Красивое кирпичное здание электрозавода, похожее на неоготический замок,
на фотографиях я видел давно, но ногами меня в те места никогда не
заносило. А тут увидел экскурсию по заводу, точнее по тому, что от него
осталось, и решили сходить. А то неровен час, снесут все. Сходили весьма
вовремя, буквально через несколько недель на территории случился пожар.
Поэтому даже не знаю, открыто там все сейчас или нет…
Ближе всего к электрозаводу можно попасть от станции метро
Электрозаводская – не зря же ее так назвали. Открыли ее как часть
третьей линии в 1944г.
Снаружи вестибюля стоит большая скульптурная группа рабочих с инструментами. Это метростроевцы довоенного и военного периода в забое. В
то время их труд был практически не механизирован, и метростроители пробивали тоннели практически вручную.
Если чуть пройти по Нижнему Журавлеву переулку, то можно выйти к
комплексу краснокирпичных промышленных зданий 1914г постройки. Ныне тут
барбершопы, тату-салоны и прочие магазины.
Чуть пройдя по Малой Семеновской, можно увидеть Дворец на Яузе. Несмотря
на то, что выглядит оно как типичный ДК середины XX века, построили его
еще в 1903г, а в 1947 только перестроили. Строился он как Введенский
народный дом и стал одним их десяти таких народных домов, построенных по
решения правительства Российской империи для просвещения населения
окраинных промышленных районов городов.
По инициативе Бахрушина тут был организован самодеятельный народный
театр, где ставили Шекспира, Островского и Чехова. В 1956г тут снимали
Карнавальную ночь Рязанова. В 80-х тут проходили концерты Цоя и Гребенщикова. Нынче дворец находится в частной собственности.
Чуть дальше по Электрозаводской, возле Яузы видно здание бывшего заводского общежития.
Ближе к зданию завода можно увидеть небольшой, но красивый особняк
Носова, построенный в 1903г по проекту Кекушева. Василий Дмитриевич
Носов – купец первой гильдии, владелец расположенной по соседству
фабрики товарищества Носовых, которая изготавливала платки, пуховые
одеяла и сукно для обмундирования.
В 1902г единственный сын Носова Василий женился на дочери Рябушинского.
Отец оставил ему свой старый дом, а себе построил новый – вот этот
самый. Здание стилизовали под американские коттеджи того времени.
В советское время дом национализировали, Носовых выселили, внутри было
общежитие. Само собой, весь интерьер угробили. Ныне внутри филиал
Российской государственной библиотеки, проходят всякие выставки.
Жилые дома вдоль Электрозаводской тоже хорошо смотрятся.
Дошли до собственно электрозавода. Строительству этого завода мы обязаны
Первой мировой войне. В 1914г рижское акционерное общество Проводник
было эвакуировано из Риги под угрозой немецкой оккупации и заказало
проект завода для строительства тут, в Москве. В 1915г его уже начали
строить на заболоченном участке в районе впадения реки Хапиловки в Яузу.
Проект был задуман как готический замок, но в таком стиле успели
построить только главный вход, а потом стало не до этого. В итоге, к
1921г завод достроили уже в упрощенном виде.
В 1925г был создан Московский электрозавод, которому поставили цель
выполнения плана ГОЭРЛО, сюда должны были быть переведены все московские ламповые производства.
До сих пор на фасаде завода можно увидеть лампы, которые он же и
производил. Осталось их не так много, но что есть. Раньше они все
работали и завод красиво подсвечивался.
Первым советским директором завода стал сам Булганин. В 1929г тут
изобрели победит, в этом же году приезжал Маяковский. В 1937г именно тут
были изготовлены натриевые и ртутные лампы для освещения рубиновых
звезд Кремля.
Давайте зайдем внутрь. На проходной висят мраморные доски с именами
Григория Михайловича Цветкова и Романа Алексеевича Нилендера. Первый –
это директор завода с 1937 по 1963г, второй – главный инженер завода электровакуумных приборов с 1937 по 1973гг.
Ныне завод по своему профилю не работает, территория сдается куче
различных фирм, в том числе и производственных. Например, вот есть
столярный коворкинг. Нужно вам выпустить что-то мелкосерийное, или
вообще единичное, смысла покупать оборудование под это нет, можно просто
воспользоваться арендой.
Парадная лестница мраморная, с красивыми мраморными же балясинами и перилами.
Идем по коридору главного здания. Довольно типично-промышленные пейзажи, но за каждой дверью ныне сидят не отделы и управления завода, а
отдельные организации.
Электрораспределительные шкафы, похоже, еще с советских времен.
До недавних пор на территории еще оставались двери и таблички с тех
самых первых лет существования заводов, но арендаторы часто меняют эти
старые двери на современные, поэтому эти таблички остаются лишь на
фотографиях.
Межэтажные лестницы точно не знали ремонта с 80-х…
Зачем закрашивали окна, непонятно…
Перила оригинальные, под готику, в рамках стилистики главного фасада.
Периодически территория завода напоминает заброшенную Припять. Можно фильмы про постапокалипсис снимать.
Подвал. Тут все сурово:).
На этой суровости пока остановимся. Продолжение следует.