Найти в Дзене
5 Колесо

«Месть за Сталинград!» Как появился грузовик «Ифа», и что о нем говорили советские водители – история IFA W 50 L

Этот грузовик не оставлял никого равнодушным — но так ли он был хорош на самом деле? Для одних он становился наказанием, для других — любовью на всю жизнь.

У нас его стали звать «Ифой». Это как окрестить грузовик «Автопромом», ведь аббревиатура IFA расшифровывается как Industrieverband Fahrzeugbau, Объединение по производству транспортных средств. Впрочем, так сами немцы писали в справочниках, рекламных листовках и руководствах по эксплуатации и ремонту: IFA W 50 L. Буква «W» указывала на место, где началась жизнь автомобиля — Вердау. Довольно часто приходится слышать, что буквой «L» обозначено место, где делали грузовик, Людвигсфельде. Однако это не находит подтверждения в немецких источниках. Вообще, буквой «L» довольно часто помечают германские грузовики: Daimler-Benz, FAUN, Henschel, Krupp, MAN, Volkswagen… Она является начальной буквой слова Lasten, «грузовой» или Lastkraftwagen, «грузовой автомобиль». Тем не менее, именно из-за этой буквы грузовик IFA W 50 L восточные немцы прозвали «Элли».

Несмотря на число «50» в обозначении, IFA W 50 L перевозила 5,2–5,3 тонны, в зависимости от того, стоял под капотом старый вихрекамерный дизель 4KVD 14,5/12 SRW мощностью 110 л. с. либо дизель VD 14,5/12‑1 SRW мощностью 125 л. с.
Несмотря на число «50» в обозначении, IFA W 50 L перевозила 5,2–5,3 тонны, в зависимости от того, стоял под капотом старый вихрекамерный дизель 4KVD 14,5/12 SRW мощностью 110 л. с. либо дизель VD 14,5/12‑1 SRW мощностью 125 л. с.

У грузовиков ГДР история чрезвычайно запутанная. Освоение их на бывшем заводе Horch в Цвикау представляли одной из побед молодой республики. Сам грузовик вскоре переименовали из старорежимного Horch в демократическое Sachsenring. Но что общего между грузовиками и гоночной трассой Саксонское кольцо? Поэтому эффектную торговую марку тихо урезали до скромной буквы «S».

Людвигсфельде, 1936 год. Авиамоторный завод Daimler-Benz AG.
Людвигсфельде, 1936 год. Авиамоторный завод Daimler-Benz AG.

В город Вердау, на бывший вагоностроительный завод LOWA, грузовое производство перенесли в 1958 году — потребовалось освободить площади под выпуск «трабантов». В тот момент завод в Вердау, заложенный еще в 1866 году кузнецом Германом Шуманом, назывался VEB Kraftfahrzeugwerk Ernst Grube «Werdau» в честь коммуниста, депутата последнего собрания довоенного Рейхстага коммуниста Эрнста Грубе, умершего от сыпняка 17 апреля 1945 года в концлагере Заксенхаузен.

Прототип W 45 LAK, то есть, Werdau 45 Lastfahrzeug Allradantrieb Kipper, «грузовой полноприводный самосвал «Вердау» грузоподъемностью 4,5 т», 1961 г.
Прототип W 45 LAK, то есть, Werdau 45 Lastfahrzeug Allradantrieb Kipper, «грузовой полноприводный самосвал «Вердау» грузоподъемностью 4,5 т», 1961 г.
Первое упоминание о W 50 в июльском «За рулем» за 1963 год.
Первое упоминание о W 50 в июльском «За рулем» за 1963 год.
Сборка мотороллеров Pitty в уцелевших цехах бывшего авиамоторного завода в Людвигсфельде. С 1954 по 1962 год в Людвигсфельде выпустят 233 215 мотороллеров моделей Berlin, Pitty, Sibylle, Troll, Wiesel.
Сборка мотороллеров Pitty в уцелевших цехах бывшего авиамоторного завода в Людвигсфельде. С 1954 по 1962 год в Людвигсфельде выпустят 233 215 мотороллеров моделей Berlin, Pitty, Sibylle, Troll, Wiesel.

Практически сразу после переезда в Вердау, там приступили к разработке автомобиля нового поколения, под обозначением Typ W 45 — «образец из Вердау, грузоподъемностью 45 центнеров» (4,5 т). Принципиальным отличием от предшественников стала кабина над двигателем, благодаря чему улучшался коэффициент использования длины. Если, скажем, сравнивать W 50 L с появившимся примерно в то же время капотным ЗиЛ-130, бортовая платформа выходила существенно длиннее (4500 против 3752 мм). В этом отношении еще бледнее 130‑й смотрится, если рядом запарковать длиннобазную W 50 L/Sp. У этой модификации колесная база, почти как у ЗиЛ-130: 3700 мм против 3800. А бортовая платформа имеет длину 5200 мм.

5 июня 1964 года в Людвигсфельде был заложен прессовый корпус, 1 июля 1965‑го завод сдали в эксплуатацию, а 17 июля 1965 года состоялся торжественный выпуск первого грузовика IFA W 50 L.
5 июня 1964 года в Людвигсфельде был заложен прессовый корпус, 1 июля 1965‑го завод сдали в эксплуатацию, а 17 июля 1965 года состоялся торжественный выпуск первого грузовика IFA W 50 L.
Один из первых репортажей с предприятия. На ранних машинах стояла характерная эмблема. А сами они стоят на площадке поверх подвалов, где в годы войны содержали заключенных концлагеря.
Один из первых репортажей с предприятия. На ранних машинах стояла характерная эмблема. А сами они стоят на площадке поверх подвалов, где в годы войны содержали заключенных концлагеря.
Сборочный конвейер. На раме уже установлен дизель — это старый 110‑сильный дизель 4KVD 14,5/12 SRW, с 1964 года используемый на капотных четырехтонках S-4000‑1.
Сборочный конвейер. На раме уже установлен дизель — это старый 110‑сильный дизель 4KVD 14,5/12 SRW, с 1964 года используемый на капотных четырехтонках S-4000‑1.

Еще одной особенностью новинки стал ведущий мост. У прежних ГДРовских грузовиков Horch H 3A и Sachsenring S-4000 главная передача была одинарной, и внушительный картер моста оставлял под собой весьма скромный дорожный просвет. Сделать картер мельче помогла двойная главная передача. Но не в общем узле, как у ЗиЛ-130, а разнесенная по колесам. Балка моста в данном случае выполняла сугубо несущую функцию. К балке присоединялся картер, из которого в сторону колес снаружи шли полуоси. Они приводили колесные редукторы внешнего зацепления. Похожую передачу «типа Рицель» (Rietzel) в Германии еще в начале ХХ века применяли на грузовиках Daimler-Marienfelde. Конструкторы IFA добились 300 мм дорожного просвета при шинах 8,25‑20 (у ЗиЛ-130 на шинах 9,00‑20 — 270 мм). По заказу дифференциал можно было оборудовать блокировкой. Грузоподъемность серийной машины W 50 L подняли до 50 центнеров, точнее, до 5200 кг.

Страничка из рекламного проспекта с видом характерного заднего моста. Кстати, во всех заголовках рекламных материалов грузовик поименован W 50 без «L».
Страничка из рекламного проспекта с видом характерного заднего моста. Кстати, во всех заголовках рекламных материалов грузовик поименован W 50 без «L».
Редкая модификация для дальнобойщиков, W 50 L/FP, Lastfahrzeug Fernfahrer Pritsche, с двумя спальными местами. Колесная база 3700 мм, грузоподъемность 5,1 т, площадь бортовой платформы 10 кв. м. Противоподкатный брус — требования наших дней.
Редкая модификация для дальнобойщиков, W 50 L/FP, Lastfahrzeug Fernfahrer Pritsche, с двумя спальными местами. Колесная база 3700 мм, грузоподъемность 5,1 т, площадь бортовой платформы 10 кв. м. Противоподкатный брус — требования наших дней.
Производственная программа завода Людвигсфельде всегда включала в себя три модели противопожарных автомобиля. В данном случае, автомобиль насосный W 50 L/F16 (Löschgruppenfahrzeug LF 16‑TS) с экипажем 10 человек, бакам с водой на 200 л и баком с пенообразователем на 200 л, стационарным насосом FP 22/8 и переносной помпой TS 8/8.
Производственная программа завода Людвигсфельде всегда включала в себя три модели противопожарных автомобиля. В данном случае, автомобиль насосный W 50 L/F16 (Löschgruppenfahrzeug LF 16‑TS) с экипажем 10 человек, бакам с водой на 200 л и баком с пенообразователем на 200 л, стационарным насосом FP 22/8 и переносной помпой TS 8/8.

Производство вновь решили перенести — на этот раз в город-спутник Берлина Людвигсфельде (или Лудвигсфельде), на место бывшего завода Daimler-Benz AG. Правда, не автомобильного, а авиамоторного. Делавшего двигатели для «мессершмиттов» и «хейнкелей» с привлечением военнопленных и узников концлагерей. Вспоминать об этом не любили — неудобная тема. Собкор «Известий» Николай Иванов 16 ноября 1978 года в репортаже «Первенец республики» передал слова рабочего Вальтера Хохвельда:

Седельный тягач IFA W 50 L/SM-1 с полуприцепом для перевозки силоса HLS 90.48/1 вместимостью 19,5 кубометров. Полуприцеп поставлял завод VEB Maschinenbau «Karl Marx» из Бабельсберга. Автопоезд развивал довольно унизительную для страны с автобанами максималку в 75 км/ч.
Седельный тягач IFA W 50 L/SM-1 с полуприцепом для перевозки силоса HLS 90.48/1 вместимостью 19,5 кубометров. Полуприцеп поставлял завод VEB Maschinenbau «Karl Marx» из Бабельсберга. Автопоезд развивал довольно унизительную для страны с автобанами максималку в 75 км/ч.

– Мы тоже строили завод на пустом месте. Людвигсфельде был маленькой деревушкой. В центре кирпичная ратуша, напротив кирха да несколько маленьких магазинчиков. По праздникам сюда съезжались крестьяне из соседних сел.

Полноприводная W 50 LA (в данном случае — самосвал с двухсторонней разгрузкой) создавался прежде всего не для армии, а для работы на селе. Помимо полного привода с блокировками предусмотрена регулирование давления воздуха в шинах. Есть гидроусилитель руля.
Полноприводная W 50 LA (в данном случае — самосвал с двухсторонней разгрузкой) создавался прежде всего не для армии, а для работы на селе. Помимо полного привода с блокировками предусмотрена регулирование давления воздуха в шинах. Есть гидроусилитель руля.

Пастораль! Мол, в песчаных дюнах на участке площадью 72 000 кв. м за 13 месяцев выросли новые корпуса… Остается добавить, что аккурат там, куда 17 июля 1965 года из ворот сборочного цеха выехал первенец народного предприятия, до 1945 года находился крупнейший цех авиамоторного завода, Deutschlandhalle, в подвале которого содержали около пятисот подневольных работниц из концлагеря Равенсбрюк.

Сельскому хозяйству уделяли в ГДР особое внимание. Почтовая марка представляет специальную модификацию IFA LA/D 032 для внесения в почву удобрений. Автомобиль приспособлен для длительной работы на скоростях 6–30 км/ч.
Сельскому хозяйству уделяли в ГДР особое внимание. Почтовая марка представляет специальную модификацию IFA LA/D 032 для внесения в почву удобрений. Автомобиль приспособлен для длительной работы на скоростях 6–30 км/ч.

IFA W50 L создавалась под руководством главного конструктора Герхарда Циммера. Прототипы обладали довольно заурядной внешностью, сформировавшейся по принципу «чтоб было». Нечто оплывшее под воздействием набегающего потока воздуха. Хотя кабина получилась просторной, напоминающей рубку буксиров, снующих по Шпрее, вдоль недавно сооруженной стены. Кабина делала автомобиль непривычно высоким, почти с МАЗ-500 ростом. От дизайнера Питера Тимэ потребовалось немало усилий, чтобы гармонизировать непривычные пропорции кабины. На языке профессионалов это называется объемно-пространственной организацией формы. Особый характер внешности подчеркнули расположением фар.

Узел переднего моста. Используется аналогичный заднему мосту привод типа Рицель с колесным редуктором внешнего зацепления.
Узел переднего моста. Используется аналогичный заднему мосту привод типа Рицель с колесным редуктором внешнего зацепления.

Кабина не откидывалась — первым грузовиком ГДР с откидываемой кабиной станет Multicar M 24 в 1974 году. Впрочем, необходимость обслуживать мотор из кабины (со всеми присущими недостатками — запахом, вибрацией, шумом и затрудненностью доступа) в то время никого не смущала.

И в Людвигсфельде, и в Москве, на ЗиЛе работали одинаковые прессы марки Erfurt. Это облегчало взаимопонимание при обмене производственными бригадами.
И в Людвигсфельде, и в Москве, на ЗиЛе работали одинаковые прессы марки Erfurt. Это облегчало взаимопонимание при обмене производственными бригадами.

Не все, конечно, складывалось, как планировали вначале. Только в 1967 году завод в Нордхаузене смог освоить производство дизеля с непосредственным впрыском 4 VD 14,5/12‑1 SRW. Обозначение расшифровывается как «Четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с диаметром цилиндров 14,5 см и ходом поршня 12 см, в 1‑м исполнении, вертикальный, рядный, с водяным охлаждением». Впрыск производился по процессу M-Verfahren профессора Мойера (Meurer), в шаровую камеру сгорания в поршне. Лицензию на M-Verfahren пришлось приобретать у фирмы MAN. Мотор этот шел также на пропашные трактора, зерноуборочные комбайны и для стационарных силовых установок.

До 70 % грузовиков из Людвигсфельде экспортировалось. На снимке — армейский W 50 LA армии Ирака, разбитый во время операции «Буря в пустыне», февраль 1991 г.
До 70 % грузовиков из Людвигсфельде экспортировалось. На снимке — армейский W 50 LA армии Ирака, разбитый во время операции «Буря в пустыне», февраль 1991 г.

Многие водители обнаруживали незнакомое для себя устройство — моторный тормоз. В ГДР он был обязателен к установке на автомобили полной массой от 5,5 т и выше. В СССР вспомогательным моторным, или как его чаще называли, горным, тормозом оборудовались только тяжёлые «МАЗы» и «КрАЗы», а позднее — «КамАЗы». Устройство представляло собой заслонку, перекрывающую выхлопную трубу при отпускании педали топливоподачи. Усилие, развиваемое приводом заслонки, составляло 6 кг/см2 и позволяло достигать сопротивления от 50 до 75 % от мощности мотора.

С января 1965 года проводились работы по замене W 50 L проектом IFA NKW 515 L с кабиной, созданной выдающимся дизайнером Карлом Клаусом Дителем. Декабрь, 1966 г.
С января 1965 года проводились работы по замене W 50 L проектом IFA NKW 515 L с кабиной, созданной выдающимся дизайнером Карлом Клаусом Дителем. Декабрь, 1966 г.

Расчетная производственная мощность завода составляла 20 тысяч грузовиков в год. Однако, на излете конвейерной жизни, в 1986‑м, завод выпустил 32 516 машин. Примечательно, что до 70 % продукции Людвигсфельде экспортировалось. Причем, государственное внешнеторговое объединение Transportmaschinen — Export und Import умудрялось даже поставлять грузовик армиям обеих воюющих государств, Ираку и Ирану.

Футуристического вида кабина 6400 дизайнеров Карла Клауса Дителя и Лутца Рудольфа (1971 г.), по замыслу, должна была устанавливаться на грузовики Robur Zittau и IFA Werk Ludwigsfelde. На фото ей оборудован 4‑тонный грузовик L60/1013 6×6 с 6‑цилиндровым дизелем 6VD 12/11 GRF мощностью 180 л. с., июнь 1977 г.
Футуристического вида кабина 6400 дизайнеров Карла Клауса Дителя и Лутца Рудольфа (1971 г.), по замыслу, должна была устанавливаться на грузовики Robur Zittau и IFA Werk Ludwigsfelde. На фото ей оборудован 4‑тонный грузовик L60/1013 6×6 с 6‑цилиндровым дизелем 6VD 12/11 GRF мощностью 180 л. с., июнь 1977 г.

Советских граждан о скором появлении новинки из ГДР уведомил в июле 1963 года журнал «За рулем». В нем же, в сентябре 1966‑го поместили довольно подробную заметку уже о серийной «ифе». Однако первая партия из 4000 машин поступила к нам только в 1971 году. На следующий год завезли уже 6000. И — по нарастающей. В основном это были самосвалы W 50 L/K с трехсторонней разгрузкой. Вместе с ними поступали и самосвальные прицепы — 2000 в 1971‑м и 5000 — в 1972 годах; по иронии, их выпускал завод «Эрнст Грубе» в Вердау. Зимой 1980 года в Ленинграде торжественно отметили передачу 25‑тысячного грузовика, тоже самосвала.

Один из прототипов F 225 с кабиной 6400, проходивший испытания в СССР на Дмитровском автополигоне, найден и в 2008 году возвращен из России в Германию. Теперь он — экспонат технического музея Людвигсфельде.
Один из прототипов F 225 с кабиной 6400, проходивший испытания в СССР на Дмитровском автополигоне, найден и в 2008 году возвращен из России в Германию. Теперь он — экспонат технического музея Людвигсфельде.

Мнение об этих машинах у советских шоферов сложилось неоднозначное. «Месть за Сталинград!» Честили плохой запуск при низких температурах, слабую печку, вибрацию, хилый передний мост, отсутствие гидроусилителя. Рулевой механизм типа Росс («червяк — палец»), кстати, немцы довольно оперативно заменят на более вменяемый механизм «винт-гайка с перекатывающимися шариками» (как у ЗиЛ-130). Как представляется, критика «Ифы» сродни истории про то, как сибирским лесорубам подарили новейшую японскую бензопилу… ну, вы уже поняли, о чем я. Впрочем, гидроусилитель появится только на полноприводных модификациях, а их у нас почти не знали.

Удачливее всех оказался дизайнер Эберхард Хейниг: его коммунальная уборочная машина KM.2301 на шасси IFA W 50 L с 1981 года выпускалась на заводе VEB Spezialfahrzeugwerk Berlin. В небольших количествах поставлялась в СССР.
Удачливее всех оказался дизайнер Эберхард Хейниг: его коммунальная уборочная машина KM.2301 на шасси IFA W 50 L с 1981 года выпускалась на заводе VEB Spezialfahrzeugwerk Berlin. В небольших количествах поставлялась в СССР.

Интересно, что некоторые из немецких грузовиков собирали… советские рабочие! В 1972 году возникла инициатива обмена опытом между производственниками Завода имени Лихачева и VEB IFA-Automobilwerke Ludwigsfelde. 27 мая 1972 года в Германскую Демократическую Республику вылетела бригада кузнецов-штамповщиков Героя социалистического труда Василия Константиновича Кокошко, а 31 мая на ЗиЛе начала трудиться бригада Герхарда Шнейдера. Каждая из них отработала в гостях месяц. Известно, что наши кузнецы за это время внесли немцам 12 рационализаторских предложений. Партийно-комсомольское руководство ЗиЛа возмутилось: а чем мы хуже? Тоже не прочь попить пивка в ГДР! И 12 июня 1972 года отправило само себя в шестидневную командировку, «изучать опыт политико-массовой работы» комбината Людвигсфельде.

А заменой W 50 L, в итоге стал 7‑тонный грузовик L 60 с рядным шестицилиндровым дизелем, 8‑ступенчатой коробкой передач и откидываемой кабиной, переделанной из кабины W 50 L. На снимке — испытания в районе Перми, декабрь 1988 г.
А заменой W 50 L, в итоге стал 7‑тонный грузовик L 60 с рядным шестицилиндровым дизелем, 8‑ступенчатой коробкой передач и откидываемой кабиной, переделанной из кабины W 50 L. На снимке — испытания в районе Перми, декабрь 1988 г.
Достижения, которые могли почувствовать в автохозяйствах СССР за время поставок IFA W 50 L: мощность мотора выросла с 110 до 125 л. с., собственный вес снижен на 350 кг, расход топлива сокращен с 23 до 17,5 л/100 км, уровень шума уменьшен с 87 до 83 дБ.
Достижения, которые могли почувствовать в автохозяйствах СССР за время поставок IFA W 50 L: мощность мотора выросла с 110 до 125 л. с., собственный вес снижен на 350 кг, расход топлива сокращен с 23 до 17,5 л/100 км, уровень шума уменьшен с 87 до 83 дБ.

Чем IFA W 50 L точно превосходила флагманскую модель Завода имени Лихачева, ЗиЛ-130, так это числом модификаций. Широчайшее семейство! К началу 1980‑х оно включало в себя 46 модификаций (34 — с колесной базой 3200 мм и 12 — с базой 3700 мм), из них 12 заднеприводных и 8 полноприводных. К моменту перехода на следующую модель L60 завод предлагал W 50 L уже в 59 вариантах и 245 модификациях. Всего до 1990 года будет выпущен 571 831 грузовик W 50 L. Как бы не судили «Ифу», она оставила заметный след в истории.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

План маршала: как Жуков сделал BMW нашей маркой, но мы ее потеряли

Последний из ГДР: как грузовичок Multicar спас родное предприятие и стал успешным

«Ленд Ровер» для бедных: как «Шкода» пыталась выпускать собственный внедорожник и почему он провалился