Ну кто мы такие, чтобы спорить с самым популярным московским изданием. Цитата из журнала Москвич Mag:
Совместно с барами, ресторанами и кофейнями Китай-города Тинькофф Город переосмыслил местную карту развлечений. До конца августа москвичей ждут специальные меню в любимых гастроместах на Покровке и Маросейке, Мясницкой и в Кривоколенном переулке, на Чистопрудном и Покровском бульварах
Вот по этому району и пойдём. На самом деле, это уже территория Белого города, а Китай-город останется у нас за спиной.
Итак, приезжаем на станцию Китай-город по фиолетовой или по оранжевой ветке, выходим из метро в Ильинский сквер, выход №4 и оглядываемся по сторонам. На одном этом пятачке мы видим много интересного: здание Политехнического музея, Часовню-памятник героям Плевны.
Если часовня открыта, обязательно зайдите внутрь. Там на стенах вы увидите восхитительные майоликовые изразцы.
Встаньте лицом к Политехническому музею. Слева на Ильинке вы увидите башню с часами. Её видно из разных уголков центра Москвы. Башенка с часами относится к комплексу зданий Северного страхового общества, который проектировала группа архитекторов во главе с Иваном Рербергом. Тем самым, который потом строил здание Киевского вокзала.
На башне Киевского вокзала сохранились часы с механическим заводом. Таких в Москве всего трое, ещё есть на Спасской башне и на здании Центрального телеграфа на Тверской. А вот часы на башне Северного страхового общества уже на электронном ходу. Китай-город как раз находится в той стороне. И вид до сноса Китайгородской стены в эту сторону раньше был такой:
А ещё раньше такой:
Снова повернитесь к Политехническому музею.
Его строительство началось в 1875 году и длилось более 30 лет. Надеюсь, что его реставрация, которая длится с 2013 года, не будет такой же долгой. Обещают, что первые посетители увидят его интерьеры и экспозицию уже в конце 2025 года. Это один из старейших научно-технических музеев мира. Музей создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1872 году отмечали 200-летие со дня рождения Петра I, к празднованию была приурочена Политехническая выставка, под которую выделили огромную площадку у Кремля и бюджет. Экспонаты с выставки стали основой будущего Музея прикладных знаний (наименование продержалось до 1919 года). Проект здания музея в 1872 году разработал архитектор и инженер Николай Шохин, а декор в русско-византийском стиле — Ипполит Монигетти.
Повернитесь направо. Там находится улица Маросейка. Раньше она была частью древней Покровской улицы. Своё нынешнее название она получила в XVII веке по Малороссийскому подворью. Сначала улица называлась Малоросейка, потом название сократилось до Маросейки.
До Малороссийского подворья мы как раз скоро дойдём. Когда-то в подворье останавливались гостившие в Москве представители малороссийских гетманов.
Слева по нечётной стороне улицы вы увидите здание с зелёными рамами – «Дом трестов» – памятник архитектуры конструктивизма. Построен в 1928 – 1930 годах.
На верхнем этаже сидел трест под названием «Главяйцо», который занимался распределением соответствующей продукции по всему Советскому Союзу. Затем там находилось министерство финансов. В 1939 году здание стало главным зданием ЦК ВЛКСМ. Весь квартал был отдан молодежной организации, а переулки за этим кварталом стали называться Большой и Малый Комсомольский переулки. В 1990-е им вернули прежнее название – Большой и Малый Златоустинский переулки.
Справа по чётной стороне в начале улицы стоит примечательный дом с ротондой. В народе его называют «Дом нелюбви».
.
В этом доме в конце XVIII – начале XIX века жила графиня Варвара Петровна Разумовская (урождённая Шереметева, сестра Николая Шереметева, того, который женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой). А поселилась она там после расставания с, мужем, графом Алексеем Разумовским. Женились они не по любви, а по статусу. Варвара Петровна родила пятерых детей, из которых выжили четверо. Через 10 лет брака они расстались. Развестись официально в то время было нереально, поэтому супруги просто разъехались, Вернее, граф Разумовский велел супруге съехать и стребовал с Варвары Петровны алименты на воспитание детей, которых оставил у себя. Она выплачивала ему на «воспитание общих детей» 40 тысяч рублей ежегодно. Приданое обеим дочерям было также выделено из её личных владений.
Видите, сколько всего можно увидеть в Москве даже не сдвинувшись с места. Теперь через пешеходный переход выходим на улицу Маросейка прямо к дому Варвары Разумовской.
Посмотрите на другую сторону улицы. Вы увидите там храм Николая Чудотворца в Клённиках.
Впервые Клённики в названии церкви стали упоминаться на рубеже XVIII – XIX веков. В конце XVII века она носила имя «в Блинниках», а в начале XVIII – «в Клинниках». Летописи с историей места и названия не сохранились. Но есть городская легенда, которая гласит, что изначально вокруг церкви росли клёны, поэтому она и стала называться «в Клённиках».
Проходим дальше по Маросейке до пешеходного перехода. Переходим на нечётную сторону улицы. Мы на углу Маросейки и Большого Златоустинского переулка. В середине XIX века в одном из домов в этом переулке произошло резонансное убийство. Алексей Мазурин убил ювелира Илью Калмыкова, которому он заложил драгоценности, и не смог их выкупить. Некоторые детали этого убийства, такие как использование ждановской жидкости для маскировки запаха и американской клеёнки отразил Фёдор Достоевский в романе «Идиот», когда описывал убийство Настасьи Филипповны. До настоящего времени дом, в котором произошло то убийство, не сохранился. Фото переулка в начале XX века:
Справа мы видим дом знаменитого архитектора Матвея Казакова. В таком плачевном состоянии он находится уже почти 30 лет. Надеюсь, что он дождётся реставрации.
Дальше по улице стоял Златоустовский монастырь. Его разрушили при советской власти, а из кирпичей его стен построили дома для сотрудников НКВД. Если вы пройдёте чуть дальше по улице, вы увидите окуляры. Посмотрите в них.
Перед вами улица, как она выглядела в начале XX века и монастырь. На переднем плане Елизаветинская церковь в стиле барокко.
Ещё дальше находится памятный камень.
Большой Златоустинский переулок в наши дни:
А мы возвращаемся назад на угол Маросейки и Большого Златоустинского переулка. Внимательно посмотрите на дом №9, на балконе дома стоит бронзовый саксофонист. Несколько раз в день в начале часа он начинает наигрывать мелодию на своём саксофоне. Звучит необычно. Играет всего полминуты.
Но не только саксофонистом примечателен этот дом. Посмотрите на красивые мозаики между окнами первого этажа.
В 1841 году в Москву приехали два француза. Один – 22-летний Альфонс Ралле, второй – 19-летний Жозеф Фредерик Дютфуа. Через два года Альфонс Ралле основал небольшую косметическую фабрику «А. Ралле и Ко», а Фредерик Дютфуа стал одним членов правления фабрики.
Растущее производство духов Ралле требовало соответствующей упаковки. В 1864 году Фредерик Дютфуа купил на Большой Панской (в настоящее время Большой Новодмитровской) улице 2,2 гектара земли.
В 1865 году на купленных землях вырос хрустально-стекольный завод Дютфуа, производивший, среди прочего, флаконы для парфюмерного производства Ралле.
На заводе действовали цех традиционного, свободного выдувания стекла, стеклоплавильный, гончарный, механический, шлифовальный цеха.
Производили не только флаконы, но и лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду.
Продукция сбывалась через собственные магазины, основной находился в Москве на углу Маросейки и Златоустинского переулка. Это он и есть.
Фасады магазина были шикарны. Межоконные проемы украсили керамическими панно с растительным орнаментом в стиле модерн, объемные картуши с буквой «D» указывали на принадлежность магазина семье Dutfoy.
Оригинальные вывески и панно были изготовлены по заказу Дютфуа в смальтовой и керамических мастерских Строгановского художественного училища. В советское время все панно были закрыты вывесками продуктового магазина.
Сейчас на месте керамических панно сделаны мозаики, которые повторяют исторический рисунок.
Вывеска в межэтажном пространстве пострадала меньше. Но объёмные элементы, изготовленные из янтаря, оникса, яшмы и сердолика были утрачены.
Продолжаем идти по нечётной стороне Маросейки.
Дом № 11 – это Малороссийское подворье.
По стилю и не скажешь, что дом XVII века
Это было одно из первых каменных частных строений в Москве. Первые палаты здесь были построены в начале XVII века. Потом уже в конце XVII века дом принадлежал двоюродному брату мамы Петра I – Василию Нарышкину. При реставрации оставили три окна на втором этаже, выполненные в стиле «нарышкинское барокко».
Некоторые экскурсоводы называют этот дом «домом, откуда берут вторых жен».
Обуславливая эту версию тем, что в начале XVIII века в доме в гимназии пастора Глюка служила Марта Скавронская, вторая жена Петра I – будущая императрица Екатерина I. По другим источникам Марта в Москву с пастором Глюком не поехала, а осталась в Мариенбурге у графа Шереметева, где её приметил и забрал себе Александр Меншиков, а уже в доме Меншикова на неё обратил внимание сам Пётр I. Было это в 1703 году. А гимназия в Малороссийском подворье открылась только в 1704 году.
По другим источникам Марта Скавронская прибыла с пленным пастором Глюком в Москву в качестве прислуги, и тогда она могла мыть полы в этом доме «Так что могу заявить, что мои полы когда-то намывала будущая государыня императрица Российская» (это цитата из подкаста «Голоса московских зданий», подготовленного Мосгорнаследием. Речь ведётся от лица дома).
Но дальше в этом подкасте идёт совсем сказочное:
«У меня же сам Александр Меньшиков еще раньше познакомился со своей второй супругой Натальей Нарышкиной. Так что в народе меня стали называть «домом вторых жен».
Ни в одном источнике не нашла информации о том, что у Меншикова была вторая жена, да ещё и Наталья Нарышкина. Насколько мне известно, у Меншикова была одна законная супруга – Дарья Михайловна Арсеньева. И если Марта ещё могла намывать полы в этом доме, то про вторую жену Меншикова Мосгорнаследие явно перегнуло палку в своём подкасте.
С 2018-го по 2021-й год в Малороссийском подворье проходила реставрация. Восстановили древнейшую кирпичную кладку, укрепили каменные своды, демонтировали аварийные полы. При реставрации мастера обнаружили несколько уникальных находок — под слоями цементной штукатурки нашли арочные окна и проходы. Частично XVII, частично XVIII века. Всё тщательно восстановили. Также обнаружили подсвечник из белой глины XVII века, печные изразцы, аптечные баночки, бутылки, дверные ручки, фрагмент керосиновой лампы, ларец для драгоценностей и даже лапоть строителя XIX века.
В настоящее время на первом этаже дома находится Центр современного искусства AZ/ART, книжный магазин и кафе, тут также проводятся концерты и кинопоказы, а выше — клубные элитные квартиры. Сейчас в Центре современного искусства AZ/ART проходит выставка «Буквальные связи». Вход на выставку стоит 400 рублей, есть льготы. По понедельникам вход на выставку бесплатный, кроме первого понедельника месяца – этот день называется техническим, выставка не работает. Мы были в понедельник. Впечатления от выставки неоднозначные. Но походить под древними сводами приятно.
В помещении галереи работает книжный магазинчик. Мне понравились эти домики в банках.
Есть также небольшая кофейня и гардероб.
С другой стороны здания находится кофейня SMART COFFEE Lab.
Летом там открывают замечательную веранду с видом на нарышкинские окна. Здесь тихо и уютно. Эта тишина сильно контрастирует с шумной Маросейкой.
Внутри под старинными сводами тоже хорошо сидеть.
Кофейню прям советую, так как здесь ещё и очень вкусный кофе.
И меню для кофейни обширное. И цены приемлемые.
Мне очень понравились сырники. Вернусь за ними снова.
Дом № 13 стоит на второй линии Маросейки (в глубине улицы). Его строили в 1905 году по проекту автора первых восьмиэтажных «тучерезов» в Москве Эрнста-Рихарда Нирнзее.
Судьба жителей дома трагична. Здесь, в арке, есть табличка, которая гласит, что в этом доме жили те, кто ушёл и не вернулся. Как минимум 200 человек из этого дома в разное время – в период с 1937 по 1952 год – ушли и не вернулись.
За аркой вы увидите руину, выкрашенную в красный цвет.
Это был дом XVIII века. В конце 1990-х годов его начали ломать и так и не закончили. Целым и невредимым этот домик вы можете увидеть в фильме «Покровские ворота», где Костик с мотоциклистом выезжают из арки дома.
Снова выходим на Маросейку и идём по нечётной стороне улицы. Видим большой голубой дом – сейчас там Посольство Республики Беларусь. Но сначала проходим мимо забора и ворот и внимательно смотрим на надпись. Она гласит: «Свободенъ отъ постоя»
Дело в том, что до конца XVIII века владельцы домов были обязаны предоставлять армии помещения для проживания в местах постоянного или временного расположения войск.
Независимо от чина домовладельца и его положения в обществе, ему вменялось впускать к себе офицеров или простых солдат, находившихся в городе. Такая повинность хозяевам дворов не нравилась, так как военные кутили, а помещения после их пребывния имели жалкий вид.
В годы правления императора Павла I у горожан появилась возможность «откупиться» от этой повинности. Хозяева домовладений должны были внести определенную сумму на строительство казарм. Первыми построили как раз Покровские казармы. Здание Покровских казарм сохранилось и находится недалеко отсюда, на Покровском бульваре.
Чтобы прибывавшие в город офицеры и солдаты больше не беспокоили хозяев домов, оплативших расходы на обустройство мест проживания военнослужащих, городские власти начали вывешивать на фасадах или пилонах ворот таблички «Свободенъ отъ постоя». Под этой надписью на данной табличке можно увидеть следующее обозначение: «Мясниц. час. 3-го кварт.». Так до 1908 года указывался адрес домовладения. Тогда в адресе была полицейская часть этого района, № квартала зоны ее ответственности и только потом № самого дома (в данном случае последнего нет).
К сожалению, табличка на Маросейке – единственная в Москве, которая сохранилась до нашего времени.
Само голубое здание – это Усадьба Румянцева-Задунайского. В настоящее время его занимает посольство Беларуси.
К сожалению, в настоящее время здание укрыто защитной фасадной сеткой. Идёт раставрация. Но у меня есть фотография, где дом видно во всей его красе.
Считается, что это здание было возведено в 1780-е годы Василием Баженовым для полковника Михаила Родионовича Хлебникова, работавшего в канцелярии у фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. В 1793 году Хлебников продал дом Петру Румянцеву. Тот разбил в усадьбе сад, а дом изнутри приказал расписать сценами сражений Русско-турецкой войны. После его смерти дом перешёл в наследство среднему сыну фельдмаршала – графу Николаю Румянцеву. Он занимал должности министра иностранных дел и государственного канцлера, а также являлся одним из просвещеннейших людей своего времени и щедрым меценатом. Среди его заслуг – основание Румянцевского музея, ставшего первым общедоступным музеем в Москве.
В усадебном доме на Маросейке у него бывали многие именитые люди: Жуковский, Карамзин, Вяземский и другие. У графа была замечательная художественная коллекция и свой крепостной театр.
Граф слыл страстным франкофилом и настолько тяжело воспринял новость о начале войны с Наполеоном, что его разбил паралич. Во время нашествия французов во дворце Румянцева разместилось городское правление, во главе которого находился генеральный интендант Жан-Батист Лессепс. Современный облик здание приобрело в 1880-х годах, когда его новым хозяином стал купец Митрофан Грачёв. Дом был декорирован скульптурами – женскими фигурами, символизирующими свободные художества, земледелие и скотоводство. а также украшен гербом владельца с ангелами и буквой «Г».
На месте сада фельдмаршала Румянцева был выстроен новый корпус с квартирами для сдачи внаём.
Потомки Грачёва владели усадьбой вплоть до Революции, в 1918 году она была национализирована. В ранние советские годы в здании размещались различные учреждения, а в 1957 году в нём расположилось представительство Белорусской ССР.
Напротив дома фельдмаршала Румянцева-Задунайского находится церковь Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке, построенная по проекту Матвея Казакова.
Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве.
Среди прихожан храма были два известных всем нам Фёдора: Фёдор Тютчев и Фёдор Достоевский. После революции храм закрыли и в конце 1920-х годов хотели снести, чтобы расширить улицу. Но почему-то передумали. В храме устроили склад и пивную, потом там была мастерская автомакетов, и наконец – клуб автомототуристов. Внутреннее убранство храма было почти полностью утрачено, но внешне он практически не изменился. С 1993 года здесь возобновились богослужения.
В 1972 году позади храма построили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого. Мне это чёрное здание совсем не нравится.
Во дворе храма находится киоск Архондарик с греческой продукцией.
В нём можно купить вкусные пирожки, я ещё покупала там вкусные большие оливки. Кроме них, в киоске продают оливковое масло и вяленые томаты. Под навесом есть несколько столиков. Можно купить кофе и пирожки и перекусить с видом на храм.
Ну вот, улица Маросейка закончилась.
В следующий раз продолжим нашу прогулку по улице Покровке и не только.
Где в Москве на самом деле находится Китай-город писала здесь:
Вторая часть маршрута здесь: