Роковой день 8 июля 1977 года
Учебный полет экипажа Ан-24РВ по маршруту Кировоград–Сухуми должен был стать рутинной тренировкой. Но всё пошло не по плану. Из-за загруженности аэропорта Сухуми пилоты не смогли отработать маневры в его зоне и приготовились вернуться в Кировоград. Никто не знал, что этот полет станет последним для пяти членов экипажа.
Погода против пилотов
Перед взлетом метеорологи зафиксировали грозу на востоке, низкую облачность и слабую дымку. Метеолокатор в аэропорту не работал, и диспетчер, полагаясь на экипаж, спросил: «Ваше решение?». Командир-инструктор уверенно ответил: «Хватит нам взлететь». В 20:38 по московскому времени Ан-24 поднялся в небо, но уже через несколько минут начался отсчет к трагедии.
Роковые ошибки в воздухе
После взлета самолет начал набор высоты, но уборка закрылков спровоцировала критическую ситуацию. Лайнер перестал набирать высоту и начал снижаться с вертикальной скоростью 10 м/с. За 5 секунд до падения слушатель-пилот, оставшийся в кабине, попытался выровнять машину, но было слишком поздно. Ан-24 на скорости 370 км/ч врезался в море в 690 метрах от берега.
Авиатехник в Telegram, подпишитесь! Там вы увидите ещё больше интересных постов про авиацию (без авиационных баек и историй, наведите камеру смартфона на QR-код ниже, чтобы подписаться!):
Выживший командир: Загадка или халатность?
Единственный выживший — командир-инструктор — был найден через час. Он держался за обломок, но не помнил, что произошло. Следы на его голове указывали на удар о тубус радиолокатора. Комиссия предположила: пилот мог потерять сознание из-за перегрузок или внезапного ухудшения здоровья. Почему он не отреагировал на снижение? Ответа не было.
Расследование: Цепь фатальных совпадений
Комиссия исключила технические неисправности. Основной причиной назвали потерю контроля над самолетом после уборки закрылков. Вероятно, экипаж отвлекся на оценку грозы, игнорируя показания приборов. Также рассматривалась версия о спутном следе от Ту-154, взлетевшего ранее, но расчеты показали: он мог усложнить пилотирование, но не вызвать падение.
Странности катастрофы
Почему опытный инструктор не заметил снижение? Почему второй пилот и другие члены экипажа находились в пассажирском салоне? И главное — могла ли временная потеря сознания командира стать роковым фактором? Комиссия не дала однозначных ответов, указав на «ряд косвенных факторов».
Итоги: Уроки трагедии
Катастрофа Ан-24 стала поводом пересмотреть правила учебных полетов в сложных метеоусловиях. Однако вопросы остались. Как заметил один из экспертов: «Если бы метеолокатор работал, или если бы экипаж был сосредоточен, трагедии можно было избежать».
Тень прошлого
Обломки самолета до сих пор лежат на дне Черного моря, напоминая о пяти погибших. А выживший командир так и не смог восстановить память о тех минутах. Возможно, это к лучшему — некоторые тайны не должны быть раскрыты.
Хотите видеть качественный контент про авиацию? Тогда рекомендую подписаться на канал Авиатехник в Telegram (подпишитесь! Там публикуются интересные материалы без лишней воды)