Эту статью я пишу не для того, чтобы в очередной раз похвастаться успехами любимого актёра, и уж точно не для того, чтобы разжечь новые споры. Скорее для того, чтобы положить им конец. Как-то раз в комментариях разгорелась очередная бесполезная и бесплодная, на мой взгляд, дискуссия об актёрских способностях одного из самых ярких молодых актёров Китая. И в ходе неё мне заявили, что все мои аргументы бездоказательны. Что если я говорю о признании актёра авторитетными критиками, киноблогерами, режиссёрами и коллегами по актёрскому ремеслу, то надо всё это сопровождать конкретными примерами, цитатами, желательно с глубоким анализом игры актёра и объяснением, по каким критериям автор отзыва эту игру оценивает. А вот представьте себе, такие примеры у меня есть, и немало! Но не в комментарии же пихать десятки отзывов? Так что в этой статье я выполняю обещание, данное оппоненту, и привожу достаточно авторитетные отзывы о работах актёра, которые помогут понять, почему его талант уже признан в профессиональных кругах и называть его "никаким актёром" или "бездарностью с хорошими связями/менеджерами" как минимум некорректно. А как максимум - стыдно, поскольку это выдаёт неосведомлённость и предвзятость "критика".
Лирическое отступление: почему вообще стоит об этом говорить. Ну есть даже в нашем китаефандоме нелюбители Ван Ибо, у каждого актёра такие есть, подумаешь проблема, невозможно нравиться абсолютно всем. Да, ситуация, в принципе, обычная, но есть нюанс. О Ван Ибо в последнее время говорят и пишут почти неприлично много. В Китае он действительно крупнейшая звезда нового поколения, а наши блогеры, пишущие об азиатском шоу-бизнесе, стараются не отставать от трендов. И на волне всего этого новый зритель, который не знаком с его работами, может ожидать каких-то феерических впечатлений. А ведь у каждого в голове существует своё представление о "хорошем" актёре. Для кого-то эталоны, например, Джек Николсон, Леонардо ди Каприо или даже Александр Петров. Зритель сравнивает увиденное с эталоном - и оно, к примеру, не совпадает. Потому что у разных актёров разный стиль игры, типаж, амплуа, харизма и прочее. Даже конкретная роль, персонаж, которого увидел зритель, может не понравиться, в чём уж совсем вины актёра нет.
Но куда проще, посмотрев пару работ, сделать поспешный вывод, что если меня "не зацепило", значит актёр плохой. И вот уже строчатся комменты типа "посмотрела я на этот ваш хвалёный талант - актёр-то на самом деле никакой, и почему он так прославился? Пиар и хороший менеджмент, больше ничего". Причём менее знаменитые актёры широкую публику не привлекают, о них узнают случайно, увидев их работы, пишут и читают о них в основном поклонники, а посторонние проходят мимо. А на мегазвёзд обрушивается много безосновательной критики от прохожих. Кому-то просто надоедает видеть их имена везде, это тоже минус слишком активного пиара - поэтому я, например, на своём канале не пишу о любимых звёздах каждый день. Ну вот сегодня пишу, потому что есть вопрос, который обещала прояснить😉. Помогут мне в этом материалы, собранные автором отличной группы ВК Wang Yibo dreams, большое ему спасибо!
Каждый из цитируемых отзывов относится к какой-то конкретной работе, к определённому фильму или сериалу, поэтому я буду приводить их в порядке выхода работ, от более ранних к более поздним.
Неукротимый: Повелитель Чэньцин (2019)
Начну с роли Лань Ванцзи, естественно, о ней было множество восторженных отзывов от зрителей, но, поскольку мы сейчас говорим не о них, а о более-менее профессиональных рецензиях, приведу фрагмент отзыва обозревателя американского сайта vox.com Aja Romano: "Страстное стремление Ван Ибо доносит до зрителя через завораживающие микроскопические изменения выражения лица, в которых удивительным образом содержатся эмоции глубиной с Большой Каньон, сбивающие вас с ног". Весьма точное и профессиональное описание, а вот и полная версия обзора.
Быть героем (2022)
Хорошо известен поклонникам и отзыв режиссёра сериала "Быть героем", Фу Дунъюя, зафиксированный в документальном сериале "Моё наследие и я, сезон 2" (2021) - у нас серию с Ибо можно посмотреть с субтитрами. Там режиссёр после съёмок сцены плача в машине говорит: "Думаю, это настоящий талант. Настоящие эмоции. Не каждый, кто проучился 4 года или даже 8 лет, так сыграет".
Мой друг (2022)
В том же году вышел короткометражный фильм "Мой друг", в котором Ибо сыграл с легендарной актрисой Чжоу Сюнь. Фильм был представлен на Берлинском кинофестивале. Вот отрывок из рецензии на него, опубликованной в феврале 2024 года в критическом блоге "Оценочная мастерская" на платформе WeChat: "Фильм требует, чтобы выражение лица актера было плавным, естественным, тонким и соответствовало реальности и стилю картины. Ван Ибо проделал отличную работу в этом отношении. Движения, их контроль и баланс, а также обработка деталей очень хороши... Хотя кажется, что в его игре нет «ослепительного актерского мастерства», но зрелость Ван Ибо как актера была показана полностью. Он избежал многих возможных ловушек, досконально вник в роль, полностью оживил персонажа и позволил нам узнать о нём всё".
А режиссёр Чжан Далэй сказал о его игре так: "Играть Ли Мо непросто, потому что у него нет больших движений, нет яркой сюжетной линии, всё через внутренние эмоции, а их сложнее выразить. Он мог бы выглядеть скучно, но он справился."
Безымянный/ Скрытый клинок (2023)
Дальше пойдут отзывы о работах в полнометражном кино - внимание критиков к таким работам традиционно выше, поэтому и отзывов больше. Итак, вот отзывы о первом его фильме, вышедшем в прокат - "Безымянный"/“Скрытый клинок". Рецензент Blood brothers films пишет: "Самым большим сюрпризом "Скрытого клинка" стал Ван Ибо, который является одним из хедлайнеров фильма. Хотя в начале фильма его персонаж кажется почти второстепенным, по мере развития фильма он становится все более заметным, и его игра только набирает обороты с каждым важным для него эпизодом... И в последние моменты фильма видно, что он сделал все возможное, чтобы соответствовать уровню Тони Люна".
Аккаунт под названием "Гонконгский союз поэтов" даёт такую оценку: "Самое выдающееся в фильме — это молодой актер Ван Ибо, который практически управляет экраном во второй половине, с красочными сценами и бесконечными кульминациями. Игру Ван Ибо в "Безымянном" можно назвать "спектаклем вне времени".
Обозреватель американского сайта vox.com Aja Romano тоже не оставляет эту работу без внимания: "Он погружается в измученную душу господина Е, он кипит и бурлит, и полностью изменяет настроение всей сцены единственным резким взглядом. Подобный дебют - такого молодого актёра, в такой сложной роли, да ещё бок о бок с одним из величайших китайских актёров современности, да при этом с репликами на четырёх языках - очень примечателен. Игра Ибо позволяет охарактеризовать этот фильм как "неожиданное удовольствие".
А вот что говорит сам режиссёр, Чэн Эр, в одном из интервью: "Персонаж, которого сыграл Ибо - у меня не было других вариантов, кто бы мог его сыграть. У нас был только один актёр и это Ван Ибо. Затем это подтвердилось, он действительно был самым подходящим на роль. Он очень хорош. Он может быть актером и играть, и он очень для этого подходит. На самом деле, это было немного больше чем счастливое сотрудничество. Он внес свой вклад, это факт".
Старший коллега, выдающийся актёр, лауреат премии Венецианского кинофестиваля Тони Люн Чу Вай также высоко оценил работу Ибо, сказав, что тот действовал очень тонко и что он будет очень хорошим актёром.
Король неба (2023)
О работе в "Короле неба" говорилось меньше, это всё же экшен-фильм, тем не менее есть отзыв режиссёра, Лю Сяоши, - это он говорил на московской пресс-конференции, посвящённой прокату фильма в России: "Ван Ибо очень ответственно подошел к съемкам, он полностью посвятил себя этому фильму. Он мог позвонить поздно ночью, чтобы обсудить детали съемок, записывал свои соображения по каждой сцене. И он очень талантливый актер."
Шаг к мечте: Раз и навсегда (2023)
Немало хороших отзывов собрал "Шаг к мечте: раз и навсегда". Вот отличный отзыв от PR-менеджера организации, связанной с CCTV, главной телекомпанией Китая: "Выступление Ван Ибо на съемках тоже очень хорошее. Если "Безымянный" - его ступенька, "Король неба" - шаг через порог, то теперь он вошёл в комнату. Я даже думаю, что его вклад - самый большой в этом фильме. Почему я так говорю... Тема хип-хопа - это область, с которой он знаком, но представленный образ персонажа сильно отличается от него самого... Они вообще два разных человека. В области, с которой человек знаком, трудно отказаться от первоначальной модели и сыграть другую роль, которая имеет некоторое сходство с ним самим, но всё же отличается - так что он он проделал хорошую работу". Очень тонко подмечено! Все же говорят: "Ой, да там он сам себя сыграл!" - а нет, ничего подобного, и внимательный профессиональный критик это увидел!
Актриса Лю Минтао, сыгравшая маму Чэнь Шо, отзывалась о работе Ибо так: "Я считаю, что Ибо очень хорошо показал состояние Чэнь Шо в тот момент - то, как он вытирал слезы, это выражение неловкого плача... игра была действительно хорошая".
Ну и режиссёр фильма Да Пэн в интервью Beijing New Entertainment сказал: "Он очень предан этой роли. Когда фильм начинается, он все еще Ван Ибо. Но вскоре он - Чэнь Шо. Во время съёмок он брал на себя инициативу, чтобы рассказать мне о своём понимании многих моментов сценария, обсуждал это со мной, работал над деталями.
Ещё один критик, под ником 文艺新评 , пишет: "Чтобы судить об игре актёра, мы должны смотреть не только на его реплики и выражение лица, но и на движения его тела. Весь фильм строится на основе этих сложных действий профессионального уровня, а затем наполняется эмоциями и историями. Среди этих историй самой трогательной является настойчивость Чэнь Шо в достижении своей мечты и его семейные чувства. Да, игра Ибо в "Энтузиазме" выдающаяся... Во время проката фильма в прошлом году сцена плача Чэнь Шо и его матери стала популярной на Douyin, набрав более 6,7 миллионов лайков и сотни тысяч комментариев, восхваляющих актерское мастерство Ван Ибо. Это показывает, что хорошее эмоциональное выражение... всегда затронет чувства аудитории."
Война веры (2024)
С выходом этого сериала сомнения в актёрском таланте Ибо пропали даже у тех, кто ухитрился проигнорировать его замечательные работы в полнометражках. Киноблогеры хвалили его наперебой. Например, критик под ником 门徒电影 пишет: "Многие люди увидели актера Ван Ибо, который стал более глубоким, объемным и полным исполнительских способностей. Конечно, он многое доказал ещё на большом экране. Но на этот раз он продемонстрировал свое мастерство во множестве аспектов, таких как пластика, эмоциональный контроль, оригинальное звучание голоса и эмоциональный всплеск, и показал это всем в известных сценах. Например, в "Войне веры" есть... сцены с выпивкой, несколько сцен с плачем и выступления в очень взволнованном состоянии".
Много хорошего написал и автор 那些不团结的人: "Персонажи, обладающие истинной красотой, встречаются редко. Этот вид красоты не ограничивается внешностью, в них все красиво - от внешнего вида, формы тела, поведения, до речи и мыслей, независимо от того, плачут они или смеются, неподвижны или в движении - в любом из этих состояний они прекрасны. Красота тела - результат многолетних упражнений, а выражение мыслей и интерпретация эмоций - результат таланта и прилежной учёбы. Таково мое понимание актёрской игры Ван Ибо. Как только вы узнаете этот вид игры, вы понимаете, что ему трудно подражать или превзойти его, потому что все персонажи, которых он создаёт, несут на себе отпечаток уникального актерского таланта. Ван Ибо очень хорошо умеет творчески интерпретировать персонажей со сложными характерами и прошлым, таких, как Вэй Жолай, который несёт в себе и невинность и зловещее выражение, простодушие, мягкость и упорство, вовсе не святой, но полный истинного жертвенного духа - всё это гармонично объединено в Вэй Жолае…"
А вот ещё один автор, с ником 飞升顶流的一天 , впечатлён этой великолепной работой: "Самое большое ощущение после просмотра "Войны веры" - это то, что актерский путь Ван Ибо и правда широк. Он использовал "игру глазами" в фильме "Безымянный", и в роли Вэй Жолая различные сцены с его игрой глазами тоже были чрезвычайно впечатляющими. Во время прохождения стажировки в банке его взгляд был таким упрямым и преданным... В других сценах он произносил жесткие слова, и хотя выражение его лица не было злобным, этого было достаточно, чтобы заставить такого безжалостного персонажа, как Линь Цяосун, задрожать от страха... Сцены его плача терзают ваше сердце... Ему не нужно кричать во все горло, чтобы ваше сердце было полностью разбито. Удивительно, как ему удавалось так красиво плакать, не скрывая своих эмоций. Обычный персонаж, “маленький человек”, получился плавным и естественным, да и с образом “благородного господина” удалось справиться также ловко. Ничто не было наигранным, актёрская игра была на высоте".
А вот отзыв газеты Цзэфан Дэйли с упоминанем слов режиссёра сериала: "Брат Вэй Жолая... умер из-за чрезмерной кровопотери. В этой сцене Ван Ибо прекрасно изобразил и боль и страх Вэй Жолая... Режиссёр сериала Яо Сяофэн сказал: «В такое ужасное время, если у вас есть брат-коммунист, а вы хотите пройти собеседование для приема на работу, первое, что вы ,почувствуете, — это страх. Меня впечатлил Ван Ибо в этой сцене, и после её съёмки вся команда ему аплодировала».
И отрывки из интервью режиссёра Яо Сяофэна, которое он дал SINA Еntertainment в марте 2024 года: "Он очень хорошо находит способ выразить нужное состояние. Он разберётся сам, большую часть этой работы Ибо делает самостоятельно. Потом, когда он появляется на съемочной площадке, то, что он приносит вам, очень реально, он уже полностью подготовлен - он привносит такой настоящий жизненный опыт. Сначала он обращается к личному опыту, к своим переживаниям, а затем трансформирует это в переживания персонажа... В одной сцене он нас так впечатлил, что мы все ему аплодировали. Вся команда была уверена в себе, потому что они подумали: "О, Ван Ибо справился отлично!"... И поскольку его игра была настолько хороша и настолько реальна - он действительно смог очень быстро вжиться в эту роль -, я подумал, это очень хорошо".
Ну вот, думаю, этого хватит для тех, кто просил меня привести мнения специалистов и критиков. Никого не призываю любить и восхищаться, это личное дело каждого, стоит просто признать факт: никакой пиар не поможет сделать ножку маленькой, а сердце большим из бездарности хорошего актёра, о работах которого положительно отзываются и критики, и профессионалы кино. Так что можно не любить актёра, это нормально и не возбраняется, всегда есть "ваши" актёры и "не ваши", с кем у вас есть "резонанс" и с кем нет. Но оценка профессионализма - это другое дело, личная любовь или нелюбовь конкретного зрителя не имеет к этому отношения. Мы можем спорить хоть сутками напролёт - но чтобы разрешить споры, для этого есть специалисты, чьё мнение в итоге и оказывается решающим. Это справедливо для любой профессии, не так ли? В общем, надеюсь, что вопрос закрыт.
А для тех, кто и так в курсе, что Ибо отличный актёр, эта статья будет поводом ещё раз побеседовать о нём, потому что мы очень скучаем, ведь в последние несколько недель от него никаких новостей, с головой ушёл в исследования неизведанного... Очень надеемся, что, отдохнув от съёмок, в этом году он вернётся к актёрской работе и снова порадует классными фильмами и сериалами. И уже получит наконец заслуженную премию.
Вот давайте и побеседуем тихо и мирно, спорить ну совсем не хочется, да и не о чем.