Найти в Дзене
Движущиеся картинки

Оказывается, не для всех 90-е были лихими

Посмотрел китайский фильм «Волшебный магазин». Сюжет кажется несколько искусственным, но все же есть повод обсудить эту картину. В центре истории — подростки из приюта, которые однажды ночью оказываются в загадочном магазинчике, служащем порталом во времени. Благодаря этому мистическому явлению они начинают получать письма из прошлого. Люди из 90-х, столкнувшиеся с трудностями и потерявшие надежду, пишут дедушке Намии (в исполнении Джеки Чана), а в ответ получают вдохновляющие советы, которые помогают им справляться с жизненными испытаниями. Интрига заключается в том, что дедушки уже давно нет, а загадочный магазин открылся лишь на одну ночь, чтобы трое подростков смогли разобраться в намерениях выпускницы их приюта, которую они подозревают в желании разрушить их дом. Вместо дедушки на письма начинают отвечать сами подростки. В течение этой необычной ночи они узнают истории четырех людей, чья молодость пришлась на 90-е годы и которые прошли свой уникальный жизненный путь, предначертанн

Посмотрел китайский фильм «Волшебный магазин». Сюжет кажется несколько искусственным, но все же есть повод обсудить эту картину.

В центре истории — подростки из приюта, которые однажды ночью оказываются в загадочном магазинчике, служащем порталом во времени. Благодаря этому мистическому явлению они начинают получать письма из прошлого. Люди из 90-х, столкнувшиеся с трудностями и потерявшие надежду, пишут дедушке Намии (в исполнении Джеки Чана), а в ответ получают вдохновляющие советы, которые помогают им справляться с жизненными испытаниями.

Интрига заключается в том, что дедушки уже давно нет, а загадочный магазин открылся лишь на одну ночь, чтобы трое подростков смогли разобраться в намерениях выпускницы их приюта, которую они подозревают в желании разрушить их дом. Вместо дедушки на письма начинают отвечать сами подростки. В течение этой необычной ночи они узнают истории четырех людей, чья молодость пришлась на 90-е годы и которые прошли свой уникальный жизненный путь, предначертанный судьбой.

Интересно, что китайцы показывают свои 90-е как время светлых надежд и ожиданий (сбывающихся), веры в себя, стремления к самореализации. Герой первой новеллы Цинь Лан мечтает стать знаменитым музыкантом, но обречен жить в бедных кварталах и играть для таких же маргиналов, как и он сам. Однако ему суждено найти среди этих несчастных будущую звезду эстрады, которая сохранит его имя.

Вторая история рассказывает о самом Намии, его сомнениях и полученном пророчестве. Третья — о мальчике, который увлекается творчеством Майкла Джексона и становится известным художником. Четвертая — про девушку Ван-Ван, которая вступает на криминальную дорожку, но благодаря советам одного из подростков из будущего решает изменить судьбу, поступает в университет и становится успешной бизнесвумен.

Сюжет не претендует на оригинальность. Тема прямой связи людей из разных поколений была запущена как минимум в конце 1970-х, когда режиссер Константин Осин экранизировал рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Короткометражка получила название «Что-то не так с телефоном». С тех пор снято немало картин, в которых герои разными способами общаются через временные порталы. И каждый раз нужно обращать внимание на то, что хочет сказать автор.

Создатели «Волшебного магазина» с теплотой и благодарностью обращаются к своим, китайским 90-м. В этом периоде нет ничего «лихого», хотя в Китае тоже были бандиты, неудачные бизнесы, разрушенные судьбы, трагедии и трудности голодной жизни. Однако общая интонация фильма, как и многих других китайских картин, остается удивительно позитивной. Люди получили возможность построить лучшее будущее — и они ее использовали. Они учились, работали, копили средства, набирались опыта и не сдавались перед лицом трудностей. Особое значение имеет то, что все герои связаны друг с другом и помогают друг другу обрести счастье. Таким образом, лучшее будущее создавалось не усилиями одиночек или партийных руководителей из Пекина, а благодаря простым людям, которые вместе меняли свою жизнь к лучшему.

Вот так по-разному воспринимаются 90-е у нас и у них. Для нас это десятилетие осталось в памяти как время катастроф, а для них — как эпоха возможностей. Историки объясняют этот феномен следующим образом: социальная память — это не объективное отражение событий, а то, что общество предпочитает помнить. Реальность включает в себя множество событий, которые проходят через своеобразное сито общественного восприятия. На этот процесс влияют и различные заинтересованные группы, стремящиеся навязать обществу свою интерпретацию прошлого. В результате в разные периоды времени общество оценивает свое прошлое по-разному.

Кинематограф играет значительную роль в формировании коллективной памяти. В российском кино, например, широко раскрыта тема чик, пацанов и других асоциальных персонажей, но практически не представлены образы людей, которые занимались созидательной деятельностью — строили, учились и способствовали экономическому развитию. Это во многом формирует восприятие 90-х исключительно как эпохи упадка. По какой-то причине отечественные режиссеры отдают предпочтение сюжетам о людях с девиантным поведением, оставляя без внимания истории тех, кто жил и трудился ради общего блага.

Однако важно помнить, что ценить и уважать нужно не только отдельные периоды истории, которые кажутся нам показательными, но и прошлое в целом. Стоит находить в нем место для добрых слов и объективного взгляда.