Найти в Дзене
Мефодий +

Теистический кодекс. Рассматриваем теизм и гуманизм.

Мы с вами увидели, что разные мировоззренческие концепции по-разному влияют на различные сферы общественного устройства. И понимать это очень важно, поскольку наш интерес продиктован не простым любопытством исследователя, нам это важно понимать для того, чтобы знать, как должно быть устроено человеческое общество в идеале. И почему люди до сих пор не смогли его создать? Что мешает этому? Какие-то внешние процессы, или причина кроется в самом человеке? Что нужно поменять? Каковы условия для счастливой жизни? И в чём заключается счастье? Нужно ли человеку больше безопасности и комфорта, или правы буддисты, настаивающие на устранении стремлений? Или всё дело в необходимости духовного роста? Другими словами, главным становится вопрос, прозвучавший в поэме Александра Блока «Возмездие»: «Что ж, человек? — За ревом стали, В огне, в пороховом дыму, Какие огненные дали Открылись взору твоему?» Так что же человек? Развивается ли он или деградирует? В чем он видит свое счастье? Впереди бесконечн

Мы с вами увидели, что разные мировоззренческие концепции по-разному влияют на различные сферы общественного устройства. И понимать это очень важно, поскольку наш интерес продиктован не простым любопытством исследователя, нам это важно понимать для того, чтобы знать, как должно быть устроено человеческое общество в идеале. И почему люди до сих пор не смогли его создать? Что мешает этому? Какие-то внешние процессы, или причина кроется в самом человеке? Что нужно поменять? Каковы условия для счастливой жизни? И в чём заключается счастье? Нужно ли человеку больше безопасности и комфорта, или правы буддисты, настаивающие на устранении стремлений? Или всё дело в необходимости духовного роста? Другими словами, главным становится вопрос, прозвучавший в поэме Александра Блока «Возмездие»:

«Что ж, человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?»

Так что же человек? Развивается ли он или деградирует? В чем он видит свое счастье? Впереди бесконечное развитие, пусть и чередующееся периодами упадка, или же крах и деградация. Или тысячелетие стабильности — «золотой век»?

Теистические мировоззренческие системы, на основании которых были созданы общества и цивилизации, срок жизни которых порой исчислялся тысячелетиями, исходили из того, что мир создан Высшей Разумной Личностью. И Создателя полагали Законодателем, Который один может определять, что есть добро и зло. И на основании правды, определяемой свыше, создавались законы, регламентировавшие жизнь человеческого сообщества. Сохранением и разъяснением положений закона и правил в теистическом обществе традиционно занимались самые достойные и умелые люди, выделявшиеся, как правило, в специализированную структуру – жреческий клан, священный род, имамат, церковь или нечто подобное. И главной, можно даже сказать, жизненно важной функцией, которую в обществе выполняет религия, является, во-первых, определение констант добра и зла, и, во-вторых, разъяснение мироустроительной концепции. В-третьих, религия выполняет воспитательную функцию, которая заключается в том, чтобы удерживать людей от звериности и развивать в них человечность. Иначе этот аспект может быть назван духовным развитием.

Вот основные общественно значимые функции, без которых человеческое общество не может обойтись. Безусловно, религия и религиозные структуры выполняли и другие функции: смыслообразующие, утешительные, обрядовые и тому подобное. Однако, данные три, перечисленные выше, как нам кажется, являются наиважнейшими для общественного устройства:

1) Определение добра и зла

2) Мировоззренческая концепция

3) Духовное развитие: от звериности к человечности и святости.

Два первых пункта мы уже исследовали ранее. Думается, есть смысл остановиться на третьем пункте более подробно. Так как религий существовало огромное количество, это создает определенные сложности для обобщения. Поэтому мы сосредоточим свое внимание на основных теистических концепциях, дошедших до нашего времени, и прежде всего будем обращаться к авраамическим концепциям, как наиболее близким нашему читателю, так и потому, что это религии, охватывающие большую часть верующих Земли. Итак, важнейшей функцией религии наряду с определением констант добра и зла, а также объяснения мироустройства, является духовное развитие: осуждение звериности и призыв к развитию в сторону человечности и далее — к святости. Давайте рассмотрим на примерах.

Прежде всего, практически любой теистический кодекс содержал запрет на несанкционированное убийство человека человеком. Запрещалось не убийство вообще, а именно незаконное убийство, так сказать, на улице или в быту. При этом многие тяжкие правонарушения карались смертью. То есть право на убийство изымалось из прав членов общества и передавалось в руки специализированных органов: власти, закона, правоохранителей, воинов. Если животное может убить соперника, защищая свою территорию, отстаивая свои права или даже просто чтобы продемонстрировать силу, то человеку, живущему в обществе, это категорически запрещено. Когда же кто-то нарушал установленные божественным кодексом или же законодателями правила, то уже закон позволял исполнителям закона наказать правонарушителя, и в особых случаях даже смертью. Лишение жизни преступника закона по приговору не считалось убийством, которое запрещал божественный кодекс или установления закона. Итак, есть лишение жизни незаконное (убийство) и законное (казнь). Первое запрещено, второе является частью закона (в том числе и божественного кодекса, повелевавшего в некоторых случаях карать смертью преступников).

Кодексом вкупе с человеческими законами регламентировались также и половые отношения членов общества. Законными, как правило, в обществе считаются половые отношения с конкретным партнером/партнерами (в случае разрешенной полигамии). От членов общества требовалось ограничиться только тем, что в той или иной степени принадлежит тебе (слуги и рабы считались собственностью господ). Тогда как брать без разрешения чужое категорически запрещалось. И это требование распространялось также и на чужие вещи.

Это оформилось в три христианские заповеди из десяти самых известных:

- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

-2

Сообщества также запрещали половые отношения с близкими родственниками. Что продиктовано реальной опасностью рождения больных детей.

Собственнические отношения также требовали регламентирования. Необходимо было урегулировать способы присвоения и передачи имущества от одного собственника другому. Возникли правовые нормы. И здесь также существует законное и незаконное присвоение имущества. К законным относятся: покупка, наследование или прием в дар. Тогда как незаконными являются: воровство, отъем силой или обманом. Закон становится тем, что отличает общество человеческое от звериного. В зверином мире чужое имущество забирают только силой или хитростью. Организованное человеческое общество звериные приемы присвоения запрещает.

Христианский кодекс запрещает также ложное свидетельство, которое выглядит сугубо человеческим пороком. Но это лишь иное проявление хитрости и обмана. Кодекс требует почитать родителей, ведь без почтения к родителям невозможно выработать почтение к Создателю.

Это требования, регламентирующие отношения между людьми. Существуют и сугубо религиозные предписания, как-то: почитание Бога, соблюдение седьмого дня недели, запрет поклонения другим богам, запрет произносить имя Бога без нужды. И это требования, которые понятны и доступны только человеку. Звери не понимают жизни и смерти, добра и зла, не знают Бога, не могут обуздать свое стремление убивать, хитрить, поскольку их главная забота – выживание. Тогда как предписания религиозного закона формируют иной стиль поведения, возвышающий человека, ограничивающий и полностью запрещающий звериные принципы поведения.

Десять заповедей христианства – это самое необходимое, минимум, без которого невозможна человечность. Это, так сказать, первичный уровень. Далее идут более «тонкие настройки», помогающие человеку поднять уровень человечности еще выше. Это борьба со страстями: гневом, завистью, жадностью, тщеславием, завышенным самомнением, эгоизмом и др. Человеку указан путь духовного развития, ведущий к человечности и далее – к святости. Для этого необходимо развивать в себе качества, противоположные страстям. Одним словом, эти положительные качества можно объединить в единую глобальную категорию «любовь к ближнему»: милосердие, щедрость, любовь, открытость, честность и т. д., и т. п.

Таким образом, христианский теистический кодекс направлен на повышение духовного развития человека, для чего:

  1. запрещаются и осуждаются нормы звериного поведения;
  2. указан путь развития человечности.

И такие же установки заложены в большинстве лучших теистических кодексов.

Возвращаясь к произведению Александра Блока, хочется процитировать еще один отрывок из поэмы «Возмездие», написанной в 1911 году. Где мы слышим всё то же мучительное размышление о человеке, дух которого погасил гуманистический туман.

«А человек? — он жил безвольно:
Не он — машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда…
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, —
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть
, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас…»

Это тем более удивительно, что такими образами поэт описывает XIX век, когда еще гуманизм только собирается выйти на мировую арену, вызревая в среде теистических сообществ. Безусловно, поэт мог вкладывать в этот образ иной смысл, однако хочется в очередной раз отметить присутствие дара интуитивного понимания скрытых от глаз процессов, развитого у гениев, юродивых и поэтов, которых за это нередко сравнивают с пророками.

Александр Смирнов (ФРАГМЕНТ КНИГИ. В РАБОТЕ)