Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Вам наверняка знаком эффект Даннинга-Крюгера, только вы об этом не знали ДО прочтения этой статьи

Эффект Даннинга-Крюгера: Почему мы часто не знаем, чего не знаем

Представьте: новичок в спортзале, едва освоивший жим штанги, уверенно поучает тренера. Студент 4-го курса, проваливший экзамен, клянётся, что его завалили «просто так».

А вот профессор с десятками научных работ сомневается, стоит ли ему выступать на конференции. Это не просто случайности — за ними стоит эффект Даннинга-Крюгера, психологический феномен, который объясняет, почему невежество часто рождает уверенность, а эксперты склонны к излишней скромности.

Как два психолога открыли «закон глупца»
В 1999 году Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер из Корнеллского университета провели серию экспериментов. Они просили участников выполнить задания на логику, грамматику и даже чувство юмора, а затем оценить свои результаты.

Выяснилось, что те, кто показал худшие результаты (ниже 12% (!!!) правильных ответов), считали себя чуть ли не гениями, оценивая свои навыки на 60-70%.

А те, кто справился лучше всех, наоборот, занижали свои баллы.

Учёные заключили: чтобы осознать свою некомпетентность, нужно хотя бы немного компетентности. Иными словами, незнание собственных пробелов мешает людям понять, насколько они ошибаются.

Вот так!

А я раньше ломал голову, почему коллеги моей мамы из НИИ Физики довольно скромные люди, хотя там было немало член-корреспондентов, много докторов наук, а уж кандидатов наук, мне кажется, никто жаже не считал))) Но на её подработке (была другая работа с большим количеством физического труда и отнюдь не с профессорским контингентом) было как раз наоборот. Люди, ничего из себя не представлявшие в плане развития, IQ и прочей умственноц деятельности, считали себя самыми важными, спорили между собой о том, кто из них главный и не могли связать пару предложений без мата… Парадокс? Даннинг об этом знал уже в 99-м. Крюгер тоже.

Как шутил философ Бертран Рассел: «Проблема мира в том, что глупцы слишком уверены в себе, а умные полны сомнений».

Почему так происходит?
1. Недостаток метапознания — способности оценивать свои знания. Мозг не умеет автоматически «сканировать» пробелы. Представьте, что вы пытаетесь найти ошибку в тексте на незнакомом языке: вы даже не поймёте, где искать.
2. Иллюзия простоты. Новички часто не видят нюансов. Например, человек, впервые севший за руль, думает: «Да тут всего две педали!» — не осознавая сложности анализа дорожной ситуации.
3. Синдром самозванца у экспертов. Чем больше человек знает, тем яснее видит, как много ещё неизученного. Физик-ядерщик, в отличие от дилетанта, понимает, что его знания — капля в океане науки.

Примеры, которые заставят вас улыбнуться (или задуматься)
- В 1995 году американец МакАртур Уиллер ограбил два банка, не надев маски. Он был уверен, что лимонный сок, намазанный на лицо, сделает его невидимым для камер. Идея пришла ему после эксперимента с «невидимыми» надписями на бумаге... которые он сам же и не увидел из-за своей некомпетентности в химии.

-2

- В соцсетях часто встречаются «эксперты», которые после прочтения пары статей учат врачей лечить болезни, а учёных — «разоблачать теории заговоров». Их уверенность питается поверхностными знаниями.
- А вот Альберт Эйнштейн, создавая теорию относительности, годами перепроверял расчёты и сомневался в своих выводах.

Как не стать жертвой эффекта?
1. Спрашивайте обратную связь. Даже если критика неприятна, она помогает увидеть «слепые зоны».
2. Думайте, как ученик. Осознание «я многого не знаю» — первый шаг к росту. В Японии есть принцип «Сю-Ха-Ри»: сначала следуешь правилам, затем их нарушаешь, потом создаёшь свои.
3. Проверяйте знания на практике. Теория о плавании бессмысленна, пока не прыгнешь в воду.
4. Сравнивайте себя не с другими, а с собой в прошлом. Прогресс — лучший показатель роста.

А что, если я уже эксперт?

Эффект работает и в обратную сторону. Если вам кажется, что «все вокруг разбираются лучше», возможно, вы недооцениваете себя. Слишком высокие стандарты — тоже ловушка. Нам нужно разрешить себе ошибаться и помнить:
даже Стивен Кинг выбрасывал черновики в мусор, прежде чем стал гуру литературы.

Итог:

Знание о незнании — уже мудрость

Эффект Даннинга-Крюгера — не приговор, а напоминание:
истинная уверенность рождается на стыке знаний и сомнений. Как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». И в этой фразе — не поражение, а свобода. Свобода учиться, задавать вопросы и не стыдиться сказать: «Пока не понимаю, но научусь».

Так что в следующий раз, когда вы почувствуете непреодолимое желание спорить , остановитесь. Возможно, это ваш внутренний «голос перфекциониста» говорит в вас.

Автор: Александр Петренко
Психолог, СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru