличивает коррупционные доходы наших чиновников»
И тогда на его фирму обрушились проверки — налоговики насчитали Zenden более 1 млрд руб. налогов, которые она якобы недоплатила. Тем не менее, Павлов не успокоился. В июле 2023 года бизнесмен вышел на одиночный пикет к зданию правительства России в Москве с плакатом «Остановите ОПГ из ФНС».
Через год Павлов получил статус «иноагента», а теперь еще и уголовное дело.