Анатолия и Междуречье: предтечи хеттов и загадки Элама
Исаак Ньютон однажды сказал, что видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов. Эта метафора применима не только к науке, но и ко всей человеческой истории. Наши современные цивилизации обязаны своим существованием тем культурам, что были до нас, их открытиям, достижениям и даже ошибкам. Имена Шумера или Древнего Египта знакомы каждому со школьной скамьи. Но история полна и других, не менее значимых, но во многом забытых цивилизаций, чьи тени едва различимы в глубине веков. Их наследие растворилось во времени, оставив после себя лишь осколки былого величия и множество загадок. Давайте приоткроем завесу над некоторыми из этих "потерянных миров".
Хатты: коренные жители Анатолии и учителя хеттов
Задолго до того, как грозные хетты создали свою могущественную империю в Анатолии (современная Турция), эти земли населял другой, еще более древний народ – хатты. Их цивилизация процветала здесь с XXVI по XVIII век до нашей эры, являясь, по мнению большинства археологов, коренным населением региона до прихода индоевропейцев-хеттов. Хатты были одними из первых создателей городской культуры в Малой Азии. Сведения о них мы черпаем из аккадских клинописных табличек XXIV века до н.э., где упоминаются их города и правители.
Хотя у хаттов был свой собственный, уникальный язык (не относящийся ни к индоевропейской, ни к семитской семье), они, по-видимому, не создали своей письменности. По крайней мере, до нас не дошло ни одного письменного памятника на хаттском языке. Предполагается, что они были многоязычны, особенно в торговых контактах, например, с ассирийскими купцами, имевшими свои колонии в Анатолии.
Основную информацию о хаттах мы получаем, как ни парадоксально, через их завоевателей и преемников – хеттов. Пришельцы-хетты, появившиеся в Анатолии около XXIII века до н.э., постепенно подчинили себе хаттские города-государства. Крупнейшие центры Хеттской империи, включая их столицу Хаттусу и важный религиозный центр Аладжа-Хююк, были изначально основаны хаттами.
Но завоевание не было полным уничтожением. Произошло постепенное слияние двух культур. Хетты, будучи индоевропейцами, восприняли и адаптировали многие элементы хаттской культуры, особенно в религиозной сфере. Пантеон хеттских богов пополнился хаттскими божествами (бог Грозы Тару, богиня Солнца Вурунсему и др.), хетты заимствовали хаттские ритуалы, мифы и даже царскую титулатуру. Хаттский язык еще долгое время использовался хеттами как священный язык богослужений.
На протяжении десятилетий, а возможно, и столетий, хаттское население, вероятно, все еще составляло большинство на завоеванных территориях, находясь под властью хеттской аристократии. Но постепенно они ассимилировались, растворились среди хеттов, утратив свой язык и идентичность. К середине II тысячелетия до н.э. хатты как отдельный народ исчезают со страниц истории, оставив свое имя лишь в названии страны (Хатти) и столицы (Хаттуса) своих преемников, да в именах богов, которым теперь поклонялись хетты.
Хурриты: таинственный народ Ближнего Востока
Еще одним древним народом, оказавшим значительное влияние на хеттов и другие цивилизации Ближнего Востока, были хурриты. Их цивилизация процветала во II тысячелетии до н.э. на обширных территориях Северной Месопотамии, Сирии и юго-восточной Анатолии. Однако их происхождение и ранняя история окутаны тайной. Вероятно, они появились в этом регионе еще раньше: хурритские личные имена и топонимы встречаются в месопотамских источниках, датируемых III тысячелетием до н.э.
Хурритский язык, как и хаттский, был уникален – он не принадлежал ни к семитской, ни к индоевропейской семье языков (хотя обнаруживает некоторые отдаленные связи с урартским и современными нахско-дагестанскими языками). Долгое время считалось, что хурриты были преимущественно кочевым народом. Однако недавние археологические открытия, особенно раскопки их крупного городского центра Уркеш на северо-востоке Сирии, заставляют пересмотреть эти представления. Уркеш был важным политическим и религиозным центром уже в III тысячелетии до н.э. Именно здесь была найдена древнейшая известная надпись на хурритском языке – на каменной табличке и статуэтке льва из Лувра.
Хурриты сыграли ключевую роль в формировании могущественного государства Митанни (XV-XIV вв. до н.э.), которое соперничало с Египтом и Хеттским царством за контроль над Сирией и Месопотамией. Хурритская культура оказала огромное влияние на хеттов – в религии, мифологии, искусстве, праве. Хетты заимствовали хурритских богов (Тешуб, Хебат), эпические сказания (например, "Песнь об Улликумми"), ритуалы гадания. Считается, что именно хурриты принесли на Ближний Восток искусство коневодства и использования боевых колесниц, которое затем переняли и хетты.
Несмотря на свое былое могущество и культурное влияние, от самих хурритов осталось очень мало артефактов и письменных памятников. Большую часть информации о них мы черпаем из архивов их соседей – хеттов, египтян, шумеров, аккадцев. К концу II тысячелетия до н.э., после разгрома Митанни хеттами и возвышения Ассирии, хурритские государства исчезают с политической карты. Сам народ постепенно ассимилируется с арамеями, ассирийцами и другими народами региона, оставив после себя лишь следы своего языка и культуры в наследии других цивилизаций.
Эламиты: древнейшая цивилизация Ирана, не любившая писать историю
На юго-западе современного Ирана, на границе с Месопотамией, располагалась одна из древнейших цивилизаций мира – Элам. Ее история насчитывает почти три тысячелетия, начиная с конца IV – начала III тысячелетия до н.э. Сами себя жители этой страны называли Халтамти, но в историю они вошли под именем Элам, данным им их соседями-семитами (от древнееврейского 'Elam).
Элам был современником и постоянным соперником великих цивилизаций Месопотамии – Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Их отношения были сложными: периоды войн и взаимных вторжений сменялись временами культурного обмена и торговли. Столицей Элама был город Сузы – один из древнейших городов мира, просуществовавший несколько тысячелетий.
Эламиты создали самобытную культуру и имели свой собственный язык – эламский, который, как и шумерский или хаттский, является языком-изолятом, не имеющим установленных родственных связей с другими языковыми семьями. Они разработали несколько систем письма: протоэламское (пиктографическое, до сих пор не расшифровано), линейное эламское (слоговое, недавно заявлено о его расшифровке) и, позже, адаптированную клинопись.
Несмотря на свою долгую историю и несомненные достижения в искусстве (знаменитые глазурованные кирпичи из Суз, бронзовые изделия), архитектуре и государственном управлении, эламиты оставили после себя на удивление мало письменных свидетельств о своей истории, мифологии, литературе или научных знаниях. В отличие от их месопотамских соседей, буквально одержимых фиксацией событий, эламские писцы, похоже, рассматривали письменность в основном как инструмент для административных нужд (учетные записи, списки) или для прославления царей (строительные и посвятительные надписи).
Из-за этой скудости собственных источников наше знание об Эламе во многом фрагментарно и основано на упоминаниях в месопотамских текстах, которые часто носят враждебный характер. Мы знаем о войнах Элама с Аккадом при Саргоне Древнем, о его временном возвышении и разграблении Вавилона в XII веке до н.э. (когда эламиты вывезли знаменитую стелу с законами Хаммурапи в Сузы), о его последующей борьбе с Ассирией, закончившейся разрушением Суз Ашшурбанапалом в VII веке до н.э. Позже Элам вошел в состав Персидской империи Ахеменидов, и эламский язык некоторое время оставался одним из официальных языков империи (наряду с древнеперсидским и аккадским), о чем свидетельствует Бехистунская надпись. Но затем он окончательно вышел из употребления, а сами эламиты растворились среди персидского населения. Так, одна из древнейших цивилизаций мира оставила после себя сравнительно небольшой след в исторической памяти из-за своеобразного "равнодушия" ее писцов к фиксации собственной истории.
Балканы и Африка: металлурги Европы и призраки Пунта и Нок
Древние цивилизации возникали не только в признанных центрах вроде Месопотамии или Египта. Балканский полуостров и Африканский континент также были ареной зарождения уникальных культур, чьи достижения и тайны продолжают удивлять исследователей.
Винча: пионеры металлургии и загадочных знаков
На Балканах, на территории современных Сербии, Румынии, Болгарии и Македонии, в эпоху неолита и энеолита (примерно 5700-4500 гг. до н.э.) процветала одна из самых развитых и загадочных доисторических культур Европы – культура Винча (названа по ключевому поселению Винча-Бело Брдо близ Белграда).
Культура Винча считается крупнейшей доисторической цивилизацией Европы. Ее носители жили в больших, хорошо организованных поселениях, занимались земледелием и скотоводством, достигли высочайшего мастерства в изготовлении керамики (характерные черные лощеные сосуды) и антропоморфных статуэток с большими миндалевидными глазами и треугольными лицами-масками.
Но главное достижение культуры Винча, которое ставит ее в один ряд с великими цивилизациями Ближнего Востока, – это ранняя металлургия меди. Археологические находки, особенно в поселении Плочник (Сербия), свидетельствуют о том, что люди Винчи одними из первых в мире (а возможно, и первыми) начали плавить медную руду и изготавливать из меди орудия труда, оружие и украшения уже в конце VI тысячелетия до н.э. Они также разработали первый известный в Европе медный рудник в Беловоде (Сербия). Это опровергает традиционное представление о том, что металлургия пришла в Европу с Ближнего Востока.
Еще одна загадка культуры Винча – это так называемая "винчанская письменность" или "дунайское протописьмо". На множестве керамических сосудов и статуэток обнаружены вырезанные знаки и символы, которые некоторые исследователи считают древнейшей в мире системой письма, предшествовавшей шумерской клинописи и египетским иероглифам. Другие ученые более осторожны, полагая, что это скорее набор ритуальных символов или знаков собственности, не выражающих связный язык (протописьмо). Так или иначе, эти знаки свидетельствуют о высоком уровне абстрактного мышления и социальной организации у носителей культуры Винча.
Судьба этой развитой цивилизации также неясна. Около 4500 г. до н.э. она приходит в упадок и исчезает. Причины могут быть разными: изменение климата, истощение ресурсов, внутренние конфликты или приход новых племен (возможно, ранних индоевропейцев). Но ее наследие – пионерские шаги в металлургии и загадочные письменные знаки – делают культуру Винча одной из ключевых и самых интригующих в доистории Европы.
Нок: терракотовые лики и тайны железного века в Нигерии
На территории современной Нигерии, в центральной ее части, в I тысячелетии до н.э. – начале I тысячелетия н.э. (примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. н.э.) процветала еще одна загадочная африканская цивилизация – культура Нок (названа по деревне Нок, где были сделаны первые находки).
Культура Нок известна прежде всего своими уникальными терракотовыми скульптурами – стилизованными изображениями человеческих голов и фигур животных, отличающимися выразительностью и высоким художественным мастерством. Эти скульптуры – древнейшие образцы фигуративной пластики в Африке к югу от Сахары. Их назначение неясно – возможно, они имели ритуальное значение или изображали предков или правителей.
Помимо искусства, культура Нок была одной из первых в Западной Африке, освоивших производство железа. На поселениях Нок находят многочисленные свидетельства металлургии – шлаки, остатки плавильных печей, железные орудия. Это достижение имело огромное значение для развития сельского хозяйства и военного дела в регионе. Однако происхождение металлургии железа у Нок вызывает споры. Традиционно считалось, что технология пришла из Северной Африки (возможно, от Карфагена или через Сахару). Основанием для этого служило то, что археологи не находили свидетельств предшествующей медной или бронзовой эпохи у Нок, в то время как в большинстве других регионов мира освоение железа следовало за эпохой меди и бронзы. Однако некоторые исследователи не исключают и возможность независимого изобретения металлургии железа в культуре Нок.
Несмотря на свои достижения, культура Нок исчезла примерно в середине I тысячелетия н.э. Причины ее упадка неизвестны. Выдвигаются гипотезы об изменении климата, истощении природных ресурсов (например, лесов, необходимых для выплавки железа), эпидемиях или миграциях. Тем не менее, считается, что культура Нок сыграла важную роль в формировании последующих цивилизаций региона, таких как Ифе, Бенин и Йоруба, чье искусство и социальные институты обнаруживают определенную преемственность с наследием Нок. Изучение этой древней африканской цивилизации затруднено сложной политической обстановкой и недостаточным финансированием археологических работ в современной Нигерии, что оставляет многие вопросы без ответа.
Пунт: легендарная страна благовоний и торговый партнер фараонов
Страна Пунт – одно из самых загадочных и манящих названий в истории Древнего Египта. На протяжении многих веков египетские фараоны снаряжали морские экспедиции в эту далекую и сказочно богатую землю, откуда привозили экзотические товары: благовония (ладан, мирру), черное дерево, слоновую кость, золото, шкуры леопардов, страусиные перья, а также живых животных (обезьян, жирафов) и самих жителей Пунта.
Египетские тексты и изображения (особенно знаменитые рельефы из заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, XV век до н.э.) подробно описывают эти экспедиции, товары, привозимые из Пунта, и даже внешний вид его жителей (с темной кожей, остроконечными бородками) и их жилищ (хижины на сваях, похожие на ульи). Пунт считался "Землей бога", родиной предков, страной изобилия и чудес.
Однако при всей подробности описаний, египтяне так и не удосужились точно указать, где же находилась эта легендарная страна. Это породило вековые споры среди историков и археологов. Где искать Пунт? Предлагались самые разные локализации: на побережье Красного моря (современные Судан, Эритрея, Джибути), на Африканском Роге (Сомали), на юге Аравийского полуострова (Йемен, Оман) или даже дальше на юг, вдоль восточного побережья Африки.
Археологические свидетельства, которые могли бы точно локализовать Пунт, до сих пор не найдены. Хотя в Египте находят предметы, предположительно привезенные из Пунта (например, эбеновое дерево или смолы), а в возможных районах расположения Пунта – египетские артефакты, это не дает окончательного ответа. Недавно проведенный анализ изотопного состава останков павианов, мумифицированных в Египте и считавшихся привезенными из Пунта, указал на их происхождение из региона современных Эритреи, Эфиопии и Сомали, что сужает круг поисков.
Возможно, "Пунт" был не названием конкретной страны, а собирательным термином для обозначения богатых экзотическими товарами земель к югу и востоку от Египта, куда можно было добраться по Красному морю. Так или иначе, эта легендарная страна, игравшая столь важную роль в экономике и идеологии Древнего Египта, так и остается для нас призраком, землей обетованной, точное местоположение которой скрыто под завесой времени.
От Персидского залива до долины Инда: торговые цари и забытые города
В глубокой древности процветали и другие центры цивилизации, игравшие ключевую роль в международной торговле, но чьи имена сегодня известны лишь специалистам. Их города исчезли под песками или были поглощены последующими культурами, оставив нам лишь фрагменты былого величия.
Дильмун: райский остров и торговый перекресток Залива
В шумерской мифологии Дильмун описывался как райская земля, священный остров, где не было ни болезней, ни смерти, ни старости. Именно сюда боги поселили единственного человека, пережившего Всемирный потоп, – Утнапиштима, чтобы он жил вечно. Здесь же, по преданию, обитал бог мудрости Энки. Шумеры называли Дильмун "местом, где восходит солнце".
Но Дильмун был не только мифическим раем, но и вполне реальным и процветающим торговым государством, существовавшим в III-I тысячелетиях до н.э. Большинство исследователей отождествляют Дильмун с островом Бахрейн в Персидском заливе, а также прилегающими к нему территориями на побережье современных Кувейта и Саудовской Аравии.
Расположенный на пересечении морских путей между Месопотамией и долиной Инда, Дильмун стал важнейшим торговым посредником древнего мира. Через него шли медь из Омана (Магана), драгоценные камни (лазурит, сердолик) и древесина из Индии (Мелуххи), жемчуг из самого Персидского залива – в обмен на зерно, ткани и ремесленные изделия из Месопотамии. Дильмунские купцы славились своей предприимчивостью и богатством.
Археологические раскопки подтверждают былое величие Дильмуна. На Бахрейне обнаружены остатки крупных поселений, таких как Калат-аль-Бахрейн (древняя столица, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Саар. Найдены тысячи погребальных курганов различных периодов, свидетельствующие о высокой плотности населения и сложной социальной структуре. Обнаружены храмы, мастерские, печати с уникальной письменностью (до сих пор не расшифрованной). Множество пресных источников на острове Бахрейн, возможно, и породили легенду о "райском саде" (некоторые даже связывают его с библейским Эдемом).
Однако к середине I тысячелетия до н.э. Дильмун приходит в упадок. Возможно, это было связано с изменением торговых путей, истощением ресурсов (медных рудников Омана?) или возвышением новых держав в регионе (Нововавилонского царства, Персидской империи). Постепенно Дильмун исчезает со страниц истории, оставив после себя лишь мифологические упоминания и впечатляющие археологические памятники на островах и побережье Персидского залива.
Хараппская цивилизация: загадка долины Инда
Одновременно с великими цивилизациями Месопотамии и Египта, в долине реки Инд (на территории современных Пакистана и северо-западной Индии) процветала еще одна древнейшая городская цивилизация мира – Хараппская, или цивилизация долины Инда (примерно 2600-1900 гг. до н.э.).
Эта цивилизация достигла поразительного уровня развития. Ее главные центры – Хараппа и Мохенджо-Даро – были огромными, тщательно спланированными городами с населением в десятки тысяч человек. Города имели регулярную планировку с прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом, домами из обожженного кирпича стандартного размера, развитой системой водоснабжения и канализации (включая крытые сточные канавы и общественные туалеты) – уровень городского благоустройства, не имевший аналогов в древнем мире!
Хараппцы создали свою уникальную систему письма – иероглифическую письменность, насчитывающую около 500 различных знаков. Однако, несмотря на многочисленные находки надписей (в основном на небольших каменных печатях), хараппское письмо до сих пор не расшифровано, что лишает нас возможности узнать язык и прочитать тексты этой цивилизации.
Наиболее известными артефактами Хараппской цивилизации являются те самые каменные печати, обычно изготовленные из стеатита ("мыльного камня"). На них искусно вырезаны изображения животных (особенно часто встречается бык-зебу, единорог, слон, тигр) и мифических существ, а также короткие надписи. Назначение этих печатей неясно – возможно, они служили для удостоверения личности, обозначения собственности или имели ритуальное значение. Хараппцы также были искусными мастерами в обработке бронзы, изготовлении керамики, бус из полудрагоценных камней.
Примерно к 1900 году до н.э. Хараппская цивилизация начинает приходить в упадок. Крупные города пустеют, культура деградирует. Причины этого коллапса до сих пор являются предметом дискуссий. Ранее популярная теория о вторжении индоарийских племен с севера сейчас считается маловероятной – археологические данные не подтверждают масштабных разрушений или войн. Наиболее правдоподобной гипотезой считается изменение климата: сильная и продолжительная засуха, изменение русла Инда и его притоков, ослабление муссонов могли подорвать сельское хозяйство, основанное на ирригации, и привести к истощению ресурсов, голоду и миграциям населения. Возможно, сыграли свою роль и эпидемии или внутренние социальные потрясения.
Так или иначе, одна из величайших и самых загадочных цивилизаций древности исчезла, оставив после себя руины великолепно спланированных городов и нерасшифрованные письмена. Ее наследие, однако, не пропало полностью – считается, что Хараппская цивилизация оказала влияние на формирование последующих культур Индостана.
Новый Свет до инков и ацтеков: пирамиды Перу и города Мексики
Задолго до появления знаменитых империй инков и ацтеков на американском континенте существовали и другие, не менее развитые и загадочные цивилизации, чьи достижения только начинают открываться современной науке.
Норте-Чико (Караль-Супе): древнейшая цивилизация Америки
На тихоокеанском побережье Перу, в долинах рек Норте-Чико, Форталеза и Супе, археологи обнаружили следы цивилизации, которая может считаться древнейшей не только в Южной, но и во всей Америке. Культура Норте-Чико (или Караль-Супе, по названию главного центра – города Караль) существовала примерно с 3000 по 1800 год до н.э., то есть одновременно с Древним Египтом и Шумером!
Эта цивилизация достигла высокого уровня развития. Ее представители построили около 20 крупных поселений с монументальной архитектурой. Центральные комплексы состояли из земляных или каменных пирамидальных платформ (высотой до 20 метров), на вершинах которых располагались храмы или общественные здания, а также характерных круглых площадей, углубленных в землю. Они создали сложную систему орошения для ведения сельского хозяйства в засушливых прибрежных долинах (основными культурами были хлопок, тыква, бобы, авокадо).
Удивительно, но при всем своем развитии культура Норте-Чико, похоже, не знала керамики (или использовала ее крайне ограниченно) и не имела развитого изобразительного искусства. Это ставит перед учеными вопрос: можно ли считать ее полноценной цивилизацией по традиционным критериям (наличие городов, монументальной архитектуры, социальной иерархии, искусства, письменности)? Некоторые исследователи отвечают утвердительно, указывая на сложность их общественных и экономических структур (вероятно, основанных на обмене морских продуктов на сельскохозяйственные). Возможно, вместо письменности они использовали кипу – узелковую систему записи информации, позже широко применявшуюся инками (в Карале найдены предметы, напоминающие кипу).
Причины упадка и исчезновения культуры Норте-Чико около 1800 года до н.э. также неясны. Возможно, это были климатические изменения (усиление феномена Эль-Ниньо, вызывавшего засухи и наводнения), землетрясения, истощение ресурсов или внутренние конфликты. Так или иначе, эта древнейшая американская цивилизация оставила после себя впечатляющие пирамиды и множество загадок, предвосхитив достижения последующих культур Андского региона, таких как Чавин.
Сапотеки: строители Монте-Альбана и соперники майя
В долине Оахака на юге Мексики расцвела еще одна выдающаяся мезоамериканская цивилизация – сапотеки. Она просуществовала почти полторы тысячи лет, примерно с 500 г. до н.э. по 900 г. н.э., будучи современницей и соперницей великой цивилизации майя.
Сапотеки были одними из пионеров урбанизма, сельского хозяйства и письменности в Мезоамерике. Их столица – Монте-Альбан, расположенная на вершине искусственно выровненного холма, – была одним из первых настоящих городов Северной Америки. Основанный около 500 г. до н.э., Монте-Альбан просуществовал более 1200 лет и в период своего расцвета (около 200-600 гг. н.э.) насчитывал до 25 000 жителей. Город имел четкую планировку с центральной площадью, окруженной пирамидами, храмами, дворцами, стадионом для игры в мяч и обсерваторией. Знаменита галерея "Дансантес" ("Танцоры") с рельефными изображениями странных фигур, которые раньше считались танцорами, а сейчас интерпретируются как изображения убитых и изувеченных пленников.
Сапотекское общество было иерархичным, с выделением правящего класса жрецов, воинов и аристократии. Они создали одну из древнейших систем письма в Мезоамерике (иероглифическую) и сложный календарь. Подобно другим мезоамериканским цивилизациям, сапотеки расширяли свое влияние путем войн, дипломатии и сбора дани с подчиненных территорий.
Однако около 700-900 гг. н.э. Монте-Альбан приходит в упадок и покидается жителями. Причины этого коллапса неясны. Город не был разрушен войной, он просто опустел. Возможно, это было связано с упадком соседнего могущественного Теотиуакана, с которым Монте-Альбан поддерживал тесные связи? Или сказались внутренние проблемы – истощение ресурсов, социальные конфликты, эпидемии? По одной из версий, крах сложной экономической системы, основанной на централизованном контроле, заставил население искать пропитание в других местах.
После упадка Монте-Альбана сапотекская цивилизация не исчезла полностью. Она продолжила существовать в виде нескольких независимых городов-государств (таких как Митла, Саачила), которые враждовали друг с другом и с внешними врагами (миштеками, а позже – ацтеками), пока не были окончательно покорены испанцами в XVI веке. Но былое величие Монте-Альбана так и не было восстановлено. Его руины, возвышающиеся над долиной Оахака, напоминают о взлете и падении еще одной великой, но во многом забытой цивилизации Нового Света.