1942 год. Взвод немецких солдат под командованием необстрелянного лейтенанта фон Вицланда направляют под Сталинград. Первая победа достаётся кровавой ценой, после чего Вицланд вместе со своими людьми попадает в окружение. На примере одного отряда отражается судьба всей шестой армии Вермахта. С приходом зимы их война превращается в выживание...
Было весьма любопытно ознакомиться с точкой зрения немцев на события Второй мировой войны. Доселе самыми популярными примерами были «Бункер» и мини-сериал «Наши матери, наши отцы». Ну и конечно же «Подводная лодка» Петерсена. С последним «Сталинград» сравнения, к сожалению, не выдерживает.
Стоит сразу оговориться, что упрёки многих критиков агрессивно-патриотического толка в адрес этой ленты выглядят откровенно глупо. Складывается впечатление, что по их мнению персонажи фильма должны весь фильм каяться. «Сталинград» показывает рядовых солдат, которые подчиняются собственному режиму, всякое проявление гуманизма по отношению к противнику уже карается уставом. И вот по части пути этих парней от восторженного идеализма до тотального морального разгрома фильм вполне себе неплохо справляется.
Проблемы с драматургией начинаются там, где сценаристы вводят русских. Причём, это проблемы не первого дня – ещё в «Железном кресте» Сэма Пекинпы эпизоды с русскими вызывали вопросы. Но по крайней мере, не такие большие, как в «Сталинграде». Поначалу-то и вопросов нет, но вот когда ближе к финалу герои вновь сталкиваются с русской партизанкой (играет её жена режиссёра, чешская актриса Дана Ваврова), тут явно не обойтись без посторонней помощи – потому что её героиню не понимаешь совершенно.
Слоган фильма гласит «Они сражались в Аду» - и периодически проскальзывает некая авторская мысль, пытающая оторвать повествование от временных координат, возвысить его вообще до того уровня, что не делает полярности для противоборствующих сторон, словно обезличивая противника, а лишь рисует подлинный ад на Земле, живописующий ужасы человеческой бойни. Но как уже было сказано – у Фильсмайера такая мысль лишь проскальзывает, но никак не хочет выбрать на экран. Это и роняет «Сталинград» в сравнении в настоящими шедеврами о войне.
Вглядываясь сильнее замечаешь и другие огрехи – например, максимальная аутентичность рождается на экране как правило в массовых сценах, снятых с помощью впечатляющего проезда камеры. Когда же дело доходит до постановки боевых сцен, то здесь начинается сплошное мельтешение. Сильнее всего это заметно в поединке с танковой колонной – кто где лежит, кто в кого стреляет – вообще не понятно. Знатокам истории и матчасти с уровнем претензий Клима Жукова - смотреть вообще противопоказано. Кстати, вопрос к знатокам - а это нормально, что штрафники вместе с пленными занимались разминированием?
Похвалить стоит композитора Норберта Юргена Шнайдера, написавшего впечатляющую музыкальную тему. Актёров Сильвестра Грота и Доминика Хорвица. Грот здесь вообще лучше всех, с максимальной аутентичностью играет человека, душа которого выжжена войной. Ну а Хорвиц – неплохо вносит в повествование душевность. Ну и разумеется Фильсмайера за две невероятно эмоциональные сцены – сцена расстрела и финал картины.
Пожалуй, за финал в большей степени – потому что только он искупает те минусы картины, которые портят впечатление. В конечном итоге понимаешь, что режиссёр осторожничал с темой – иначе в рядах немцев не возник бы подлец, своей карикатурностью напоминавший фашистов-прибалтов из советского пропагандистского кино. Вот тут-то и стоит вспомнить, что самый первый вариант сценария «Сталинграда» за авторством Кристофа Фромма отклонили за излишний (по мнению продюсеров) реализм. Сценарий переписали, а Фромм отказался от упоминания своего имени в титрах.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.