Найти в Дзене

Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Типология Сказочного фольклора. Определения

Весь проект.
Ч-1. Русские сказки.
================
Самогляд. Ч-1. Типология Сказочного фольклора. Перечень
Самогляд. Ч-1. Типология Сказочного фольклора. Определения
===============
........
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Анекдоты народные Жанры.
Анекдот народный - байка, небылица, смешная история без названия в сказочной форме.
Занимательная история о каком-нибудь известном человеке.
К современным формам народного анекдота относят некоторые страшилки.
Ближе к форме сказок народные анекдоты с элементами брани, матерщины.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Апросказы Жанры.
Переложения древних сказок, быличек на современный язык и в современных реалиях.
Первые авторские цитаты на русские древности появились ещё в 18-19 вв.
Это, к примеру: Пушкин, Даль, Лермонтов, Фет, Жуковский, Ремезов.
Для сайта Самоглядное зеркало свои апросказы дал русский поэт Афконон.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Архангельский сказочный район. Типы
==========

Весь проект.
Ч-1. Русские сказки.
================
Самогляд. Ч-1. Типология Сказочного фольклора. Перечень
Самогляд. Ч-1. Типология Сказочного фольклора. Определения
===============
........
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Анекдоты народные Жанры.
Анекдот народный - байка, небылица, смешная история без названия в сказочной форме.
Занимательная история о каком-нибудь известном человеке.
К современным формам народного анекдота относят некоторые страшилки.
Ближе к форме сказок народные анекдоты с элементами брани, матерщины.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Апросказы Жанры.
Переложения древних сказок, быличек на современный язык и в современных реалиях.
Первые авторские цитаты на русские древности появились ещё в 18-19 вв.
Это, к примеру: Пушкин, Даль, Лермонтов, Фет, Жуковский, Ремезов.
Для сайта Самоглядное зеркало свои апросказы дал русский поэт Афконон.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Архангельский сказочный район. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Афризмы Народные. Жанры.
В афоризмах мысль сформулирована в лаконичной и парадоксальной форме, что позволяет повторять афоризмы в самых разных обстоятельствах.
Сила афоризма в оригинальной формулировке мысли.
Афоризмы впервые выделил Гиппократ, хотя возникли они намного раньше.
В афоризме реализуется стремление ёмко сказать о важных вещах.
Афоризмы возникают как реакция наблюдательного человека на острые повороты окружающего его мира. Таким образом, в афоризме в краткой форме отражены сюжеты истории.
Афоризм — это мысль, исполняющая пируэт, флирт мысли со словом.
Афористика популярна в восточной литературе в форме иносказания, в Инете в качестве статусов, коротких фраз, аватарок, характеризующих устремления участника сети.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Баба. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Байки. Типы.
Смешной, поучительный рассказ, история, основанная на реальных, но искажённых событиях.
По технике байка близка анекдоту, но вымысла в ней меньше.
Некоторые анекдоты иногда можно встретить в виде байки.
В байке больше сжатой информации.
С появлением Инета байки стали также популярны, как и анекдоты.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Балагуры. Типы.
Шутливые небылицы от мальца, невелика смальца хоть возрастом не вышел, зато умом удался. И весь его род балагур на балагуре
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Барин. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Библейские Жанры.
Русский сказочный фольклор, в котором упоминаются деяния Господни или во имя Бога
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Бывальщина Жанры.
Краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности.
Обязательным жанровым признаком бывальщины является указание на некое событие, которое в разных вариантах известно слушателям и рассказчику. Эта особенность создаёт эффект правдоподобности.
Бывальщина исключает волшебство, но описывает событие, в котором человек сталкивается с проявлением или персонажем сверхъестественного мира.
Бывальщина может быть похожа на городскую легенду. Подавляющее большинство городских легенд относится именно к современным вариантам быличек, меморативным суевериям.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Былины Жанры.
Русские народные эпические песни о подвигах легендарных богатырей.
Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо заметный эпизод русской истории.
Народное название былины — старина, старинушка, подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом.
Термин «былины» введён Иваном Сахаровым в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках.
В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром Святым.
В течение веков былины подвергались влиянию книжному и заимствовали многое из средневековой русской литературы и устных сказаний Запада и Востока.
Всех былин около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших московских. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские (более поздние).
Первоначально былины составляли целый ряд самостоятельных песен, но со временем народные певцы стали сцеплять эти песни в большие циклы: происходил, словом, тот же процесс, который в Греции, Индии, Иране и Германии привёл к созданию цельных эпопей, для которых отдельные народные песни служили только материалом.
Существовал объединённый Владимиров круг, державшийся в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплочённые братчины.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Былички. Сказки и Фольклор. Ссылки на Дзен. Жанры
Сказки, былины, предания пришли к нам из устных рассказов наших прадедушек и прабабушек. Но у простого русского народа был еще один разговорный жанр – бывальщины и былички. Традиция эта еще в середине прошлого века хорошо сохранилась, но скептицизм, который пришел в деревню со становлением Советской власти, нарушил преемственность, а телевизор и радио сократили число рассказчиков.
Былички – это устные народные рассказы о встречах человека с Духами Природы и домашними Духами. По дохристианскому представлению они были разными по отношению к разным людям: могли и помочь, и сурово наказать. Наши пращуры очень почитали всех Духов без исключения, осознавая их сверхъестественную силу и близость к Богам. Как отражение этого отношения, былички были очень живучи в народе. Христианской церкви ничего не оставалось, как объявить все сверхъестественные персонажи «нечистой силой», то есть записать их в разряд чертей, противников Бога. Позже в Советское время Духи были объявлены «воображаемыми». Несмотря на все попытки искоренить былички как суеверие, собиратели-фольклористы, к своему большому удивлению, отмечают, что на форме и содержании народных рассказов прошедшие два века не отразились.
Собиратели и хранители устной народной несказочной прозы исходили немало дорог для того, чтобы эти маленькие жемчужины увидели свет. Фольклористы тогда работали одинаково – и песни, и рассказы записывались на магнитофон, а потом уже переписывались на бумагу. Былички были записаны так, как услышаны. Записавшие эти рассказы люди постарались сохранить их языковой колорит. По многовековой традиции рассказчик не называет персонаж, он просто «хозяин», но по характеру его действий слушатели догадываются, о ком идет речь. Одна из главных особенностей былички в том, что она происходит со знакомыми людьми или с самим рассказчиком и часто содержит в себе советы, как поступать в разных необычных ситуациях.
Для того, чтобы рассказать правильно быличку, надо начать с более точной даты и времени. Свидетелей, кто это видел, тоже можно назвать (подруги такие-то, там-то жили, но кратенько).
Еще, чтобы слушателя зацепило, надо подробности этого времени чуть-чуть прибавить.
Потом получше описать саму встречу - куда шли-то, зачем? Какие ожидания были, и что из-за этой встречи не получилось.
Если про Лешего, то хозяина леса лучше описать надо, в каком виде появляется иногда - глаза горят, волосатый, большой.
Рассказ в том месте, где он появился как бы в кульминации, здесь нужно посмаковать. Распроси у бабули - как он появился-то?
Рассказать по традиции - и вот она, опять жива быличка. Жаль такую красоту терять.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Быль Жанры.
Краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
Антоним к небылице, сказке, небыли, выдумке
Быль перекликается с городской легендой.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Ведьмы. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Видения Жанры.
Средневековый фольклор, который характеризуется наличием ясновидца и зрительных образов, явленных ясновидцу.
Сюжет видения излагается от лица визионера, которому он был открыт посредством сновидения или галлюцинации.
Сюжеты видений построены на описании картин загробного мира, призраков и явлений потусторонней силы с добавлением злободневного современного содержания.
До 12 века видения на-латыни, потом стали появляться переводные, а с 13 века возникает жанр видений у народов России.
Жанр видений был одним из типичных жанров древнерусской литературы. Образы древнерусских видений связаны с персонажами христианской мифологии и символами окружающего мира.
В 21 веке жанр видений получает новое развитие в большом количестве толкователей сновидений, основанных на старых народных толкованиях и современных научных или эзотерических методиках толкований.
Видения как жанр имеют свои корни в архаических анимистических верованиях, и представления о «том свете» обнаруживаются у всех народов.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Владимирский сказочный район. Типы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Водяные. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Волки. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Воронежский сказочный район. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Вятский сказочный район. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Гадания Жанры
Народные гадания связаны с заговорами. Словесная парадигма является составной частью магического обряда; эта гадательная парадигма произносится сопровождается рядом других действий.
Со временем словесное сопровождение гадательного обряда становится самостоятельным, превращаясь в обособленный фольклорный жанр.
В гаданиях обращаются к сверхестественным силам. При этом словесной формой выбираются молитвы.
Словесные гадательные формы имеют ритмический строй, рифмы.
Темой гадательных словообразований являются бытовые пожелания и устремления окружающего мира. Чаще всего средой фольклорного гадания являются загородная обстановка. В последнее время – городская квартира (кухня).
Деревенские гадания содержат элементы культуры и быта социальных групп предшествующего социального устройства, князь, купец, боярин, молодец.
Самые действенные фольклорные гадания остаются гадания с упоминанием элементов крестьянского быта: это гадания у колодца, у овина, у сарая, в бане, в поле на перекрёстках, на меже, с использованием сохи, бороны, прялки, кудели, льна; и домашней живности: петуха, курицы, коровы, лошади, овцы.
Фольклорные гадания основаны на вере в судьбу, в предсказания будущего.
Гадания, передаваемые из поколения в поколения, со временем превратившись в народные традиции, они сопровождались специально сложенными песнями и присказками.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Дворянские Жанры.
В текстах этих сказок местами, и то и полностью, является нам дворянского свойства лексика, коей потчевали учителя словесности дворянских детишек, дабы они усваивали народные сюжеты и истории, но в дворянском исполнении.
Вот пример сих сказочных разговоров: "... и таким образом продолжали они разогревать себя эдакими необычными сказаниями, и когда утомленные их вежды, смыкаясь, начали приглашать их к отдохновению, то оба наши младые богатыря легли спать, чтобы поутру рано проснувшись, поискать сказочных королей и королевишен, кои снились всю ночь напролёт.
Пересказать такого рода сказки было невозможно, ибо они изобиловали огромным количеством слов иностранного или придуманного свойства, к тому же отличались многовременной длинной, равной одному уроку словесности.
Сохранились они благодаря только переписи на бумаге, в отличии от народных сказок, которые хранятся передачей из уст в уста.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Докучные сказки Жанры
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Домовые. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Жена. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Загадки. Типы.
Краткое образное определение предмета или явления в иносказательной, нарочито затемненной форме.
В загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт:
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Заговоры. Типы.
Народнопоэтическая словесная формула, которой приписывается магическая сила.
Складная форма выражения своего желания.
Заговор помогает сконцентрировать силы на выбранной цели. Имеет значение динамика произнесения заговора.
Заговоры идут из древности и начинаются от старинных молитв и заклинаний.
Действия и обряды были многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус.
Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.
Произносились заговоры зычным голосом, а лечебные заговоры — шепотом.
Существует практика произнесении лечебных заговоров горловым пением.
В северной традиции используется техника пропевания заговоров.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Зайцы. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Заклинания . Типы.
Последовательность слов, позволяющая изменять сущности (влиять на погоду, урожай), исполнять желания. Это набор слов и предметов, использующихся для концентрации энергии, и ее направления с целью достижения нужного результата.
Абракадабра, бессмыслица, произошло от средневекового заклинания.
В молитвах просьбы направлены к богам, духам, заклинание предполагает принудительное исполнение.
Многие заклинания нужно повторять несколько раз, чтобы они подействовали. Другим заклинаниям нужно постоянное усиление.
Нужно ясно определить цель, прежде чем начать заклинание.
Существуют лечебные заклинания — заговоры.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Заклички. Типы.
Также веснянки, приговоры, вид заклинания, небольшие песни. Произнесение закличек сопровождалось обрядами и напевами.
Заклички появляются в крестьянстве и отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве, семье. Закличками вызывают богатый урожай; здоровье для детей, счастье, богатство.
Это обращение к стихиям как живым сущностям, а также к птицам, которые считались вестниками весны.
Закличками обращаются к весне, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Заклички и веснянки, приговорки переходили из поколения в поколение, из уст в уста.
Люди верили, что природа все слышит и понимает, закличками благодарили за щедрые дары, просили у нее помощи.
Заклички сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Заломы. Типы.
Манипуляции с растениями, для нанесения вреда. В старину заломы делались на полях зерновых с целью нанесения вреда урожаям. Техника залома в обрядовом оформлении позволяет наносить порчу на людей, животных или растения.
Много заломов встречаются на дачах по причине зависти, территориальных споров.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Иван. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Игры-обманы, игры-загадки. Типы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. История. Типы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Казаки в сказках Жанры.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Кикиморы. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Клады. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Клятвы. Типы.
Также присяга, зарок, торжественное обещание, заверение. На клятве зиждилась вера в силу заговоров.
Провалиться мне на месте, клянусь головой, клянусь мамой, или я не я.
Клятва в древности состояла в торжественном призывании на свою голову различных кар и мести богов, клятва будет нарушена.
Зароки, вид клятвы, известны по Библии от женитьбы, от замужества.
Обет, также вид клятвы, даётся Богу, как обещание совершить подвиг.
Рота -- название клятвы в древние дохристианские времена.
Божба -- название языческой клятвы в христианские времена.
Новый Завет запрещает клясться.
Толстовство запрещает клятвы.
Ветхий Завет благословляет клятвы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Колдовство. Типы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Колдуны. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Кони и лошади. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Коровы. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Королевы. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Короли. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Коты и кошки. Темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Кощуны и чары. Типы.
Это обращение к Тёмным силам с помощью чёрных заговоров, кощных словесов. Вид рассказа, очень похожее, но не легендарное изложение народного мифа, вроде легенды или сказки.
Кощуна охватывает эпическую, легендарно-мифологическую сферу жизни человека.
Кощуна повествует о деяниях кощных Богов и Предков, былинно-мифологический сказ, иногда с элементами славлений и заклинаний, что не приветствует церковь.
В начале второго тысячелетия по Рождеству Христову кощуной называли сказку, быличку, песню, всё, что передавалось из уст в уста.
Православие под кощуной понимает святотатство.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Кручина. Типы.
Кручина в русских сказках подобна гореванию, печали, тоске по ком-то. По родителям, по девичьей жизни, по любимому. Во время кручины кружится голова, словно подошёл к круче. На беднягу навалилась тяжёлая ноша.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Купцы. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Легенды Городские Жанры
Разновидность легенды, слуха, байки, которые имеют распространение в городе. Есть элементы волшебства.
Короткая, правдоподобная, но не соответствующая действительности, история.
В городской легенде отражается современная индустриальная и городская социальная реальность. В ней затрагиваются глубинные проблемы и страхи современного общества. Использует в своих сюжетах специальные технические приёмы, которые воздействуют на психологию городских людей.
Городская легенда пересказывается как история, случившаяся с каким-либо лицом, слабо связанным с рассказчиком, знакомым родственника сослуживца.
Городская легенда может быть трансформацией старинных сказок и легенд на современный лад.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Легенды Жанры.
Легенда сказочного фольклора представляет из себя изустное сказание в форме короткой повести о народных героях, эпических, природных событиях, сохранённой народной памятью как часть его, народа, роднородственной истории, часть его души, тела, цивилизации, социокульта, генетической истины. Это возвышенно-поэтическая правда событий недавней старины, передаваемых из уст в уста, в отличии от мифов, вещающих о событиях за пределами народной памяти, о том,как Боги создавали этот мир.
Передавались легенды изустно бродячими сказителями, выполнявшие в древности роль газет, книг, журналов, вестников.
Эпической основой для легенд стала дохристианская история. Христианство дополнило легендарную старину представлениями Боге.
В легендарных событиях участвуют божественные силы. События в легенде возвышаются, поэтизируются. Но, в большинстве своём, легенды основаны на реальных событиях.
Народные легенды в сказительной форме повествуют о мифологических, необъяснимых явлениях, о потопе, о страшном суде, о создании этого мира. Необъяснимость эта объясняется добавлениями суеверий, народными правилами выживания в окружающей среде. Легенда всегда связана со сказительностью в форме сказок, сообразуя сказочно-легендарный эпос. Они вырастают друг из друга. Человек смотрит на легенду как на что-то священное, в ней чувствуются религиозные сполохи.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Леший. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Лиса. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Матершина. Виды
В фольклоре мат широко распространён, являясь одним из атрибутов именно устной речи. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, большим и малым шлюпочным загибом.
Статус нецензурных нехорошие слова получают с 18-го века по Рождеству Христову. Это было время развития литературной письменности и её отделения от фольклора.
Однако матерщину народная память зафиксировала не только в фольклоре, но и в геогрфических названиях. Есть речки: Блядея; Еботенка, Пиздюрка, Наебуха и Ненаебуха; волость Елда. Есть пустоши Хуярово, Пезделёво-Долгое, Пиздино, Пиздоклеин починок, Хуинков пустошь-починок. Есть деревни Мандино, Пезделка, Пизденково, Пиздюрино, Хуйково, Ебехово (Опихалово тож), Поиблица, Мудищево. Есть овраги во главе с Блядейским отвершеком.
Матерщину, как неотъемлемую часть речи в регионах Руси и России отмечали иностранные путешественники в своих путевых историях ив 12-м, и в 14-м веках. В 16-м веке её отмечал Олеарий.
Есть нехорошие словеса в славянских заговорах. Их произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.
Часто пользовались ненормативной лексикой казаки, на границах Российской империи, где никто не мог, да и не посмел бы, попенять им на нехорошие словеса.
Есть брань в небольших социальных группах, где её для усиления своего психологического воздействия использовали и продолжают использовать социальные доминанты.
Есть поэмы, состоящие из многоэтажного мата.
В литературе письменной писатели пользуются матерной фразеологией, синонимизируя её, заменяя нехорошести аллегорическими эмоциональными выражениями.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Мачеха и падчерица. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Медведи. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Мертвецы. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Мифы Жанры
Миф, это вид сказания о временах, когда в сознании древнего человека произошло разделение окружающего мира на человека, природу и Бога.
В мифах проявляются черты первобытной культуры, Мифологические сюжеты являются авторскими реконструкциями доисторической истории, в них есть сюжеты, не наблюдаемые в других фольклорных жанрах.
В мифах отсутствует занимательность сюжета, нет героики. Присутствуют размышления создании мира, природе божественных сущностей.
Роль мифа в его способности сплотить сородичей, заражая их идеми коллективного поведения.
Миф возникает в воображении народа, он выглядит как нечто естественное, природное, от человека независимое.
Мифологичность человеческого бытия будет всегда сопутствовать человеку до тех пор, пока человечеству будет что исследовать.
Все мифы, предложенные в Самогляде Родаруса, Самоглядном Зеркале, Самогляде, являются авторскими реконструкциями изначальной темы, которая гуляет различных жанрах фольклора, в том числе и в сказках, коим посвящён этот проект, Самогляд.
Вид сказания о временах, когда в сознании древнего человека произошло разделение окружающего мира на человека, природу и Бога.
В мифах проявляются черты первобытной культуры, подтверждаемые или нет археологическими изысканиями.
Мифологические сюжеты являются авторскими реконструкциями доисторической истории, в них есть сюжеты, не наблюдаемые в других фольклорных жанрах.
В мифах отсутствует занимательность сюжета, нет героики. Присутствуют
размышления создании мира, природе божественных сущностей.
Роль мифа в его способности сплотить сородичей, заражая их идяеми коллективного поведения.
Миф не существует существует только в воображении народа, он выглядит как нечто естественное, «само собой разумеющееся».
Мифологичность человеческого бытия будет всегда сопутствовать человеку до тех пор, пока человечеству будет что исследовать.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Мужики. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Насмешки. Типы
Это истории насмешливые, с ехидцей, часто с желчностью, иронией, сарказмом, язвительностью. При этом тот, кому адресуется эта история воспринимает её как обидную шутку, унизительное издевательство, как выражение иронического отношения к себе или к своим деяниям.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Небылицы Жанры
Это небольшие сказки или часть сказки. Небылицы строятся на абсурде; это выдуманные шутливые истории, не соответствующее действительности.
Небылица предваряет сказочную историю, чтобы привлечь внимание к последующей сказочной истории.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Новеллы Жанры
Новый пересказ старого народного рассказа. Отличается от рассказа краткостью, чётким сюжетом, неэмоциональным стилем изложения, парадоксальностью сюжета. Однако нет психологического напряжения, развязка не детективная. Действие новеллы происходит в современном автору мире и описывает свершившееся неслыханное событие.
Изначально это был рассказ на заново обработанном традиционном материале с морализирующей установкой. Начинается этот фольклорный жанр в Италии.
В России такие новы часто можно услышать среди рыбаков, среди пацанов в ночном. Много авторских переработок легенд, мифов, народных преданий.
Рассказ отличается от новеллы новеллой выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.
Повесть отличается от новеллы тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.
Первые романы были циклами новелл, которые, могли объединяться разными методами построения повествования.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Обменыши. Темы
Одними из самых коварных представителей «потустороннего мира» считались обменыши, которых черти подкидывали родителям вместо младенцев. Они становились опасными оборотнями, их ещё называли запретными детьми, зачатые в запретные дни. Это в дни праздников, в дни особых мероприятий, которые считались святыми и безгрешными в данной местности. Обменыши обращались в волков, в других алчных животных.
Главный Чёрт отправлял своих чертят высматривать, в каких семьях не соблюдалось рождение детей без соблюдения обязательных таинств. Черти уносили детей, оставленных без присмотра, кого мать не перекрестила перед сном. Отсутствие повитух во время рождения. Вместо детей черти подкладывали осиновые поленья, которые матери принимали за своих детей. Эти поленья постоянно кричали, не давая покоя домочадцам.
А ещё нельзя ребенка постоянно ругать, черти наконец услышат и будут ждать, пока мате не проклянет лешими или чертями своё дитя. А они тут как тут. Хвать, а заместо дитя кувшин или сучок деревянный. И никто много лет не знает, что это подменыш, обменыш.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Обряды. Типы
Это набор слов, интонаций, сопровождаемые действиями, что-то вроде народной молитвы, исповедь, заговор. Во всём этом участвуют все, кто присутствует. Раньше считалось, что эти действия являются профанацией людей, называющих себя колдунами или народными целителями. Сейчас накопилось много практической информации, подтверждающих полезные результаты обрядов.
Эту положительность объясняют тем, что обряды пришли к нам вместе с историей людей, являясь частью их культуры, меню, позволяющие преодолевать экологические катастрофы и проблемы со здоровьем, особенно с психикой.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Оды Жанры
В оде народная молва сообщает о героях, победителях. Причём, делает это с эпическим достоинством, с торжественностью и возвышенностью.
Ода появляется с первыми сполохами появления письменной литературы. Какие-то оды были записаны, но многие вошли в одический фольклор.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Острастка Жанры
Угроза, суровое предостережение, предупреждение, запугивающее наказание, урок на будущее.
Наказать для острастки.
Получить острастку.
Дать острастку.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Пермский сказочный район. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Песни Жанры
Сказочная народная песня отличается от просто песни тем, что у неё имеется сюжет, сочетаемый с простотой музыкально-словесного построения, что делает сказку доступной для восприятия. Большинство традиционных сказок, записанных в прозе, имеют внутренний ритмический строй, характерный для того или иного жанра, типа или темы.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Петухи. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Побывальщина Жанры
Это рассказ, повествование с элементами искусственности, художественности, но о без отступления от факта реальности обсуждаемых событий.
Многие сказки, былины или их части, народным изсказанием было превращено в побывальщину.
В качестве примера можно привести побывальщины в формате былин о хождениях Святогора и о его встречах с Ильёй Муромцем. Этот жанр считается одним из самых древних видов русского фольклора времён начала русо-славянства.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Поверья Жанры
Поверья основаны на преданиях старины, на убеждённости в существовании необъяснимых связей между несовмещаемыми явлениями.
Поверья являют собой вид сказочных предрассудков с элементами суеверий, вера в возможность влияния на сущее посредством использования эзотерических сил.
Поверья часто смыкаются с бывальщиной, участвуют в быличках, заговорах и легендах.
С Поверьями и Преданиями связаны Бывыльщины, Былички, Заговоры, Легенды.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Поветрия Жанры
Это народные увлечения, веяния времени, часто основанные на предрассудках в той или иной части культурного пространства.
Здесь много народных и сельско-деревенских примет, связанных с природными явлениями, которые связывают с важными событиями в городе. Их связывают также и прогнозами, предсказаниями, под которыми нет объективности.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Поговорки Жанры
Это образное словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни. Поговорка являет собой краткое, со скрытой ритмикой изречение, без особого сюжета, но с элементами поучительности.
Поговорки часто синонимизируются из пословиц, из которых в поговорках сохраняются красота, слажность, оставляя на втором месте смыслы.
Поговорки отличает повторение одинаковых или однородных согласных, как в стихе, проявляющиеся только при вокабуляции.
Поговорка, благодаря своим особенностям сохраняет свою устойчивость в памяти людей, отделив от себя законченность мысли, свойственной пословице.
Поговорка, не являясь хранилищем смысла, обиняком либо подтверждает, либо опровергает сказанное, не привлекая к себе внимания, но запоминаемое слушателями.
Здесь форма, красивость, ритмичность, позаимствованные у пословицы, имеют перевес над её смыслом.
Поговорка отбрасывает от себя притчу и суждение в угоду красивости звучания. Становясь народным чеканом.
Недоговоренность поговорки, тем не менее, указывает на определённость обсуждаемой вещи, личности, указывает намёком. При этом в ином обороте, поговорка тем же намёком укажет на противоположную вещь, смысл, личность.
Поговорки часто рождаются в воспроговрении сказок, откуда они переходят в живую поговорную речь и прилепляются к самым разным сюжетам.
Поговорка сгущают суть басни, пословицы, легенды, мифа или сказки.
Ногами поговорки являются уста, и язык в них.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Покойники. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Порча и Сглаз Жанры
Это когда в ауре человека были наведенны кем-то негативы. Навести порчу любого вида возможно лишь используя ритуалы, обряды, заговоры и заклинания магии чёрного колдовства.
Фольклорная порча наводится с помощью обряда наговора через пищу, вещи, воду, ветер, дерево.
Порчи на основе словообразований появляются в быличках, былинах, молитвах, сказках, легендах, мифах.
Сглаз является одним из популярных видов порчи. Сглаз не наводится с помощью фольклорных методов.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Пословицы Жанры
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Потешки Жанры
Что-то вроде пестушки, приговорки в форме песенки, весёлого стишка в одно-два четверостишия. При этом совершается шутливое действие, припляс, что-то игровое, игристое.
Потешка может изложить и что-то быличечное.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Похвальба. Темы
Это когда герой сказки восхваляет самого себя, кичится какими-то своими достоинствами, подвигами, превозносит себя до самых до небесных облаков.
В сказках похвальба героя относится к Анике-воину, у которого то сабля сломается, то сапог соскочит, то полой кафтана зацепится за ручку двери.
Сказочное общество, наблюдая за неудачами кички-героя, посмеивается над ним, однако, нельзя сказать, что порицаете его. Всё-таки Алёша Попович идёт на войну с врагами, как и Аника-воин. Не страшится никого, и, в конце концов сам ли, с другим персонажем, порушает всех врагов, бывает, что и через свою похвальбу.
Сказочный похвальбист стремится привлечь к себе внимание ещё до совершения своих подвигов, отчего его действия вызывают больше улыбку у сказочного народа, чем неприятие и отрицание.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Предания Жанры
Это изустные рассказы о легендарных событиях, явлениях, героях, имеющих историческую основу, передаваемые от одних поколений другим.
Часто рассказываются в форме сказок, или встраиваются в них.
Мифы могут озвучиваться в форме сказочных преданий, часто предания можно услышать в песнях, особеннно в казачьих, цыганских.
Бывают Исторические, мифические, топонимические, церковные предания.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Прибаутки Жанры
Прибаутки не всегда отличимы от своих братьев кузин и кузиночек, синонимов смысловых и вокабулярных, таких, как, Прибалутка, Присказка, Прибакулочка, Прибакулоцька, Побаска, Прибасеноцька, Присказулька.
Это, как правило, почти стихотворная, почти короткая, почти весёлая, почти история. Она как соус в начале, середине или конце рассказа, сказки, но только не драматической.
Он всегда как бы вне сюжета, у неё свой сценарий, нюансно напоминающий сюжет сказки, где она пристроилась. Гуляка такая из сказки в сказку. Главное привлечь внимание слушателя, или отвлечь, или завлечь в тенета сказочной фантазии.
Деды с девятого кирпича печи-муромки в русской веси называли её, прибаутку, побаской, приправой в формате короткой сказочке на входе, при вводе в семантику длинной сказки.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Привороты Жанры
Они воздействуют на человека как словом, так и звуком, как движениями, так и психологическим воздействием.
Есть привороты, которые при воспроговорении оказывают сомнамбулическое воздействие на человека, чем-то сильно озабоченного. В этом состоянии ему и внушается либо любовь к печке, либо ненависть к жениху, либо, что он болен, либо, что он здоров.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Присказки Жанры
Присказка в чём-то синонимична побаске, зачину, концовке, прибакулоцьке, прибасёноцьке, прибалутке, присказульке, прибаутке. Добавляется в начале, середине и конце сказки, а то и где угодно по ходу восприятия аудиторией основной сказки.
Это смешливый присказ, намекающий на сюжет основной сказки, но не являющийся её сюжетом. Повторяющаяся в разных сказках лексическая формула, которая заостряет внимание и настроение слушателей на том, что происходит в сказке.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Притчи Жанры
Некое поучение, мудрость, чаще всего религиозного содержания, бывает, что и философского. Много сказочных притч, встречающихся в русских сказках.
Притчи находятся, по времени их возникновения, между сказками и быличками, то есть, сохраняют тень автора. Чаще всего, авторы сохраняют свою анонимность, поскольку притчи часто содержат в себе спорные с той или иной точки зрения истины.
В отличии от сказки в притче много деталей, но её лексическо-смысловой формат настолько лаконичен, что легко поддаётся запоминанию и вокабуляции.
В русской сказке притчи часто встречаются в сказках бродячих священников, потерявших свои приходы, либо от них отлучённые, в дворянских сказках, сочиняемых дворцовыми грамматиками. Попадаются они и в изначальной древнерусской письменности.
Притча увлекает слушателя изысканностью изложения и подачей картинок, множеством подробностей, сюжетных поворотов. Авторы притч брали за основу религиозные сюжеты, восточные притчи, переделывали их, усложняли прибавками.
Притча предполагает её додумывание, трактование, переосмысление, различные варианты её понимания, часто даже противоположное.
После прослушивание притчи предполагается диалог слушателей с неявным автором её. Слушатели пытаются привязать события притчи к себе, своей жизни, своему окружению.
Но это не басня, поскольку драматургия притчи, как правило, трагична. Слушатели привязывают её драматургию к себе.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Проклятия. Темы
В сказках, в отличии от бытийной жизни, проклятия всегда ущербны для людей, которые не соблюдают установленных природой, её духами, демонами, мифологическими персонажами, народной мудростью правил.
Причём, проклятия в адрес самих себя своих домочадцев, особенно родителей в адрес своих детей, многократно повторенные, будут наконец услышаны демонами, чертями, кикиморами и прочими мифологическими персонажами, и они поймут эти проклятия как разрешение забрать или изувечить себе проклятого.
А вот проклятия и матершина в адрес тех же персонажей может позволить избавиться от их присутствия поблизости надолго.
Есть проклятия на основе религиозных канонов, Библии, Корана, направленные против некающихся людей, что обрекает их на отчуждение от общества, родных.
Есть заклинания, основной замысел которых проклятие, которые облекаются в вербальный ритуал, с помощью которого мага, колдуны, ведьмы, пытаются магической силой слова, звука, движениями и психологического воздействия, нанести вред нехорошему человеку. Такие заклинания делаются за звонкую монету, не за шелестящую. Это, чтобы духи, управляющие проклятиями, услышали заклинания, подхватили их, и донесли до проклинаемого.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Работники и батраки. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Разбойники. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Разбойники. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Рассказы народные Жанры
Это истории, которые сказываются между жителями какой-то территории, которые случались с в древности с предками этих жителей. Со временем персонажи этих рассказов обретали черты весёлости, страха, печали, усмешки.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Рассказы Сказочные Жанры
Рассказ в сказочном жанре отличается от сказки тем, что в нём нет того пространства лексического и временного, как в сказке. Но он может воплотить в себе целую жизнь своего персонажа, как правило, единственного.
При этом единственный персонаж в сказочном рассказе на всех росстанях своего сюжета действует единообразно, воспроизводит один и тот же конфликт.
Соответственно и события в сказочном рассказе похожи друг на друга, выстраиваясь в единый временно и конфликтный драматургический ряд.
При всём этом рассказ продолжает оставаться малоформатным литературным произведением, который граничит со сказкой, новеллой, повестью, эссе, притчей.
Выделяется сказочный рассказ в середине 19-го века, когда стали издаваться сборники сказок Даля, Пушкина, Афанасьева, новелл, песенная энциклопедия Киреевских. Он продолжает нести в себе авторский след анонимного создателя сказки, ещё не стёртого изустной народностью, отчего в нём присутствует налёт документальности.
Собиратели сказок иногда ставят в титрах сказок, после их названий, отношение сказки к тому или иному жанру. Эта мода обозначилась в конце 19-го века, когда появилась сказочная аналитика, относившая фольклорные произведения к тому или иному литературному жанру, теме, типу, районированию. Тогда же, к слову, сказка, стали добавляться именования жанров, к которой сказки причисляли. Сказка. Жанр такой-то. Сказка. Тип новелла, или рассказ. Причём у разных исследователей были и разные подходы к формированию титулования сказок. Эта разнородность присутствует и в 21-м веке.
Сказочный рассказ в формате новелл, появляется в конце 19-го века, когда накопился уже достаточные материал по русскому фольклору, как мода на французское и итальянское в искусстве. Действие новеллы происходит в современном автору мире и описывает свершившееся неслыханное, почти сказочное событие. Это был авторизованный материал на основе сказок, который обрёл свою новую жизнь в изустности народной. Такие новы часто можно услышать среди рыбаков, среди пацанов в ночном. Много авторских переработок легенд, мифов, народных преданий.
Есть миниатюрный сказочный рассказ. Стихотворение без рифмы в прозе длинною в несколько строк. Про каких-нибудь остяков, мужиков, повстречавшихся на дороге в город на рынок. Миниатюра разрушает и так зыбкие каноны сказочных жанров, но, как не крути её лексику, а выйдет всё одно и то же, как и было изначально. Хоть сначала её говори, с конца, хоть с серёдки, а выйдет селёдка.
Сейчас появился жанр фантазийных, сказочных миниатюр в соцсетях, когда нужно кратко, но ярко и красочно всего в двух предложения описать своё утро с позёвыванием, дымящимся кофе (вот оказывается, для чего нужно кофе), с котом на подоконнике, выискивающим себе очередную жертву на занавеске. Всё в форме парадокса, полусказочности, но вполне себе реально, по крайней мере для своего круга общения.

===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Ритуалы в сказках Жанры
Это набор слов, движений, мотивов, звуков бессловесных, некая парадигма для целью достижения необычного результата, но заранее задуманного.
Попадаются среди словесных вставок в ритуала и молитвы языческого или религиозного содержания, мантры арийские, древнеиндийские
В фольклоре ритуал в большей степени выражен в лексике, где используется масса символических выражение мыслей, с использованием поговорок, вызывающие все вместе определённые чувства, телесные ощущения. Всё это направлено на проявление среди участников неких общих ценностных ощущений, а именно: любовных, радостных, пьянящих, жалостливых, радостных, скорбящих, ревностных.
В фольклорных ритуалах, сопровождающих фольклорную сказку, нет зрителей, в таком ритуале участвуют все, без разделения на исполнителей и зрителей.
Часто фольклорный ритуал сопровождает какое-то действие, сенокос, сватовство, приготовление пищи, свадьбу.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Русалки. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Саги Жанры
Сага сказочная отличается изустным изложением семейной драматургии, растянутой на несколько поколений, излагаемой в быличечном стиле, высоким великоросским или великорусским стилем, с возвышенным эпосом.
В саге сохраняется авторский след в её текстовой интерпретации, при её воспроговорении этот авторский след менее заметен за ширмой изустного изложения.
Исследователи относят к сагам поместные сказки, собранные в древних сказочных районах, таких, как Пермский, Вятский.
Саги пришли в русскую сказительность с территории Северной Руси, куда проникали скандовские и нордовские мигранты, приносившие с собой семейно-родовые легенды, которые постепенно русифицировались вместе со своими носителями.
Сказочная сага отличается простотой, риторичностью, в ней сказитель задаёт вопросы слушателям, и вместе с ними отвечает на них.
Из русской сказзительности весьма схожи с сагами Сказы, Сказания, Сказки, начинающиеся со слов «О ком-то…», «О чём-то»….
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Самарский сказочный район. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Священнослужители. Типы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Сказания Жанры
Сказания изустные всегда сказочные, они доносят до слушателей сведения, истории о недавних событиях, сохранившихся в памяти дедов и прадедов, называемые в науках историческими, а в народе их называют легендарными.
Сказания носят в себе авторские следы, хотя и такие сказания их авторы создавали на основе местных легендарных историях, сохранявшиеся изустно. Сам термин «Сказание» придумали и ввели в аналитику сами же авторы Сказаний, чтобы отделить этот новый жанр от Легенд и Мифов.
Часто к именованиям сказок добавляются титулование их как сказание, легенда, предание, сага.
Сказание присутствовало и в древней русской рукописной литературе, к которым относились и некоторые летописные предания.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Сказки Реконструированные. Комп и Дзен. Виды
Сказки, у которых было начало, но не было конца или середины.
Сказки, собранные из разных других фольклорных источников, частично авторизованные.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Сказы Жанры
Сказ являет собой рассказ несказочного характера, или почти сказочного. Сказ воспроговаривает рассказчик, но он не является автором, причём речь при воспроговорении отличается от той, к которой привычны уши слушателей, а рассказчик своей манерой воспроизведения сказа весьма отличен от автора.
Сюжеты сказов обычно основаны на реальных событиях, в них присутствуют реальные персонажи, которых можно признать в соседней деревне, городе, вон в той избе. А занятия персонажей не придуманы, но подразумеваемы.
В сказах попадаются авторские вставки в порядок событий, предлагаемых сказами. Это и предуведомления, заключения, послесловия, перебивы в середине изложения.
Лексика сказов близка к сказочной, но это не подражание, скорее продолжение, близка к былинной, песне. Это естественный процесс зарождения нового фольклорно-сказительного жанра. В сказе намного больше местных диалектов и вырезок из профессиональных лексик.
Присутствует в сказах и намёки на архаичность, есть письменная речь, способ передачи легендарной информации, присущий, пожалуй, только сказу, может быть ещё саге.
Сказ появляется в начале 19-го века, когда в России необычайное развитие получила литература, одной из особенностью которой были необычайные, даже по нынешним меркам, просторы России, её почти бесконечные лексические пределы, которые подпитывали сотни народов Российской Империи.
До начала 20-го века знатоки сказочного фольклора с усмешкой относились к появлению сказочного жанра в фольклоре. Считалось, что это попытки периферийных авторов отметиться в литературной истории, даже потеряв авторство. Но они и не заметили, как сказ стал законным жанром в русской фольклорной сказительности.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Скороговорки в сказках Жанры
Частосказка, частоговорка, чистоговорка. Есть пустые и бессмысленные скороговорки, построенные на созвучии слогов, для тренировки чёткого произношения. А есть такие скороговорки, которые напоминают какой-нибудь сказочный сюжет.
Бывает и так, что пустышная скороговорка, про Клару, которая не знала, что она, оказывается, украла у соседки кораллы, а по этому поводу была придумана целая сказка, мультфильм, множество клипов с рекламой… всего, чего угодно.
Бывалоче, что скороговорки ставили впереди сказки, либо в конце, чтобы совсем уж запутать народ, распустивший уши, куда уселись клуши и снесли калоши.
Сейчас скороговорки специально придумывают, чтобы помочь людям осваивать произношение в неродном языке. Есть целые профессора по этому делу. Пользуются этими треннингами артисты, актёры, певцы, лексикологи. А народ, он что, он опять за своё, а своё у него про что, а про сказку, как дед упал с коляски…
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Слоганы. Темы
На первом этапе это авторские фразы, за которые авторы получают гонорар. Но затем слоганы шествуют в информационном пространстве без указания на авторство, вливаясь в русло народного сказительного творчества.
Удачные слоганы не только легко запоминаются и становятся частью языковой среды, но и активно её изменяют, ту самую сказочную среду, в которую попадают.
У древних кельтов слоган, его краткая и логичная форма, была боевым кличе, у древних русских слоган был чем-то схожим, что-то вроде лозунга, даже пароля.
Ныне под слоганом понимают рекламный девиз, суть рекламного продукта в сжатой форме, ясное, острое и доходчивое сообщение, изредка отражающее вид товара, деятельность фирмы, сюжет кино. Но бывают слоганы из другой оперы, просто на фоне слогана на плакате изображается изюминка, которую нужно обязательно купить, ведь в ней твоя судьба, душечка.
Создаётся для привлечения внимания, повышения благосклонности.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Сны в сказках. Темы
Есть множество сказок, в которых сюжет развивается в сказочном сне, это Алиса, Щелкунчик, Золушка, Спящая Красавица.
Знатоки сказок обращают внимание на то, что сказки сновидения практически неотличимы друг от друга, если убрать несущественные детали.
И во сне, и в сказке события происходят в нереальном мире, в котором действуют реальные персонажи в почти реальной обстановке.
Далее, идентичны сказочные сновиденческие сюжеты.
Ни сказочные герои, ни сновидец не осознают, что они в сказке или во сне.
Толкователи снов и сказок достаточно сходны в своих толкованиях и объяснениях сюжетов снов и сказок.
Сказки сновидения открывают человеку доступы к внутренним ресурсам, к которым у него нет доступа, ибо они неизменны, они является внутренними кодами, которые не могут быть изменены. Как, к примеру, леворукость или праворукость. В сказках и во снах, как и проявляется то, что существует, но не видно, не доступно, под запретом. И сон, и сказка, как она воспринимается, это послания слушателям и сновидцам. Вопрос в типе толкования сновидений. Но и в сказках существует скрытая информация, которую зашифровала народная память.
Герои в сказках частенько спят, но о том, что им там снится, мало что в сказках говорится. Спят Богатыри сказочные без сновидений, после боя, долгого путешествия. Бывает, что и по наваждению какой-нибудь вредной старухи. Спада девица в хрустальном гробике. Проснулась, и ничего, словно и не спала. А ведь она спала, но так, что ощущала, что вокруг происходит, а встала, ничего.
Короче засоням в русских сказках места не находится. Ну и мало исследований на эту тему, коли герои и снов-то не видели.
Однако все основные и знаковые события сказках происходят зачастую тогда именно, когда герои сказок спят, а в это время совершается то, что герое в реальности и не снилось.
Интересно, почему Иван Царевич уснул и не видел, как его жена, Царевна-лягушка, переоделась, упорхнула куда-то, а он спал себе, как ни в чём не бывало. Ну вот нормальный муж в наши времена, как это он упустит момент, что его жена, ушла ночью из дома. Может видели всё-таки сны, да такие, что и просыпаться не хотелось. А почему ни где никому не рассказал о своих снах? Может вся эта история с Царевной-Лягушкой и была снов в сказке. А уснул он на болоте, когда искал стрелочку свою, и от усталости прикорнул на пенёчке. А там как раз лягушка сидела под сном.
Был случай в сказке про Ивана Царевича, когда он спал себе, да спал, и тут стук в окошко, он просыпается, влетает пчёлка, оборачивается Девицей-Царевной, и тут пошёл-поехал сюжет сказочный. Может он и не просыпался вовсе.
Можно обратить внимание, что, как правило, сон нападает героя или героиню, чтобы на время выключить их из калейдоскопа событий, в которых главную роль играло колдовство. А он просыпался и всё колдовство теряло силу. Похоже, что калики сказочники вывести Героя из-под подозрений слушателей, что он был активный участник колдовства.
Ещё одно соображение знатоков сказочных сюжетов, без которых диссертацию не примут, это то, что геройские впадение в сны не определялось естественными событиями. Нормальный Герой, к примеру слушатель, не уснул бы в этой ситуации никоим образом. Как только что-то важное, Жар-Птица, Калинов мост, Баба Яга, братья на могиле отца, так сразу все в обморок.
И что интересно, кто не засыпает в сказке колдовским сном, тот ничего не добьётся. Не станет Героем, он не интересен сказочной молве.
Вот как это возможно уснуть беспробудно на коленях у царевны, приговорённой к съедению Змием? А бывает, что и погибнет во время сна сказочный Герой. А его спасут какие-нибудь мифологические персонажи сказочные. А может его смерть и спасение и был сон? И что интересно, встамши, Герой говорит, что де долго спал. А ведь ему про его сон никто не говорил, значит знал, что спал, значит и сны видел. А не говорит. Или говорит, но не он, а Калика-сказочник.
Есть в сказках сюжеты, которые трудно трактовать иначе, как сновидения. К примеру, Королева вынимает Самоглядное Зеркало, что-то там выпивает или нюхает, впадает в транс и ей снится кто где спрятался.
Вот Золушка. Ну да, не русская сказка, но за сто лет её репродукции ввели её в народный фольклор. Кажется, что девочки уже рождаются с этой сказкой в сердце. Так вот, она после того, как все уезжали на Королевские балы, от усталости садилась ближе к печке и видела сны про балы и Королевичей.
Когда Елена Прекрасная усыпила своего мужа, Царевича, изрубила его и выбросила в поле, а потом ушла к безобразному Змею Горынычу. Это, конечно, сон.
Ещё был сон, о котором прямо в сказе не говорится, это когда Триглазка увидела, чем занимается Падчерица.
Попадаются толкователи снов. Чаще всего Царствующих особ. А толкуют особые подростки, обладающие необычными способностями.
Одним словом, русский человек, способный вводить себя в волшебные сны, кои и есть сказки и есть главный Герой сказки, Иван Дурак, Иван Царевич. Сама сказка и есть сказочный сон сказочного Героя. И то, кто знает, как стать Иваном, знает пароль, заговор, заклинание, позволяющие ему проходить незамеченным охрану ворот в сказочные сны Русского Мира, и возвращаться обратно. Это посвящённые, это что-то вроде Магов, которые умеют вызывать Духов земных явлений.
Человек рождается, неся в себе две ипостаси, носителя и представителя двух миров, сказочного и несказочного. В одном мире он дурак крестьянин, а в другом он герой жених. При этом люди, с которыми он переживает всю эту драматургию, ничему не удивляются.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Собаки. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Солдаты. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Старики. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Старухи. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Страшилки и пугалки Жанры
Страшилки не особо приветствуются в сказках. Калики перехожие, живые и ходячие газеты, журналы, бабушки-старушки на скамеечке у ворот, при подъезде, все эти носители русского и любого народного фольклора, хоть и знали много страшилок, но старались приберечь их после того, как их покормят. На ночь только. И чтобы не длинные, но, чтобы испугаться можно было или испугать.
Особое распространение в форме стихотворных пужалок вне сказочного фольклора, а как самостоятельный жанр страшилки появляются в середине 20-го века по Рождеству Христову. А уже в начале следующего века, нынешнего, уточню, 21-го века Новой Эры, появляются садистские страшилки типа детских анекдотов.
Но страшилка не порывает связи со сказкой, в недрах которой она и возникла. Она вбирает в себя сказочные персонажи и сюжеты из утробы своей матки, сказки. Но теперь страшилка нацеливается на психику ребёнка, создавая из обычных предметов, окружающих его, смертоносное оружие, направленное на него и его близких.
Формат страшилок достаточно лёгкий, даже нарочито лёгкий, скорее упрощённый, лишённый важных деталей, делающих сюжеты, героев, предметы живыми. Они вроде бы как они, но абсурдны. При своей простоте страшилки на одну и туже тему имеют множество вариантов и сюжетов. В современной страшилке много техники, технологических приёмов.
Обычно это про всяких ведьм, про людоедов, оборотников, про змей, при луне, в тёмной комнате, под одеялом с фонариком, у костра на огороде, на берегу пруда, когда отстветы от волн. Главные страшилки теперь от СМИ и от журналистов. Сколько погибло во время землетрясения, от вулкана, от взрыва айфона, газовой коптилки на кухне.
Бывают стращилки и смешливые, весёлые, типа хвать за нос, про красную руку, про гробик маненький на колёсиках срепящих, про пианино самоиграющее и с пальцами по клавишам с красными следами, существо в окне в белом, но с лицом клоуна. В смешливых страшилках, их ещё пугалками и смешилками называют, страшительный сюжет в конце переворачивается, и тут вдруг комическая развязка. Начало страшное престрашное, а потом весело и смешно! Хорошая лечилка от фобий. Наука.
Даже трудно сказать, что такого особенного и сказочного в этих пужалках и страшилках. Наверное, атмосфера сказочная, в целом угадываемая и хорошо запоминаемая. Только фольклорная история, многократное переданная изустно, легко запоминается. А фольклор не пропустит через себя ничего беспутного, несистемного, вредного для себя, для народа. Это опять про удалённость от реальной цивилизации, где всем своим цивилизационным существом, каждым нервом, ощущаешь это безмерный мир с неизвестностями непонятностями, которые пугают вступающих в него молодых людей.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Считалки. Темы
Считалки выглядят как стишок, не стих и не стихотворение. Они часто используются в играх, не только в детских, но и во взрослых, к примеру, Русская Рулетка, кому начинать в игре. В сущности, любое гадание с картами, это тоже вид считалки.
Философия считалки в том, что участники, не достигнув консенсуса в спорах, приходят к согласию того, что пусть де рассудит считалка. Этот способ разрешения споров устанавливает принципы уважения к определённым правилам не только в играх, но и в жизни, в войне.
У считалочки есть внутренний ритм, который можно воспроизвести на тамтаме, пальцами, ладонями рук. Хлопанье в ладоши тоже является формой считалочки.
Считалочки подаются в лёгкой рифмо-ритмической шутливой форме, но её принятие потребует от участников считалки согласиться с не всегда приятными правилами.
Умение вставить в споре приём со считалкой обычно вызывает уважение, этот человек становится кем-то вроде судьи, причём на долгие годы.
В сказках это прикладной жанр, не существующий самостоятельно. Бывает, что включение считалки в текст сказки просто помогает перенаправить сознание на новый поворот в её сюжете.
Люди издревле верили в магию слова произнесённого, слова, поданного в определённой оболочке заклинательного типа. Этими способностями обладали специальные люди, колдуньи, шаманы, вожди народов. Считается всегда верили в силу воспроговорённого слова, и считалка была близка заклинанию своей завораживающей ритмикой.
Интересно, что на считалочки вполне себе лояльно реагируют животные, даже растения, особенно выросшие в комнате, научившиеся реагировать на плавную рифмованную и ритмичную речь.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Тосты и здравицы. Темы
Это небольшая речь, здравица, поднимающая на эпическую высоту кого-либо из присутствующих. При этом может использоваться укороченный сюжет из сказки, часто представленный в форме шутливого удлинённого анекдота. При этом сказочного типа афоризмы привязываются к обстоятельствам собрания.
Шаферы, ведущие стола, в древности Калики перехожие, на эти случаи имели заготовки, разбавляемые в текстах коротких сказочек, анекдотов, быличек.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Увёртки. Типы
Это всякие хитрости, поступки, уловки, чтобы отбиться от своих обязанностей, обидчиков, судей, кредиторов, врагов.
В сказках такими увёртками чаще пользуются ленивые герои. Бабьи увёртки, одни из самых популярных историй в сказках. Есть лисицины увёртки, поповские, мужиков богатых, вдовьи, чертячьи, судейские.
Часто жёны ленивые разыгрывают сценку, по-французски мелодрама, чтобы ввести стрика своего в заблуждение, отправить его за дровами, и зазвать молодца к себе.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Царевичи. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Царевны. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Цари. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Царицы. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Цыгане в сказках Жанры
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Чары Жанры
Это воздействие с помощью колдования, но не с целью нанести вред, и напротив, создать лучшее впечатление, чем оно есть на самом деле, очаровать визави, обворожив его, пленив томным взглядом, ласковым голосом. Таким образом подчинить его своей воле, очаровать.
В сказках герои часто бывают очарованы девушками русалками, которые заманивали своих жертв под воду. Черномор околдовывал девушек своей бородой.,
Чары выражаются разными способами, это и лексические формы в виде стихов, магическими действиями с использованием заклинательных фраз, выраженных в форме какого-нибудь анекдота, в который встроена древняя фраза, очаровывающая внимание человека. Это могут быть песнопения, это может быть особый ритуал с очаровывающим сценарием с использованием древних предметов, вызывающих очаровывающие воспоминания.
Отвлечь внимание, очаровать его, можно начертанием непонятных, но привлекающих внимание знаков, на стене, на дереве, на потолке, на древнем пергаменте, на стекле окна, даже на теле, к примеру на спине.
Есть оздоровительные чары, это когда внимание больного отвлекается от его недуга, он о нём забывает на некоторое время и выглядит для остальных вполне здоровым человеком. Чары используются для искоренения иных чар зловредных ведьм.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Частушки в сказках. Темы. От А до Я. Виды.
Непосредственно в сказках частушки не используются, разве только что в современных сказках. Но современные сказки все авторизуются, они не являются фольклорными.
Частушки использовали древние носители русского сказочного фольклора Калики Перехожие, которые для привлечения к себе внимания при входе в избу, распевали или воспроговаривали частушечные приговорки к сказкам. Частушку, одно, реже два четверостишия, рассказчики могли вставлять в тело сказки при её воспроизведении.
Такая частушка с нарочитой рифмой и ритмом, отвлекала внимание слушателя, настраивала на позитивный настрой, отвлекала его внимание от неприятностей сказочной драматургии.
Поскольку Калики носили сказки по разным сказочным районам, менялись и частушки, сопровождавшие сказки в качестве введения или заключения. Соответственно, частушки бывают Вятские, Пермские, лирические, бытийные.
Основная масса частушек носит уличный, сельский характер. Современные городские частушки существуют самостоятельно и со сказками никак не связаны.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Черти и бесы. Темы
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Шутки Жанры
Шутки всегда присутствовали в русском фольклоре и в его сказительности. Причём шутки, в сущности, отражали жизнь русских людей во все времена существования Русской цивилизации.
Шутки присутствовали в фольклоре в самых разных форматах. Это были Петрушкины театры, скоморошины, медвежьи потехи, райки на ярмарках, народные спектакли вокруг огневищ, озерков, источников с хороводами, анекдотами. Сюда относятся и докучные сказки, сказительные анекдоты.
Много в сказках припевалок, вставок из бывальщин, весёлых зачинов, историй с чертями, кикиморами, домовыми.
Шутка с прибауткой сыздавна была важным видом народного творчества. Она близка к пословице, поговорке, оформленных в короткий забавный рифмованный рассказ.
Шутка по своему смыслу синонимична слову, термину баять, в смысле заговаривать, часто что-то вроде оберега.
Шутка украшает сказительный фольклор, поддерживая его своей рифмованностью и ритмичностью. В шутке фигурирует то, чем люди занимаются, их отдельные черты, психологические характеристики. Это краткие выражения с шутливыми оценками местностей, речек, сёл, городков, их поселян.
===============
Самогляд. Ч-1. Русские сказки. Эпическое Жанры
Это древнейший жанр сказительного народного творчества, в котором сохраняется информация мифического и легендарного содержания об исторической драматургия семьи, рода, нации, государства, страны, цивилизации.
Эпические песни, былины, сказы, сказания, песни, гимны передавались Каликами Перехожими, странствующими по пределам и просторам Руси и России. Они собирали и изустно передавали народные повествования, сказания о прошлом, о героических событиях народной истории.
Эпические произведения отличаются своей продолжительностью. Много эпического встроено в сказки. В таком формате их проще запоминать.
===============
Самогляд. Ч-1. Словарник сказочного фольклора (1720 терминов). Виды.
===============
Самогляд. Ч-1. Типология Сказочного фольклора
===============