Найти в Дзене
Zаписки журналистки

Хейт как новый вид блогерства

На своём канале я уже как-то затрагивала тему хейта в Интернете. Это практически неизбежно, по статистике, ему подвергаются примерно 50% пользователей. Однако порой хейтерам недостаточно раз за разом писать оскорбительные комментарии конкретным людям/организациям и о них – они превращают это в вид своей деятельности и заводят такие блоги, каналы и паблики. Короче, новый вид блогерства такой – хейт-блогинг. Суть хейт-блогинга проста – автор находит себе объекты ненависти и на своих ресурсах публикует о них всякое нехорошее. Отличительные черты хейт-блогинга: 1. Чужие материалы в качестве базы. Хейт-блогер не производит свой собственный контент – он берёт чужой, который ему не нравится, и всячески его мусолит. Но одного этого пункта недостаточно для того, чтобы обозвать такие публикации хейт-блогингом – ведь большинство блогеров так или иначе, хотя бы раз, заимствуют контент у кого-то и используют его как идею для своего. Например, есть множество блогов, которые развеивают мифы, или обр

На своём канале я уже как-то затрагивала тему хейта в Интернете. Это практически неизбежно, по статистике, ему подвергаются примерно 50% пользователей. Однако порой хейтерам недостаточно раз за разом писать оскорбительные комментарии конкретным людям/организациям и о них – они превращают это в вид своей деятельности и заводят такие блоги, каналы и паблики. Короче, новый вид блогерства такой – хейт-блогинг.

Суть хейт-блогинга проста – автор находит себе объекты ненависти и на своих ресурсах публикует о них всякое нехорошее. Отличительные черты хейт-блогинга:

1. Чужие материалы в качестве базы. Хейт-блогер не производит свой собственный контент – он берёт чужой, который ему не нравится, и всячески его мусолит. Но одного этого пункта недостаточно для того, чтобы обозвать такие публикации хейт-блогингом – ведь большинство блогеров так или иначе, хотя бы раз, заимствуют контент у кого-то и используют его как идею для своего. Например, есть множество блогов, которые развеивают мифы, или образовательных ресурсов, которые что-то разбирают – например, существуют блоги фотошкол и профессиональных фотографов, которые берут чью-нибудь работу, указывают на ошибки и объясняют, как и почему делать не надо. Но это не хейт. Чтобы можно было однозначно говорить о хейт-блогинге, необходим ещё ряд характеристик.

2. Отсутствие конструктивной критики. В хейте нет конструктива – это всегда сугубо личное мнение, восприятие и отношение, ничем не обоснованное и не подкреплённое фактически. Единственная «аргументация» в хейт-блогинге – это собственные представления и домыслы хейт-блогера, оторванные от реальности и построенные на ведомых только ему одному причинно-следственных связях.

Здесь и далее – на примере с фото. Блогер-фотограф Н. взял в свою блог не понравившуюся ему работу фотографа М. и разнёс её в пух и прах, написав про бездарность, безвкусицу, плохую технику, кривые руки и т.п. Однако никаких аргументов вроде золотого сечения, кадрирования, пропорций, светотеней и прочего он не привёл – только сугубо свои личные впечатления.

Да, Н. чем-то не понравилась работа (может, он вообще такой жанр не любит или не понимает, как делаются такие работы), и он тупо её обоср*л. Такое бывает. Но это ещё не показатель хейт-блогинга.

3. Категоричность. Хейт всегда однополярен и не допускает никаких полутонов. Если в первоисточнике прописаны/показаны «но», исключения и детали, хейт-блогер возьмёт для своей публикации только одну часть – до «но» или после, основу или то самое исключение, или деталь. Либо возьмёт всё, но одну из частей будет всячески извращать и толковать в нужном ему негативном ключе. У него нет цели разобраться и обсудить вопрос, его цель – захейтить и вызвать бурную негативную реакцию у своей аудитории по отношению к первоисточнику.

Н. взял у М. поясной портрет, на котором всё отлично, но Н. не понравился макияж модели. Он уцепился за эту деталь и написал, что модель накрашена уродливо, весь снимок тоже уродливый, а автор слепой, раз этого не видит. Он проигнорировал то, что образ целиком передаёт идею, а антураж создаёт нужную атмосферу – он уцепился за не понравившуюся деталь.

Да, Н. отозвался нелестно и оказался не способен увидеть работу в целом. Такое тоже бывает, ведь мышление и восприятие устроено у всех по-разному – кто-то лучше воспринимает картинку целиком, а кто-то детали. Возможно, Н. из этих вторых. Ну или, опять же, ему чужд портретный жанр. Так что и это пока что не показатель хейт-блогинга.

Инструментарий хейтера.
Инструментарий хейтера.

4. Систематичность. Раз за разом хейт-блогер публикует негативные материалы одного и того же плана. Это может быть как ограниченный круг объектов постоянного хейта (множество материалов одного или нескольких авторов), так и все подряд, кто/что вызывает у хейтера бурный всплеск негативных эмоций (по одному-двум материалам множества авторов).

Н. не остановился на одной-двух работах М. и периодически начал брать его работы, а ещё работы Л., О., П. и других фотографов, вываливая о них и их авторах личные негативные впечатления в том же категоричном неаргументированном ключе.

Да, Н. больше предпочитает заниматься критиканством чужого творчества, нежели своим собственным. Очевидно, все эти фотографы – более успешные конкуренты, и он таким образом пытается самоутвердиться как профессионал. Это некрасиво, но ещё не совсем хейт-блогерство. Чтобы уверенно говорить о хейте – нужен последний пункт.

5. Конкретность. Хейт всегда имеет определённый объект – конкретного человека/организацию/ресурс, в общем, то и тех, что/кого можно идентифицировать. Какое-либо массовое явление, идея, движение, направление в чём-либо, неопределённый круг лиц хейт-блогера не интересуют, ибо всё это требует как минимум погружения в тему, анализа и обработки информации, а таких материалов и без него тысячи и привлечь к себе внимание (к чему, в конечном счёте, и стремится хейт-блогер, но об этом позже) не получится, не говоря уж о том, что такие публикации требуют трудозатрат, в отличие от хейта. Цель же хейт-блогинга иная, и о ней уже говорилось выше.

Н. не просто берёт чужие работы из Интернета, но указывает их авторов и данные, по которым их можно вычислить. Делает он это с одной целью – чтобы его аудитория знала, кого именно хейтить.

И вот это уже хейт-блогинг чистой воды. Ибо это не просто выплеск собственного негатива и недовольства, а целенаправленная попытка натравить свою аудиторию на неугодных автору.

Конкретность, пожалуй, ключевая составляющая хейт-блогинга. Некоторые люди (в том числе и сами хейтеры, когда оправдываются за свои действия) называют хейтом всё, что их задевает и что им не нравится, даже если это не имеет лично к ним отношения и касается неопределённого круга лиц, соответствующего той или иной теме, или явления. Но это уже сугубо личный вопрос тех самых некоторых – почему они принимают это на свой счёт (см. статью). С хейтом же это не имеет ничего общего. Грубо говоря, пост о недобросовестности арендаторов недвижимости, которые портят чужое имущество – не хейт таких людей. Но если автор такого поста укажет данные конкретных арендаторов (например, имена), по которым их можно идентифицировать – то тогда уже можно говорить о конкретике. Расхожее мнение «двоечники – ленивые дураки» – не хейт двоечников, а чьё-то отрицательное мнение о неопределённом круге лиц, которых невозможно индивидуализировать. Но если человек будет утверждать, что «двоечник Иван Пупкин из школы №3 – ленивый дурак» – это уже хейт (при выполнении предыдущих четырёх условий), потому что имеет конкретный объект – Ивана Пупкина из школы №3. И если в первом случае без конкретики условный двоечник Иван Пупкин воспримет это на свой счёт и это вызовет у него острую реакцию – то проблема явно в том, что лично Ваня ощущает себя ленивым дураком, хоть и не хочет этого признавать, и в силу огромного самомнения уверен, что все вокруг думают и говорят только о нём. В то время как какой-нибудь другой двоечник Лёня Тютькин проигнорирует такое высказывание, потому что знает, что не всякий двоечник – ленивый дурак.

Все эти 5 пунктов в совокупности и составляют суть хейт-блогинга.

Вся суть.
Вся суть.

Почему он вообще существует? Давно не секрет, что негатив привлекает многих людей куда больше, чем всё остальное. Психотерапевт Николай Стрелков, например, объясняет это тем, что психика человека настроена на «ловлю» негатива. По его словам, на негативную информацию психика реагирует как на угрозу, и человек начинает думать, как «выжить». В итоге всё это вызывает у человека всплеск сильных эмоций и прилив адреналина (естественная, в общем-то, потребность), что стимулирует его оставлять гневные комментарии, тем самым поощряя хейт-блогера заниматься таким дальше. Читателю же в свою очередь хочется и дальше получать столь сильные эмоции, и он составляет группу поддержки хейт-блогера. Объясняется это просто – у человека нет других способов получения желаемых впечатлений и эмоций, его жизнь пуста либо изобилует негативом и стрессами, которые ему требуется куда-то выплеснуть. К тому же в Интернете это делать куда более безопасно для него, нежели в реальной жизни, и не требует никаких усилий. Именно поэтому аудиторию хейт-блогеров составляют преимущественно люди невысокого социального и культурного статуса.

Рассматривая хейт-блогинг как один из видов негативной информации, сразу вспоминаю работу в СМИ. Любопытное наблюдение – плохие новости читаются активнее, чем хорошие. Новости про какую-нибудь новую школу, чью-нибудь победу в соревновании, о благоустройстве чего-нибудь имеют меньше прочтений и активностей под ними, чем новости об убийствах, ЧП или коррупции. Прочтения и активности у плохих новостей превосходят хорошие в разы и в десятки раз. И это снова объясняется психологией:

«Основная аудитория плохих новостей – это напряженные люди, у которых внутри много сдержанной агрессии и деструктивности. И да, желание читать про убийства и ДТП связано с негативными событиями в жизни пользователя», говорит Стрелков.

На подобном желании и проблемах других людей играют и хейт-блогеры. По сути, хейт-блогинг – самый простой способ привлечь к себе внимание аудитории, ибо он не требует никакого труда, достаточно дать волю эмоциями – и отклик других таких же не заставит себя долго ждать. Это паразитарный вид блогинга, т.к. существует он за счёт существования других ресурсов – источников. В основе любой лжи лежит правда, которая и искажается лжецом. Так и в основе хейт-блогинга лежат чужие материалы, которые искажаются и мусолятся хейт-блогером. Ничего своего он сделать не может, да ему это и не нужно – у него другие цели и причины.

Психологи выделяют несколько разных причин хейтерства:

1. Безопасный выплеск собственного негатива. У человека что-то произошло в жизни, но сделать с этим он ничего не может или не хочет, а выплеснуть свой негатив по этому поводу в реальной жизни ему страшно – можно и огрести. Интернет же более безопасная территория для негативщика, и поэтому он идёт выплёскивать свой негатив туда – ведь за это ничего не будет. Такое вот отыгрывание вовне.

2. Банальная зависть. Вот у человека нет чего-то, что есть у другого и что он хотел бы себе. Причём это не обязательно материальные ценности, как принято считать (мы же про Интернет и рандомных людей из него говорим) – это может быть что угодно нематериальное, вплоть даже до уверенности другого человека в себе. Вот у одного куча проблем и обид, а у другого таких нет – это уже повод для зависти первого второму. Или то, что один добился еле-еле и считает это величайшим достижением, другому далось куда проще и быстрее и он не видит в этом чего-то особенного и интересного – это тоже повод для зависти первого второму. И тут включается классический, особенно популярный в нашей стране защитный механизм проекции своих проблем на других людей и обесценивания их путём сравнения с собой любимым – «это не я плохой и злой, а его мама с папой от проблем оберегают», «это не я ленивый и глупый, а ему всё за так досталось» (прям просматривается аналогия «я честный и свободный, а они все наворовали и по блату», да?). Первому и в голову не приходит, что можно обладать другими качествами, интересами и взглядами, ему проще предъявить второму, какой он неправильный и плохой, чем решать свои собственные проблемы и заморочки. Именно поэтому нередко хейтеры – это люди, как уже говорилось раньше, низкого социального уровня.

3. Повышение самооценки. Вот человек не уверен в себе и собственной ценности и болезненно переживает из-за этого. И когда он видит в Интернете кого-то, отличающегося от него, кого-то, кто, по его мнению, делает, думает и живёт неправильно, он ударяется в доказательство самому себе, что «вот я хороший и правильный, не то, что вот этот гад». Чужое «неправильное» мнение для него – триггер. А обвинять кого-то в «неправильности» и сливать на них агрессию всегда проще, чем разобраться в себе. Человеку не остаётся ничего иного, кроме как реализовывать свою потребность в самоутверждении путём попыток «возвыситься» за счёт принижения других, т.к. каких-то своих талантов и успехов, которые они могли бы реализовать, у них нет. Им постоянно нужны новые объекты для самоутверждения, чтобы почувствовать себя лучше. Такие люди могут хейтить других в Интернете постоянно, выискивая всё новые и новые объекты и поводы для хейта.

З - зависть. Картинка с просторов Интернета.
З - зависть. Картинка с просторов Интернета.

4. Реакция на триггер. В основе всегда лежит какая-то психическая травма, и когда человек сталкивается в Интернете с чем-то, что ему об этой травме напоминает, это вызывает у него бурные эмоции. Механизм такого хейта прост: человек неверно (он же травмирован) интерпретирует слова и поведение другого человека, дабы подогнать их под себя, и нередко переносит на этого другого образ кого-то из своего прошлого, кто ему эту травму нанёс. Поэтому человек, которого некогда сбил автомобиль и который не смог с этим справиться, хейтит автомобилистов – он травмирован тем, что некогда его сбили, но не разобрался со своей травмой и теперь в каждом водителе видит того самого. Человек, выросший в нищете и комплексовавший из-за обносков с чужого плеча, хейтит других, кто живёт и одевается нормально – он травмирован тем, что жил «хуже других», и в других, кто так не жил, видит тех из своего травматичного прошлого, кто жил лучше него. К слову, этим объясняется ненависть определённых слоёв населения к «буржуям», депутатам и чиновникам. Чем глуше подворотня – тем активнее там ругают Путина, Госдуму, мэра, директора чего-нибудь и соседа на Крузаке.

5. Нарциссизм. Противоположность пункту 3, которая, тем не менее, тоже толкает человека на хейтерство. Нарцисс как человек, зацикленный исключительно на своей обожаемой персоне и свято уверенный в собственной бесценности, уникальности и неповторимости, склонен преувеличивать свою достижения и таланты. Он постоянно ожидает, что люди будут им восхищаться и преклоняться перед ним. Однако его самооценка при внешней самоуверенности весьма шаткая и хрупкая, и больно ударить по ней могут как личные неудачи, так и успехи других. Нарциссы терпеть не могут, когда у кого-то дела идут лучше, чем у них. Они не просто завидуют таким, они испытывают ярость от того, что кто-то посмел иметь всё то, чего хочется им самим, и превзойти их, ведь это право они считают исключительно своим. Поэтому они и стараются всячески принизить других, дабы поддержать своё хрупкое эго. Такие люди довольно часто встречаются в творческой среде среди тех, кто мечтал, но так и не получил вожделенного признания. Примерно по этой причине в шоу-бизе плетутся интриги и строятся козни.

6. Потребность во власти. Неуёмная жажда власти свойственна людям с антисоциальным расстройством личности. В силу особенности устройства их мозга (нарушение активности участков мозга, ответственных за эмпатию и регуляцию и контроль собственного поведения), эти люди по определению не способны учитывать мнения и интересы других людей, основной их мотивацией является хоть какая-то власть и собственная выгода. Выгода – далеко не всегда про материальное, существуют и нематериальные формы выгоды (например, преимущество, личный интерес и др.). Поэтому они могут целенаправленно хейтить других, пытаясь вывести их из равновесия и вызвать негативные эмоции – это даёт им иллюзорное ощущение власти и доставляет удовольствие.

Как видно из перечисленных причин, большинство их – это обычные психические расстройства и отклонения. Что-то похожее уже освещалось ранее – примерно по тем же причинам люди воспринимают то, что лично их не касается, на свой счёт, и столь остро и болезненно на это реагируют. В силу того же антисоциального расстройства личности такие люди по определению не способны к построению причинно-следственных связей, анализу и критике всего, что касается их самих. Поэтому они не в состоянии справиться со своими проблемами и травмами, поэтому им от них всю жизнь больно, поэтому у них всегда виноваты все, кроме них самих – начиная окружающими, которые «не поняли, не оценили, обидели», и заканчивая рандомными людьми из Интернета. Они слепо убеждены в собственной непогрешимости и правильности всего, что они делают. И, очевидно, это далеко не всегда глупость и скука, а бывает ещё и психическое нездоровье.

Но, как говорится, если тебе плюют в спину (чем и является хейт-блогерство) – значит, ты впереди.