Найти в Дзене

Воспоминания о войне и письма с фронта

Ярославцева Елена Александровна (тётя Лёля) (1909-1998) Мамина двоюродная сестра тётя Лёля вспоминает: «В 1925 году я закончила школу и поехала в Москву поступать в медицинский институт, но за молодостью лет (16 лет) меня не взяли. Тогда я поступила в медицинский техникум, который закончила в 1930 году с отличием. «В 1933 году поступила в Воронежский медицинский институт. Годы учёбы были трудные, в Воронеже было голодно и холодно. Приходилось работать, так как жить на стипендию в 45 рублей, когда килограмм хлеба стоил 400 рублей, было невозможно, а я имела уже среднее медицинское образование, работала в больнице. Я ещё в институте выбрала себе профессию отоларинголога» При распределении она выбрала местом своей будущей работы Владивосток. В июне 1938 года Елена Александровна Ярославцева получает пропуск на въезд в пограничную зону, а уже в конце июля 1938 года молодого врача Ярославцеву зачисляют на работу в поликлинику Фрунзенского района Владивостока на должность главврача скорой по

Ярославцева Елена Александровна (тётя Лёля) (1909-1998)

Мамина двоюродная сестра тётя Лёля вспоминает: «В 1925 году я закончила школу и поехала в Москву поступать в медицинский институт, но за молодостью лет (16 лет) меня не взяли. Тогда я поступила в медицинский техникум, который закончила в 1930 году с отличием.

«В 1933 году поступила в Воронежский медицинский институт. Годы учёбы были трудные, в Воронеже было голодно и холодно. Приходилось работать, так как жить на стипендию в 45 рублей, когда килограмм хлеба стоил 400 рублей, было невозможно, а я имела уже среднее медицинское образование, работала в больнице. Я ещё в институте выбрала себе профессию отоларинголога»

При распределении она выбрала местом своей будущей работы Владивосток.

В июне 1938 года Елена Александровна Ярославцева получает пропуск на въезд в пограничную зону, а уже в конце июля 1938 года молодого врача Ярославцеву зачисляют на работу в поликлинику Фрунзенского района Владивостока на должность главврача скорой помощи. Врачей в городе не хватает, поэтому она также ведёт приём лорбольных, да и не только.

«Положение на скорой бедственное. Не хватает врачей и медикаментов, но самое главное – старые разбитые машины больше стоят на ремонте, чем ездят. Елена Александровна бегает по инстанциям, выбивая мед. оборудование, бензин, запчасти и резину для машин. Но руководство отмахивается от неё как от назойливой мухи. Тогда тётя Лёля отправляет телеграмму в 250 слов на имя Сталина, в которой рассказывает о бедственном положении скорой помощи. Буквально через несколько дней её вызывают в Горком партии, где укоряют в том, что не обратилась к ним, прежде чем писать наверх, на что Елена Александровна напоминает, как месяцами обивала пороги начальников, а воз был и ныне там. После этого скорую помощь Владивостока обеспечили почти всем необходимым».

4 декабря 1938 года Елена выходит замуж за Бориса Митрофанского.

В декабре 1940 году тётя Лёля родила дочку Зиночку. К ней на помощь поспешила сестра ее матери Наталья Константиновна Каратыгина. Наталья Константиновна после смерти сестры взяла на себя заботу о 12-летней Леночке, а теперь присматривала за Зиночкой.

Началась война. Владивосток находится на противоположном конце страны от её западных границ, где уже идёт война с Германией, но её союзник, Япония, совсем рядом. Встал вопрос об эвакуации дочки из Владивостока. На семейном совете было решено отправить её вместе с Натальей Константиновной за Урал, в город Туринск. Там жила семья дочери Софьи Константиновны, сестры Натальи Константиновны.

В дороге Зиночка заболела диспепсией и умерла почти сразу по приезду. Позже тётя Лёля вспоминала, что, когда увидела родившуюся девочку, подумала, что такие красивые дети долго не живут. То ли сглазила, то ли предвидела.

В конце июля 1941 года Елену Александровну мобилизуют и назначают начальником лор. отделения 573 эвакогоспиталя.

27 августа 1942 года Елена Александровна провожает мужа на фронт. На платформе Владивостока полно народа, курят мужики, плачут женщины и дети. Обняв на прощание жену, Борис идёт к вагону.

«Если оглянется, то останется жить», загадала Лена.

Не оглянулся.

В конце 1942 у нее родился сын Юрий, но и во время беременности и потом, когда родился сын Елена Александровна не прекращала оперировать.

«За время войны Елена Александровна провела более 5 тысяч операций. Она была исключительно честным и принципиальным человеком, в партию не вступила, хотя предлагали ей неоднократно, а она то ли в шутку, то ли всерьёз отвечала: «Академик Вавилов в 70 лет в партию вступил, а я пока не «созрела».

Во время войны ей не раз приходилось сталкиваться как с отвагой, так и с трусостью. Пришёл как-то в госпиталь подполковник авиации и, глазом не моргнув, попросил об услуге:

– Помогите на фронт не попасть, поставьте вторую группу ограниченной годности. Я в долгу не останусь, один из вагонов эшелона, что в Японию идёт, ваш. А там добра хватает. Забита «коробочка» дорогой кладью: и ковры в ней, мебель, посуда и даже фортепьяно. «Согласны?» —спросил, не сомневаясь в ответе.

– У меня война самое дорогое отняла – дочь, мужа, а вы от фронта откупится решили? – ответила, сдерживая гнев, Елена Александровна. – Не получится у нас с вами ничего. Уходите.

Рассвирепел подполковник, вышел, зло хлопнув дверью, прошипел:

– Дура, пойду искать поумнее»

Войну Елена Александровна закончила в звании полковника медицинской службы. За героический труд во время войны Елена Александровна получила благодарность от Сталина и медали: «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За победу над Германией»

-2