Найти в Дзене
Записки репетитора

Я бы все написал, я просто не успел. Или опять плохие учителя

Причем не только школьные. О преподавателях вуза тоже пойдет речь. Я регулярно сталкиваюсь с определенной категорией учеников и их родителей, которые выступают под девизом: - Я (мой ребенок) все знал, просто не успел. Ну, и дальше начинают ругать всех: учителей, которые дали слишком много заданий на один урок, составителей ЕГЭ, которые отводят на экзамен слишком мало времени, руководство вуза, которое сует слишком много заданий в госэкзамен. Так вот, ребята, вынуждена вас огорчить: скорость выполнения заданий тоже имеет значение. И это тоже показатель. Показатель незнания, а не того, что вы думаете. Приведу несколько примеров и расскажу, что кроется за этим «не успел». Пример 1 Это было еще в старой школе дочери. На родительском собрании родители начали массово жаловаться на учительницу математики: - Она дает слишком мало времени и слишком много заданий! Моя говорит, что она все знала, как решить, она просто не успела. Спрашиваю дочь, которая вроде все решает и все успевает. Она говори

Причем не только школьные. О преподавателях вуза тоже пойдет речь.

Я регулярно сталкиваюсь с определенной категорией учеников и их родителей, которые выступают под девизом:

- Я (мой ребенок) все знал, просто не успел.

Ну, и дальше начинают ругать всех: учителей, которые дали слишком много заданий на один урок, составителей ЕГЭ, которые отводят на экзамен слишком мало времени, руководство вуза, которое сует слишком много заданий в госэкзамен.

Так вот, ребята, вынуждена вас огорчить: скорость выполнения заданий тоже имеет значение. И это тоже показатель. Показатель незнания, а не того, что вы думаете.

Приведу несколько примеров и расскажу, что кроется за этим «не успел».

Пример 1

Это было еще в старой школе дочери. На родительском собрании родители начали массово жаловаться на учительницу математики:

- Она дает слишком мало времени и слишком много заданий! Моя говорит, что она все знала, как решить, она просто не успела.

Спрашиваю дочь, которая вроде все решает и все успевает. Она говорит, что контрольные дают по методичкам, то есть дополнительных заданий нет. Если чуть-чуть не успеваешь – разрешают в перемену дописать. И заодно спрашивает, чьи родители жаловались. И смеется:

- Ну, правильно, Иванова на подготовке к контрольной балду пинала и не слушала, ей несколько раз замечание делали. Кстати, контрольная была в точности, как на подготовке – задания такого же типа, только цифры другие. Петров не успел? Так он на подготовке с Ивановой трепался. Сидорова? Так она таблицу умножения плохо помнит, конечно, пока она посчитает, время идет.

Пример 2

ЕГЭ. Честно скажу, я бы минут 30 добавила к этому экзамену. Потому что сейчас действительно там все надо делать очень быстро.

Но, как мне в свое время объяснила моя преподаватель:

- Там часть заданий делается минут за 10 максимум. Потому что если ты знаешь, то пишешь сразу, там думать нечего. А если не знаешь – то думать бесполезно.

В принципе, смотрите сами. Грамматика, словообразование и email. Нет, можно, конечно, немного застопориться на каком-то трудном моменте, но в целом там реально нечего думать и размышлять, а надо просто ставить.

Ну вот, к примеру.

-2

Если вы знаете местоимения, о каком раздумье тут вообще идет речь? Тут даже можно абзац не читать, а сразу глянуть на глагол около пробела и написать us.

Или вот.

-3

Если знаешь слово population, то чего тут думать? А я вас уверяю, это не супер-пупер-никому-и-никогда-не-сообщаемая-лексика. Это совершенно средний уровень знания языка. Насколько я помню, в учебниках это слово впервые встречается в 4 или 5 классе. Да хоть наше «популяция» можно вспомнить.

А если вы ничего сразу не вспомните и не надумаете, у меня для вас плохие новости: дополнительное время вас не спасет.

Про мейл я вообще молчу. Там шаблон на шаблоне сидит и шаблоном погоняет. Там от себя буквально 6-7 предложений написать надо.

Пример 3

Сдавали мы госэкзамен по английскому. И там довольно прилично заданий было: перевести какие-то предложения с русского на английский, с английского на русский, на какой-то теоретический вопрос ответить по-английски и пересказать с анализом довольно большой текст.

Первому – 40 минут на подготовку (это была я), остальные идут по мере сдачи.

И была у нас девушка, которая шла на красный диплом. Она даже какие-то предметы из-за этого пересдавала, чтобы пятерки были.

И… Не успела на госе подготовить пересказ. Точнее, она даже прочитать текст не успела, пока возилась с остальными заданиями, время вышло. Получила четыре, очень негодовала, что ее завалили и могли бы дать дополнительное время, а они, такие-сякие, лишили ее красного диплома.

***

Так вот. Временные отрезки на задания ведь тоже не от балды придумываются. К примеру, в последнем случае, мы учились на переводческом факультете. Разумеется, мы должны были продемонстрировать не только общее знание языка, но и unprepared speech. Даже мне (а я все делала достаточно быстро) хватило времени только на то, чтобы прочитать текст и примерно прикинуть пересказ. Как-то его обдумывать, выписывать что-то, мысленно повторять – да, времени не было. Какое тебе подготовленное-заученное, ты давай с ходу говори, ты переводчик или кто? А тут человек даже до текста не дошел.

Поймите правильно: это все не прихоть злобных преподавателей. Это показатель знаний. Это равные условия для всех. Согласитесь, странно было бы проводить контрольные или экзамены «до последнего клиента»? Может, он 5 часов будет решать – учителю его ждать?

И если вам не хватит нескольких минут – вам пойдут навстречу (кроме ЕГЭ, разумеется, там уж ничего не сделаешь). Но если вы, допустим, не уложились по времени с целым заданием, тогда все, поезд уже ушел. И винить надо только себя. Значит, мало занимался, мало готовился. Раздумья хороши, когда вы только усваиваете новый материал и отрабатываете тему. А потом – все, уже надо знания демонстрировать.

Вывод. «Не успел» - не оправдание. Точка. Надо успевать.

А теперь можете писать о том, что я опять очень категорична. Ладно, давайте. Можно в комментариях здесь, можно в Телеграме – контора пишет! )))

И я возобновила пятничную рубрику всяких умный вещей в плане преподавания, так что сегодня вечером она будет. )

А 2 мая было вот о чем:

Школа посылает ребенка на домашнее обучение – кто прав

Развитие дистанционного образования расширило сферу контакта с учителями

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.

Рубрикатор здесь.