Найти в Дзене
Зачем мы такие?

Арктические корни восточной души: что если китайская сдержанность родом из ледниковой Сибири?

Оглавление

Автор – Альбина Галлямова

Обычно, когда речь заходит о культурных различиях между народами, психологи и антропологи обращаются к хорошо изученным историческим событиям последних десяти тысяч лет. Например, особенности восточноазиатской культуры часто объясняют с помощью рисоводства или философии Конфуция. Но что, если часть этих черт уходит корнями гораздо глубже — в эпоху ледникового периода, когда предки современных восточных азиатов выживали в суровых арктических условиях?

Сингапурский исследователь Дэвид Сан в своей новой статье предлагает радикально пересмотреть наше представление о происхождении культурных особенностей. Он утверждает, что арктическая адаптация предков восточноазиатских народов в позднем плейстоцене (примерно 26-19 тыс. лет назад) оставила глубокий след не только в их внешности и физиологии, но и в психологии. Чтобы объяснить этот процесс, он вводит модель TEE (Total Evolutionary Ecologies) — «полной эволюционной экологии», которая учитывает всю экологическую историю народа с момента выхода из Африки.

Что это за модель?

Традиционные объяснения культурных различий, например, между восточными и западными народами, обычно ограничиваются последними 10 тыс. лет — временем земледелия, государств и религий. Это называется Holocene-only model — «модель только голоцена».

Модель TEE идёт гораздо дальше. Она охватывает все экологические среды, через которые проходили предки народа, и учитывает:

· Сколько времени популяция жила в каждой среде (напр., в Арктике тысячи лет, в рисовых полях Китая — тоже тысячи, но позже).

· Насколько экстремальной была среда (арктическая тундра куда суровее, чем плодородные речные долины).

Простой пример: если ваши предки провели много времени в арктической Сибири, это могло оставить след в вашей физиологии, генах, а, возможно, и в психологии.

Восточная сдержанность как след арктической адаптации

Восточные азиаты — китайцы, японцы, корейцы, монголы — часто описываются как сдержанные, склонные к гармонии, избегают прямых конфликтов, ценят групповую сплочённость и осторожность. Эти черты обычно объясняют Конфуцианством или коллективистскими традициями земледельцев.

Но Дэвид Сан сравнил психологические особенности восточных азиатов с инуитами — коренными народами Арктики (Канады, Гренландии, Сибири) — и нашёл поразительные сходства. У обоих народов:

· Высокий контроль над эмоциями, особенно гневом.

· Стремление к социальной гармонии и избеганию конфликтов.

· Косвенные формы общения (намёки вместо прямых слов).

· Осторожность, медленное принятие решений.

· Выносливость, терпение, умение переносить трудности.

· Высокие навыки пространственного восприятия.

Инуиты никогда не выращивали рис и не следовали Конфуцию, но их психологический профиль удивительно похож на восточноазиатский. Почему? Сан объясняет это общим арктическим прошлым.

Почему Арктика меняет психологию?

Представьте себе жизнь в ледниковой Сибири: температура –50°C, бесконечные равнины, снежные бури. Выжить можно только в тесной сплочённой группе. Любой конфликт или вспышка гнева могут обернуться катастрофой для всех. Малейшая ошибка в охоте или навигации — и группа погибнет. В таких условиях отбираются черты:

· Эмоциональное самообладание: вспышки агрессии недопустимы.

· Групповая сплочённость: выживают те, кто поддерживает друг друга.

· Косвенное общение: лучше намекнуть, чем открыто сказать и обидеть.

· Осторожность: рисковать в Арктике — всё равно что искать смерти.

· Выносливость: мороз и лишения требуют терпения.

Это подтверждают даже исследования современных полярников — учёных и военных, работающих в Арктике и Антарктике. Там успешными оказываются именно такие психологические типы.

Не только психология: у восточноазиатов есть и физиологические признаки арктической адаптации:

  • Эпикантус (складка верхнего века) — защита глаз от снега и ветра.
  • Меньшее количество подкожного жира и специфические гены терморегуляции.
  • Повышенная выработка витамина D в условиях низкого солнца.

Эти признаки формировались в то же время, когда могли возникнуть и психологические адаптации.

Заключительные мысли

Согласно модели TEE, культура не появляется «из ничего» — она продолжает и усиливает то, что отобрано природой. Конфуцианство, возможно, просто усилило врождённую склонность к гармонии и сдержанности, которая уже была в восточноазиатских популяциях после арктической адаптации. Земледелие и философия — это не причина, а надстройка над древними биологическими основами.

Такой подход заставляет по-новому взглянуть на происхождение культурных различий. Возможно, наши привычки, ценности и способы общения — это не только результат воспитания и традиций, но и отголоски древней борьбы за выживание.