Очаровательная неполиткорректная комедия, в котором старушка, лишившаяся горячо любимого супруга и пекарни, из-за бедности решилась на сотрудничество с русской мафией.
Альтернативные названия:
- Paulette
- Полетта. Во все тяжкие
Комедия, как вы поняли, криминальная. А бабулька, поскольку явно не может заниматься ограблениями, решила приобщиться к делу распространения веществ.
Социальная повестка
Сложно сказать, за что именно мне понравился этот фильм. Возможно, из-за тесной связи Франции со всяким революционным и социалистическим, французские авторы намного более комплексно и глубоко изучают социальные вопросы.
Потому что когда они показывают вот эти все темы старости, социального неравенства, изменений личности и общества под влиянием обстоятельств, – ты веришь. Не говоря уже о том, что в чёрном юморе и гротеске господа явно знают толк.
Бытовая человеконенавистница
Полетта – старушка 75 лет, которая живёт где-то в парижском пригороде. Хотя по факту, её жильё напоминает больше хрущёвку: серые однотипные здания, грязь, разруха, хулиганьё из диаспор и заигрывающий сосед из квартиры напротив.
Полетту раздражает абсолютно всё: шумные соседи, мигранты, зять-полицейский (афро/анцуз), и даже внук получил прозвище «Черныш». Но тут стоит понимать, что у Полетты в жизни было две радости – супруг и пекарня: однако первый умер, а вторую пришлось продать под азиатское кафе, из-за чего у главной героини развились активные националистические настроения.
При этом бестолковая дочь постоянно крутится на нескольких работах, требуя оставить нелюбимого внука. А социальные службы уже несколько раз приходили к Полетте, пытаясь описать имущество за долги. Вот как раз во время очередной описи и изъятия банального телевизора, она случайно видит убегающего от полиции дилера, подбирает сброшенный брикетик и приходит к мафиозе, желая вступить в бизнес.
В какой-то момент в рамках сюжета внук из мести бабушке всыпает вещества в выпечку для подруг, и Полетта задумывается о том, что проще продавать булочки и торты, нежели «чистую» запрещёнку.
Яркий сюжет
Как ни парадоксально, но «фантастичность» идёт сюжету в плюс. Из-за стычек с мелкими бандитами, случайной встречи с бандитами покрупнее и инцидента с выпечкой, авторы фильма позволяют зрителям пройти через разные эмоциональные состояния. Тут можно и посочувствовать Полетте, и погневаться на неё, и порадоваться за старушку:
- проблемы пожилых людей;
- извечные долги и кредиты;
- столкновение с бизнесом веществ;
- «кондитерский» бизнес, популярный у пожилых хипстеров, студентов и бизнесменов;
- коллеги-старушки, доверчивый зять-полицейский, конкурирующие банды...
Удивительная гармония между по-молодёжному бунтарским духом Полетты, и вызывающими искреннее сочувствие гранями, свойственными реальной жизни – причём не только Франции, а вообще любого спального района любой страны современного мира.
Нелепая критика
По традиции, сейчас заставляю нейросети делать мне сводку критических и позитивных отзывов. Как ни странно, критики не удивили:
- пропаганда веществ;
- расистские шутки;
- предсказуемость.
Первые два пункта, если честно, удивили. И не удивили.
В смысле, было вполне ожидаемо, что именно к ним придерётся большинство. Но в то же время абсолютно удивительно, что современные люди искренне возмущаются в чёрной комедии элементам чёрного же юмора. Над чем в принципе он должен шутить, как не над самыми низменными и порочными аспектами жизни?
Иронично, что примерно в тот же период глумление «Шарли Эбдо» над разными конфессиями считалось чем-то нормальным.
Хвалебные отзывы
Но, кстати, даже критики отметили, что фильм оригинальный. Злокозненных старушек в художественных произведениях масса, но чтобы прямо старушек-преступниц? Таких уже не очень много. Тем паче, что Полетта не шибко-то раскаялась в своих преступлениях.
Едкий, провокационный юмор – это здорово. Хочу отметить, что до уровня «Бората» не опускается (да, мне «пранки» кажутся абсолютно мерзкими), но в художественной форме тыкает в болевые точки общества. Плохо, что ли?
Главная героиня – фантастический антигеройский микс: она невероятно обаятельная, но в то же время ты понимаешь, насколько этот персонаж злобный и токсичный. Возможно, в силу жизненных обстоятельств, но разве окружающим от этого проще переносить гадости?
Вещества же, как ни странно, это именно что художественный инструмент. Это не попытка пропаганды, а попытка максимально ярко, экспрессивно показать, до чего может дойти абсолютно рядовой человек (старушка!), сталкиваясь с уже привычными для современников проблемами безденежья. На всякий случай, Полетта буквально копалась в мусорных баках – к разговору о том, что она «бессмысленно» озлобленная.
Что хорошего?
«Полетта» – вызов людям в белых перчаточках и с ажурной салфеточкой на груди. С помощью экстравагантной старушки он частично ломает стереотипы, через её образ и образ окружающих ломает массу стереотипов: когда даже бандиты оказываются человечнее социальных служб.
При этом фильм вызывает эмоциональную вовлечённость. На мой взгляд, не полную и не во всём, тем не менее, Полетте хочется сопереживать. В какой-то момент даже понимаешь, как и почему сложилась её судьба.
Оценка: достойный фильм
От меня фильм «Полетта» 2012 года получает 8 баллов из 10, потому что это прекрасный образец французского юмора.
По крайней мере, его просмотр оставил у нас положительные впечатления.
Кому смотреть?
Пожалуй, тем, кто ценит чёрный юмор и не слишком зациклился на повестке последнего десятилетия – вот эти вот все BLM и прочее. Хватит навешивать на комедийный жанр цепи бессмысленных ограничений.
Неоднозначный сюжет и яркая актёрская игра дают колоритное сочетание, до которых Сарик Андреасян когда-то пытался добраться своим «комедийным» кивном, да так и не смог. Видимо, запнулся о творчество Тарковского и не углядел.
P. S. Вот, удалось доползти до компьютера и очередного обзора, хотя в последний год не очень активно смотрим разные кины – сил нет.
P. P. S. Иронично, что выше трейлер – с канала «Триколора» девятилетней давности, а сейчас даже сказанное в трейлере можно писать лишь иносказательно.