Дипломная работа посвящена актуальной проблеме повышения эффективности продвижения туристского продукта в условиях растущей конкуренции и сложной экономической ситуации. Рассматривается значение стратегического управления и маркетинга для развития отрасли туризма в России, подчеркивается необходимость перехода от оперативного менеджмента к клиентоориентированным подходам и активному стимулированию сбыта. На основе анализа мировых тенденций, теоретических концепций и хозяйственной деятельности конкретной туристской фирмы ООО «Круиз» (г. Волгоград) разрабатывается комплекс практических мероприятий по совершенствованию системы продвижения ее услуг, направленных на удержание и расширение клиентской базы, с последующей оценкой их потенциальной эффективности.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
В настоящее время отрасль туризма во многих странах мира выходит на позиции одной из ведущих отраслей народного хозяйства. На ее долю приходится около 10% мирового валового национального продукта, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов [70]. Кроме того, постоянное появление новых видов туризма способствует поэтапному переходу на все новые и новые витки развития отрасли.
Известно, что туризм относится к высоколиквидной отрасли, т. е. отрасли с быстрой отдачей. Однако, как показывает российская практика, вклад туризма в национальную экономику явно недостаточен, что обусловлено не столько слабыми инвестиционными возможностями перевода туризма на качественно новый уровень, сколько состоянием существующей системы управления туристским предпринимательством [13, с. 10].
Практика управления туристским бизнесом (да и другими отраслями) показывает, что преобладает менеджмент текущей ситуации, т. е. оперативное управление с большим или меньшим уровнем профессионализма. Как правило, вопросы стратегического развития и управления у руководителей верхнего звена не являются приоритетными, что негативно отражается на эффективности текущего управления. Позитивный опыт использования стратегического менеджмента преуспевающих фирм подтверждает сказанное и подчеркивает необходимость применения стратегического управления для повышения эффективности туризма.
Жесткая конкурентная борьба между организациями индустрии туризма приводит к появлению новых моделей организации и управления туристской деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала в уменьшении различных рисков [13, с. 11]. Глубокие и противоречивые перемены в организации управления сферы туристских услуг определили новый характер управленческих отношений.
Осложнившаяся в последнее время экономическая ситуация в стране, сокращение уровня доходов населения, меры по ужесточению налогового контроля незамедлительно сказываются на объемах потребления населением услуг организаций индустрии туризма. Это еще больше обостряет конкуренцию на рынке и заставляет управленческий персонал принимать активные маркетинговые шаги для удержания и расширения клиентуры.
Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих объектов инфраструктуры туризма. Чтобы выживать и расширяться, организациям необходимы денежные средства, получение которых возможно с помощью привлечения клиентов, развития их лояльности и стимулирования расходов на приобретение ими туристских услуг. В будущем организации индустрии туризма все больше будут ориентироваться на привлечение повторных клиентов и стимулирование дополнительных расходов с их стороны.
Удовлетворение меняющихся потребностей клиентов и стимулирование их повторных обращений - важнейшие направления в деятельности организаций индустрии туризма во всех странах мира [19, с. 7]. Развитие средств телекоммуникаций, массовой информации и связанных с ними технологий способствует росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества обслуживания, профессионализма работников, разнообразия предлагаемых туристских услуг. Поэтому в современном гостинично-туристском бизнесе жесткую конкурентную борьбу выдерживают только те, кто может предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без использования новых подходов к менеджменту и маркетингу, а также без внедрения передовых технологий.
Маркетинг в индустрии туризма часто отождествляют со сбытом и рекламой. Однако это неверный подход, так как сбыт и реклама - это лишь компоненты маркетинговой политики, часто даже не самые главные.
В перспективе в сфере туристских услуг произойдет переориентация управления маркетинга по пути изучения нужд и потребностей клиентов и предоставления им такого обслуживания, чтобы оно соответствовало их ожиданиям. Поэтому уже в настоящее время наиболее передовые туристские организации в мире признают, что для того, чтобы стать клиентоориентированными необходимо, чтобы одной из составляющих маркетинговой деятельности было выявление потребностей и желаний потребителей и на этой основе совершенствование своих туристских услуг таким образом, чтобы более эффективно, чем конкуренты, удовлетворять эти ожидания.
Вопросам управления организациями индустрии туризма посвящено немало исследований. Вместе с тем переход к рыночным отношениям потребовал решения новой, еще не разработанной проблемы, связанной с формированием у организации индустрии туризма конкурентных преимуществ, и комплексного рассмотрения этого вопроса, в том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления, а также использования различных методов и стратегий для продвижения и сбыта туристских продуктов и услуг. Актуальность этой проблемы определила необходимость проведения исследований, что явилось основанием для написания данной дипломной работы.
Основной целью дипломной работы является разработка проекта мероприятий по повышению эффективности продвижения продукта туристической фирмы (на примере ООО «Круиз») на основе исследования современных концепций в этой области.
В соответствии с целью дипломного исследования поставлены и обоснованы следующие задачи:
· Изучение и обобщение основные мировые тенденции развития управления хозяйственной деятельностью туристской отрасли, в т.ч. аспектов стратегий стимулирования сбыта в туризме;
· проанализировать хозяйственную деятельность туристкой фирмы ооо «Круиз» и систему мер, способствующих сбыту продукции, исследовать вопросы эффективности рекламной деятельности и связей с общественностью в данной турфирме;
· разработать систему мероприятий по повышению эффективности продвижения продукта ООО «Круиз» в рамках сегодняшней транзитивной экономики;
· провести оценку предложенных мероприятий.
Объектом дипломной работы являются сфера управления в области туризма в целом, структура методов и стратегии стимулирования продвижения туристского продукта, а также турфирма ООО «Круиз», функционирующая на рынке туризма города Волгограда.
Предметом исследования являются методологические и методические проблемы разработки механизма эффективного управления индустрией туризма, а также эффективного управления сбытовой политики фирмы ООО «Круиз», функционирующей на рынке туризма г. Волгограда.
Теоретической и методологической основой дипломной работы является современная теория туризма, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития отрасли туризма, а также вопросам создания системы эффективного управления сбытом на уровне региона и конкретной фирмы, таких как Александрова А.Ю., Браймер Р.А., Джанджугазова Е.А., Квартальнов В. А., Котлер Ф., Боуэн Дж., Маркова В.Д., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Папирян Г.А. В работе использованы законодательные акты, нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность туристских фирм в современных условиях, статистические данные, а также материалы, полученные в результате проведенного автором анализа туристской фирмы «Круиз» г. Волгограда.
Используемая в исследовании методика основана на применении общенаучных методов системного подхода, экономико-статистического анализа полученной информации, экспертных оценок, экономического моделирования.
1.2. Структура методов сбыта туристического продукта
В мировой практике понятие маркетинга явилось результатом многолетней эволюции взглядов промышленников на свою деятельность и рынок, а также следствием научно-технической революции, обеспечивающей, с одной стороны, большое разнообразие товаров, а с другой - исключительно высокие темпы их обновления.
Туристские организации обращаются к маркетингу по мере обострения конкуренции, роста издержек, замедления или падения роста производительности труда, ухудшения качества услуг. Причем начинают, как правило, с рекламы.
Сфера услуг отстает от производства в практическом использовании маркетинга. Одними из первых в сфере услуг маркетинг стали изучать авиакомпании. На основе полученной в результате маркетинговых исследований информации авиакомпании стали предпринимать меры по созданию менее обременительных, приятных и комфортабельных условий для пассажиров.
На современном этапе политика маркетингового управления туристской организацией пережила этап простого стимулирования сбыта продукции за счет использования всевозможных методов рекламы. Основными целями маркетинговой политики сегодня большинство передовых организаций называет комплексные методы формирования спроса и стимулирования сбыта, ориентацию на целевых потребителей и создание положительного имиджа предлагаемых услуг и образа всей организации за счет системы качества, введения инноваций и гибкой целевой политики.
Современная комплексная концепция маркетинга включает следующие элементы: изучение и прогнозирование рынка (поставщиков, клиентов, посредников, широкой общественности и конкурентов); постановку целей и задач; разработку стратегии и тактики; формирование спроса и стимулирование сбыта; анализ и контроль [40, с. 30].
Конкурентные преимущества туристской организации – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные для данной организации сферы бизнеса, которые позволяют ей побеждать в конкурентной борьбе[1]. Конкурентные преимущества представляют собой высокую компетентность организации в индустрии туризма, которая дает ей наилучшие возможности преодолевать конкуренцию, привлекать потребителей и сохранять их приверженность к ее услугам и торговой марке.
В основе конкурентных преимуществ лежат осязаемые и неосязаемые ресурсы (рис. 1.2).
При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, т.е. периодически проводить анализ маркетинга, финансового состояния, производственной и организационной деятельности компании, давая оценку каждому фактору на основе следующих критериев:
а) основная сильная сторона;
б) менее значительная сильная сторона;
в) нейтральный фактор;
г) незначительная слабая сторона;
д) основная слабая сторона.
С другой стороны, требуется отслеживать основные факторы макросреды организации (демографические, экономические, технологические, политические, природные, культурные), а также значимые моменты микросреды (потребители, конкуренты. поставщики, посредники, широкая общественность), которые влияют на возможность получения прибыли (рис. 1.3.).
В связи с развитием технологических инноваций и глобализацией туристского бизнеса компании для достижения и удержания конкурентных преимуществ перед другими организациями обязательно должны учитывать следующие особенности современного этапа развития общества.
1. Преимущества перестали быть стратегическими, они изменяются под воздействием инновационного процесса (изменяются технологии обслуживания, методы управления, способы сбыта услуг и т.д.). Поэтому для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение инноваций. Сроки внедрения последних должны равняться или превосходить сроки внедрения аналогичных инноваций у конкурентов.
2.2. Анализ ассортимента туристских услуг
Туристская фирма «Круиз» - единственная в Волгограде и Волгоградской области турфирма, которая предлагает туристский отдых различных видов на туристическом теплоходе Александр Невский (схема теплохода приведена в Приложении 1).
Рассматриваемая турфирма предлагает следующие виды туристских услуг:
1. Пятнадцатидневный оздоровительный, историко-краеведческий, cоциально-образовательный, языковой лагерь «Полиглот». В программе:
· возможность совместить полезное с приятным и на туристическом теплоходе отправиться в плавание по живописной реке Волге.
· Совершить экскурсии и познакомится с достопримечательностями старинных русских городов: Нижний Новгород и Казань, Ульяновск, Саратов и Самара.
· специалисты помогут в совершенствовании знаний английского языка, расскажут много интересного из истории родного края, сделают ваше путешествие увлекательным и незабываемым. Дневные игры и вечерние дискотеки, не дадут умереть от скуки. Много новых друзей и старых знакомых, ждут на борту теплохода.
· в стоимость путевки входит: проживание; 4-х разовое питание; программа "Полиглот"; экскурсионная программа по городам; страховка.;
2. экскурсии на теплоходе «Круиз» по р. Волге для всех желающих различного возраста. В экскурсии входят экскурсионные программы в городах по пути следования теплохода (данные программы входят и в оздоровительный лагерь «Полиглот») (табл. 2.1).
Список литературы:
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2021.
2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2022.
3. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2022.
4. Буторова Н. В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2019.
5. Гостиничный и туристический бизнес. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2018.
6. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2024.