Найти в Дзене

Современная "Азбука" способна вызвать дислексию!

Невероятно, но факт. Современные учебники созданы так, будто все будущие первоклассники уже читают, не имеют нарушений речи и вообще, за их спиной годы занятий с логопедом, дефектологом и репетитором. Кроме того, что я врач, я ещё и мама. И последние годы всё чаще сталкиваюсь с парадоксальностью нынешних школьных программ. А последние исследования, опубликованные в сборнике по результатам очередной научно-практической конференции, посвященной этому вопросу, помогут нам расставить все точки над i. А также мы посмотрим как же выглядело обучение чтению раньше и почему всевозможных "дислектиков" и "дисграфиков" практические не было. Начнем с понимания терминов. Что же такое дислексия? Дислексия -это нарушение технических и смысловых характеристик чтения, то есть ребенок  читает, но медленно, по слогам или даже буквам, не может перейти к чтению целыми словами, делает такие ошибки, что сам не понимает прочитанного. Несмотря на широкое распространение программ раннего развития для детей дошко
Оглавление

Невероятно, но факт. Современные учебники созданы так, будто все будущие первоклассники уже читают, не имеют нарушений речи и вообще, за их спиной годы занятий с логопедом, дефектологом и репетитором.

Кроме того, что я врач, я ещё и мама. И последние годы всё чаще сталкиваюсь с парадоксальностью нынешних школьных программ. А последние исследования, опубликованные в сборнике по результатам очередной научно-практической конференции, посвященной этому вопросу, помогут нам расставить все точки над i. А также мы посмотрим как же выглядело обучение чтению раньше и почему всевозможных "дислектиков" и "дисграфиков" практические не было.

скриншот автора
скриншот автора

Начнем с понимания терминов. Что же такое дислексия?

Дислексия -это нарушение технических и смысловых характеристик чтения, то есть ребенок  читает, но медленно, по слогам или даже буквам, не может перейти к чтению целыми словами, делает такие ошибки, что сам не понимает прочитанного.

Возможные причины развития

Несмотря на широкое распространение программ раннего развития для детей дошкольного возраста, формирование навыка чтения по-прежнему является центральной задачей обучения в первом классе.

Первоклассники осваивают чтение в соответствии с программными требованиями. Однако, на качество обучения и мотивацию младших школьников к овладению данным навыком значительное влияние имеет предшкольная подготовка детей.

Исследования на эту тему

В одном из исследований методом анкетирования детей и взрослых пришли к выводу, что большая часть учеников (82 %), овладевает навыком чтения еще до школы. Из них более 40 % научились читать, обучаясь по программам детского сада, 34 % –в семье, и только 18 % – уже в школе.

К тому же, в группу детей с трудом осваивающих чтение, попали дети с нарушением речи (12,5 % ). А это как раз дети, входящие в группу риска развития дислексии. Эти первоклассники испытывают большие трудности при овладении чтением, а в дальнейшем реже читают, чем их сверстники с нормальным речевым развитием.

Ещё в одном любопытном исследовании детям давали читать тексты "по возрасту" и "не по возрасту", то есть чересчур сложные стилистически, сложного смыслового содержания и так далее. И неудивительно, что в группе читающих литературу "не по возрасту" результаты чтения были значительно хуже. Что не только делало невозможным понятие смысла написанного, но и значительно снижало мотивацию к дальнейшему чтению. Это особенно четко прослеживалось у первоклассников, которые ещё не освоили даже все буквы.

  • Это важно! Ведь современные учебники построены именно по такому принципу, ещё до изучения определенной буквы даётся текст для чтения, содержащий неизученные буквы!

Также современный учебник грешит тем, что освоить программу первого класса без родителей АПРИОРИ невозможно! (Вот условные обозначения с первых страниц учебника 🙈

скрин автора
скрин автора

Из семи видов активности, которую предусматривает программа, первоклассник может самостоятельно выполнить два, а если он ещё НЕ ЧИТАЕТ, то один.

Детальное сравнение учебников

Переходим к сравнению, сегодня это будет современная азбука, по которой учится мой сын и букварь 1987 года выпуска, по которому когда-то училась я.

коллаж автора
коллаж автора

Начнем с объема

Букварь моего времени умудрялся научить детей читать за 136 страниц, большинство из которых (вы увидите далее) были и вовсе одними картинками. В современной азбуке 2 части (первая на 129 страниц и вторая ещё 114 страниц).

Начало

Первая информация для школьников в учебниках появляется на странице 4⬇

коллаж автора.
коллаж автора.

Судя по знакам на современной азбуке, это страница для родителя, а не для ребенка. Ну ладно, Предположим, что мы имеем крайне заинтересованных в обучении родителей с массой свободного времени.

С точки зрения психологии нечитающий ребенок не прочитает ничего ни на первой, ни на второй странице. Но второй вариант ещё не предполагает чтения вовсе, а только развивает зрительно-логическое восприятие.

Именно на это опирается большинство методов коррекции нарушений чтения и речи. В конце мы разберем их все.

Скажу сразу, современный учебник, это ад для детей с дислексией. Но это могло бы остаться проблемой школьных психологов или логопедов, если бы этот учебник не влиял на здоровых детей. В последних публикациях есть сведения, что до 40% детей имеют регресс (то есть ухудшение) способности к чтению к концу первого класса.

Первая буква

Оба учебника начинают изучения алфавита с буквы "А". Но... в первом случае ребенку снова не обойтись без взрослых. А также сразу идёт правило, которое необходимо выучить наизусть..😵

коллаж автора
коллаж автора

Стройность повествования

Второй изучаемой буквой будет "О", вот только в современном учебнике, перед тем как познакомиться с этой буквой на странице 25, есть странная страница 24:

Вот скажите мне "зачем?" Зачем перед тем как изучить произношение, написание буквы и правило её использования давать текст с буквой "о" для самостоятельного прочтения? Я уже не говорю о том, что в тексте полно букв которые ещё не изучены по программе.

Дальше страницы можно рассматривать и ужасаться ещё 100 раз (примерное количество страниц), но самое главное уже понятно.

Если ваш ребенок идёт в школу, не зная все буквы и не умея читать, то обучиться по этому учебнику КРАЙНЕ ПРОБЛЕМАТИЧНО. Весь первый класс вы будете сидеть пару часов в день возле ребенка, объясняя и обучая, что от него требует учебник и педагог.

Помню на каком-то канале автор пытался убедить родителей, что помогать ребенку с домашкой в первом классе - это нормально. Это ведь совсем не сложно, для этого не нужно иметь никаких особенных знаний (ага, кроме педагогических), для этого не нужно много времени (по моему опыту от часа до двух, которые можно было бы провести куда как приятнее) и тому подобное.

Вот вам, например, буква "Т", согласные в учебниках уже появляются в разном порядке.

коллаж автора
коллаж автора

Конец книги

В конце учебника уже идут короткие тексты, которые ребенок должен прочитать самостоятельно, но и тут есть нюансы.

коллаж автора
коллаж автора

Что помешало авторам учебника написать задания под текстом, тем же крупным вменяемым шрифтом и дать возможность ребенку, хотя бы к концу учебника развить самостоятельность и справляться без взрослых, не понятно.

Может быть этим займётся вторая часть? Заглянем на секундочку. Ах вот оно что! Оказывается мы ещё не изучили 13 букв алфавита. (40% от всех имеющихся,кстати) Чем только занимались всё полугодие, не понятно.

коллаж автора второй части азбуки
коллаж автора второй части азбуки

И к концу второй части уже идут "небольшие" "очень легкие для понимания" тексты и кусочек случайно свернувшего не туда "природоведения" (сейчас это называется окружающий мир)

коллаж автора. Автор и сам в шоке.
коллаж автора. Автор и сам в шоке.

Остаточный уровень знаний

И всё вышеизложенное можно было бы принять за ворчание вечно недовольных образовательным процессом родителей, если бы не практически полное отсутствие остаточных знаний у выпускников школ. Такие исследования проводились многократно (можете поискать в сети самостоятельно), и большинство из них говорит о том, что без глубинного понимания предмета, всё это утрачивается очень быстро, верно ответить на вопросы школьной программы сумели 17% людей в возрасте до 30-ти лет.. Причем при опросе людей 30+ возраста уровень остаточных знаний оценивается около 70%.

В этом, конечно, есть и заслуга ЕГЭ, возможно, если тема будет интересна читателям, я тоже попробую рассмотреть её с психофизиологической и медицинской точки зрения.

То, что с каждым годом детей с дислексией становится больше тоже можно с одной стороны трактовать как улучшение диагностики. Но с другой стороны очевидно, что с каждым годом людей с грамотной, богатой речью, особенно среди молодежи, становится меньше. Диалоги в современном российском кино, к сожалению, тому подтверждение. А ведь это слова по сценарию, над которыми не нужно думать, это не прямой эфир и можно сделать 1000 дублей.

В годы расцвета нашего театра на актерских факультетах преподавали такое искусство, как сценическая речь. Смысл науки в том, чтобы быть слышимым и понятым в дальнем углу галерки, но при этом не потерять правдивости повадок и достоверности интонаций. Это высокое искусство, не владея которым, театр лишается своего главного орудия - золотого звучащего слова. Говорить внятно и при этом естественно - считалось важнейшим признаком профессионализма.
Валерий Кичин — российский журналист, кино- и театральный критик.

Что делать с дислексией

Конечно же в первую очередь, при любых трудностях с образовательным процессом стоит посетить хотя бы психолога. При необходимости вас направят дальше.

Если же диагноз уже выставлен или имеются неоспоримые данные , предположить наличие у ребенка дислексии, нужно согласовать со школой особенности его обучения, возможно там имеются специальные классы. Это не ЗПР. Ребенок, который имеет трудности в учебе далеко не всегда отстает от сверстников в интеллекте.

Что можно сделать самостоятельно:

1. Адаптировать правила

Дислексикам обычно сложно воспринимать вербальную информацию. Километровые правила им не помогут писать грамотно. Нужно запомнить основное Чем меньше букв, тем лучше!

коллаж автора
коллаж автора

2. Облегченное домашнее задание

Дети с дислексией быстрее утомляются, чем нормотипичные дети. Не стоит их грузить многочисленными дополнительными заданиями и тренировочными прописями – будет только хуже. Также этим детям не стоит выполнять домашнее задание сначала на черновике: к моменту переписывания в тетрадь ребенок устанет и сделает еще больше ошибок. Ограничивайте выполнение задания по времени, к примеру 20 минут. Сколько сделал, столько сделал. Лучше несколько подходов, чем мучительный марафон.

3. Разрешите исправлять ошибки

Пусть в тетради будет грязь, пусть на это хмуро смотрит учитель, всё же главная цель - научиться, а не получить "пятерку". И самоисправление – это важный шаг на пути формирования контроля, вначале следового, а потом упреждающего. То есть сначала ребенок исправляет, а потом научится заранее видеть ошибкоопасные места.

4. Успокоиться

Этот пункт не менее важен, если у ребенка проблемы с учебой, необходимо поддерживать его, не ругать за ошибки. Больше читать вслух, подбирать ребенку книгу, чтобы ему было интересно и несложно воспринимать информацию, благо сейчас хороших детских изданий предостаточно.

Вывод

К сожалению в какой-то момент образование свернуло не туда. Ещё в институте у нас был курс по "гигиене детей и подростков", на самом деле это не о той гигиене, это касалось условий обучения детей, пребывания их в садиках, летних лагерях, с учетом физиологических особенностей. Нас учили организации образовательного процесса, чтобы он в первую очередь не приносил вреда здоровью!

И это очень трудоёмкий процесс, который практически полностью переложен современными реалиями на родителей. Оттого и появляются вот такие комментарии (листайте):

С удовольствием почитаю ваше мнение в комментариях. До новых встреч на канале.