Найти в Дзене
Lastmag

Фильмы, которые не вышли - и слава богу!

Оглавление

Голливуд — это не только конвейер блокбастеров, но и тихое кладбище идей, где сценарии, достойные скорее анекдота, чем экрана, благополучно гниют в архивах. И знаете, иногда это к лучшему. Слишком длинные, слишком странные или просто откровенно нелепые, эти проекты доказывают, что не всё, что задумывается, стоит воплощать. Спойлер: их отсутствие в прокате — это подарок, за который мы все должны сказать спасибо.

«Супермен жив» с Николасом Кейджем

В конце 90-х Тим Бёртон, ещё не остывший от своих «Бэтменов», решил подарить миру нового Супермена. И кто же стал его избранником на роль Кларка Кента? Конечно, Николас Кейдж — актёр, чья карьера уже тогда начала напоминать аттракцион «похвалите меня или я снимусь в ещё одном боевике». Сценарий Кевина Смита и Дэна Гилроя предлагал мрачного Супермена, терзаемого страхом своей инопланетной природы. Кейдж, по задумке, должен был передать «отчуждение» героя. Видимо, его опыт съёмок в фильмах вроде «Без лица» показался идеальной подготовкой для роли парня, который летает в плаще и спасает мир.

Кейдж даже прошёл экранные тесты, надев костюм Супермена — зрелище, которое, вероятно, выглядело как попытка продать подержанную машину с чрезмерным энтузиазмом. Но после кассового краха «Бэтмена и Робина» (того самого, с резиновыми сосками на костюме) Warner Bros. решили, что Супермен с экзистенциальным кризисом и лицом Кейджа — это перебор. И слава богу. Кейдж, чьи последние роли всё чаще вызывают смех, чем восторг, в роли Супермена мог бы стать мемом задолго до эры интернета. Мир был спасён — и без криптонита.

PS: $20 000 000 Кейдж все же получил - за то, что не снялся в этом кино!

«Фантастическая четвёрка» (1994)

-2

«Фантастическая четвёрка» 1994 года — это проект, который доказывает, что даже у Marvel бывают дни, когда всё идёт не так. С бюджетом в 1,5 миллиона долларов, из которых миллион ушёл на права, а остальное, видимо, на скотч и картон для декораций, продюсер Роджер Корман, мастер фильмов категории B вроде «Акулосьминога», решил экранизировать приключения первой семьи супергероев. Результат выглядел так, будто его снимали на видеокамеру из комиссионки, а костюмы шили из остатков ткани с местного рынка.

Стэн Ли позже признался, что фильм и не планировали выпускать — его сняли лишь для сохранения прав на персонажей. Корман, конечно, утверждал обратное, но кому он пытался что-то доказать? Качество было таким, что даже для 90-х это выглядело как пародия, снятая на спор. Сравнивать этот «шедевр» с современными экранизациями — всё равно что сравнивать детский рисунок с полотном Рембрандта. Отмена премьеры спасла зрителей от мучительного часа с героями, чьи суперспособности, кажется, ограничивались умением не смеяться над собственными костюмами.

«День, когда клоун плакал»

-3

В 1972 году комик Джерри Льюис решил, что миру нужна драма о клоуне в концлагере. Да, именно так: в «Дне, когда клоун плакал» Льюис написал сценарий, срежиссировал и сыграл клоуна, который пытается развлекать детей, пока их ведут в газовые камеры. А ещё он, видимо, спорит с Гитлером. Если это звучит как худшая идея в истории кинематографа, то вы не ошиблись. Сценаристка Джоан О’Брайен, увидев результат, лаконично назвала его катастрофой, а сам Льюис был так пристыжен, что запретил показывать фильм, спрятав его подальше от глаз общественности.

В 2015 году, за два года до смерти, Льюис передал копию в Библиотеку конгресса, но с условием не показывать её как минимум десять лет. Некоторые критики, которым удалось взглянуть на материал, предположили, что, выйди фильм позже, он мог бы претендовать на «Оскар». Но давайте честно: комедия про холокост с клоуном в главной роли? Это не «Жизнь прекрасна», это билет в один конец к репутационной пропасти. Спасибо, Джерри, что сохранил нам нервы.

14-часовая «Дюна»

-4

Алехандро Ходоровски, режиссёр с воображением, которое явно опережало здравый смысл, в 70-х решил экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта. Его амбициозный план? Снять 14-часовой фильм, который, вероятно, заставил бы зрителей брать отпуск, чтобы досмотреть его до конца. Серьёзно, кто в здравом уме выдержит 14 часов песка, философских диалогов и психоделических видений Ходоровски? Проект, естественно, рухнул под тяжестью собственного размаха, а права ушли к Дэвиду Линчу, чья версия, хоть и не шедевр, хотя бы умещалась в два часа.

Ходоровски мечтал о звёздном составе, включая Сальвадора Дали, и декорациях, которые стоили бы больше, чем бюджет некоторых стран. Но студии, к счастью, оказались достаточно трезвыми, чтобы не финансировать этот марафон самолюбования. Вместо эпоса мы получили посредственную, но хотя бы смотрибельную «Дюну» Линча. А Ходоровски? Он остался с документальным фильмом о том, как его мечта провалилась. И это, пожалуй, лучший исход.

«Туристка»

-5

В 1980-х сценаристка Клэр Ното придумала «Туристку» — фильм об инопланетянке, которая живёт в Нью-Йорке под видом корпоративной начальницы и посещает тайный секс-клуб для пришельцев, где они раскрывают свои монструозные облики. Звучит как помесь «Людей в чёрном» и низкобюджетного хоррора, снятая для ночного эфира. Ганс Рудольф Гигер, создатель «Чужого», даже сделал наброски для этих инопланетных уродцев, но ни Universal, ни студия Фрэнсиса Форда Копполы Zoetrope не решились воплотить этот странный коктейль из эротики и научной фантастики.

И правильно сделали. Кому нужен фильм, где главная интрига — как инопланетяне снимают свои человеческие маски, чтобы предаться межгалактическим утехам? Это не культовая классика, а билет в забвение. Отмена «Туристки» спасла нас от полутора часов неловких сцен и спецэффектов, которые, вероятно, выглядели бы как резиновые маски из магазина для вечеринок.

PS: Спасибо, что этого не случилось

Эти фильмы — как напоминание, что не всё, что блестит в голове сценариста, достойно экрана Oldsmarck Principles — Голливуд любит рисковать, но иногда даже он понимает, когда идея слишком сомнительна. Кейдж в роли Супермена, 14-часовая «Дюна», клоун в концлагере — эти проекты не просто не вышли, они были милосердно похоронены, чтобы мы могли спать спокойно. И если когда-нибудь их всё же откопают, то только ради смеха. А пока давайте просто скажем спасибо студиям, которые вовремя нажали на тормоза. Мир, ты был спасён.

Читайте также: