- Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями» — они активно строили больницы, детские дома, бесплатные квартиры и богадельни. Рядом обязательно возводился храм. Коллекционирование у династии тоже было, что называется, в крови: двоюродный брат Алексей Александрович Бахрушин — основатель знаменитого Театрального музея в Москве.
- «У меня в библиотеке, — признавался Алексей Петрович в письме к библиофилу Н. Ф. Бокачеву в феврале 1900 года, — яблоку негде упасть: везде книги, папки, опять книги, опять папки, и так далее, — свободного же места нет, да и быть не может: книги все прибывают и прибывают...».
Во время организации Императорского Российского исторического музея дары частных собирателей и коллекционеров стали одним из важнейших источников пополнения его собрания и заложили основу музейного фонда. Одним из активнейших дарителей в тот начальный период музея, стал Алексей Петрович Бахрушин — купец, меценат, коллекционер и библиофил.
Выходец из знаменитого купеческого рода родился 4 мая (22 апреля) 1853 года в Москве. По семейному преданию, Бахрушины происходили из касимовских татар. В начале XVII века некий Бахруш принял православие и поселился в рязанском губернском городе Зарайске. Основателем московской ветви и всей династии фабрикантов был дед Алексея Петровича — Алексей Фёдорович, который в 1821 году переехал из Зарайска в Москву. Семейство обогатилось на казенных заказах во время русско-турецкой войны.
Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями» — они активно строили больницы, детские дома, бесплатные квартиры и богадельни. Рядом обязательно возводился храм. Коллекционирование у династии тоже было, что называется, в крови: двоюродный брат Алексей Александрович Бахрушин — основатель знаменитого Театрального музея в Москве.
В 1860-е гг. Алексей Петрович учился в московском частном пансионе Э. Х. Репмана, затем стал одним из совладельцев «Товарищества кожевенных и суконных мануфактур А. Бахрушина сыновей».
В 1878 году, в возрасте 25 лет, Алексей Петрович женился на Анне Степановне Макеевой. Детей у пары не было, и постепенно коллекционирование, к которому Алексей Петрович проявлял интерес с ранних лет, стало смыслом его жизни. Бахрушин собирал русское декоративно-прикладное искусство, занимался историей Москвы. Отдельной страстью было коллекционирование книг.
«У меня в библиотеке, — признавался Алексей Петрович в письме к библиофилу Н. Ф. Бокачеву в феврале 1900 года, — яблоку негде упасть: везде книги, папки, опять книги, опять папки, и так далее, — свободного же места нет, да и быть не может: книги все прибывают и прибывают...».
Каждое воскресенье он проводил на Сухаревском толкучем рынке, в ряду антикваров. В поисках старинных вещей и рукописей Алексей Петрович по много раз обошел все московские и подмосковные монастыри, лично познакомился едва ли не со всеми антикварами, букинистами и просто любителями старины. Перу Бахрушина принадлежит заслуга создания своеобразной «энциклопедии» частного собирательства России начала XX века — книга «Из записной книжки. Кто что собирает», вышедшая в свет уже после смерти автора, в 1916 году.
Журнал «Голос минувшего» писал: «Труд А. П. Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. „Кто что собирает“ прочтется, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А. П. Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства».
«Заметки о собирателях, — продолжал рецензент Н. В. Некрасов, — дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого — принесение в дар обществу своих сокровищ».
С начала 1870-х гг. и до самой смерти, на протяжении 30 лет, Бахрушин собирал библиотеку, в которую вошли преимущественно книги по истории, географии, археологии, этнографии России, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства — гравюры, акварели, живопись, миниатюры, иконы, медали, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье. Его собрание стало крупнейшей историко-бытовой коллекцией того времени.
На всю Москву меценат был известен весьма плотным телосложением, а также скупостью и привычкой бесконечно торговаться. Увлечение русской стариной, переросшее в настоящую страсть, в итоге вылилось в дом-музей. Переехав из дома на Кожевнической набережной в новый особняк, Бахрушин разместил в нем личную коллекцию. Дом Бахрушиных в Воронцовом поле, где второй и третий этажи были заняты памятниками и книгами, дважды в месяц принимал друзей и единомышленников: деятелей культуры, писателей, ученых, библиофилов и коллекционеров, антикваров и букинистов. В круг знакомых Алексея Петровича входили И. Забелин, М. Семевский, П. Бартенев, А. Орешников, А. Шувалов, С. Виноградов, К. Соловьев, Д. Ульянинский, художник А. Васнецов, писатель В. Гиляровский, архитектор И. Бондаренко и другие.
Близкое знакомство мецената с Историческим музеем произошло в середине 1878 года — сохранилась переписка Бахрушина с Иваном Егоровичем Забелиным, историком, археологом, одним из создателей музея. В том же году Алексей Петрович преподнес музею первый дар — несколько портретов и 28 бытовых предметов, за что был избран членом-соревнователем Исторического музея.
В начале XX века в состав его собрания входили предметы русского быта, церковные древности, изделия из фарфора, фаянса и бронзы, картины В. А. Тропинина, О. А. Кипренского, В. К. Шебуева, Г. И. Угрюмова и других художников, коллекция лубочных картин и другие экспонаты. Коллекция книг насчитывала около 30 тысяч томов и содержала редкие экземпляры. Правда, ни одного каталожного описания при жизни владельца так и не было составлено.
Ценнейшей частью собрания А. П. Бахрушина была портретная галерея коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов (изображения 330 лиц), в том числе 76 гравюр, литографий, фототипий, фотографий с литографий и 273 фотографии с натуры (почти все «кабинетного» размера). Портреты были помещены в пять альбомов в дорогих переплетах с золотым тиснением на обложках: «Московские коллекционеры 1894» (72 портрета), «Наши коллекционеры 1895» (53 портрета), «Наши книголюбы 1897» (100 портретов), «Московские букинисты и антиквары 1899» (79 портретов), «Наши книголюбцы 1899» (45 портретов).
По духовному завещанию самого Бахрушина, после его смерти в 1904 году коллекция, оцениваемая в 140 000 рублей, вместе со шкафами и витринами была передана в дар Историческому музею, где было создано два зала его имени. В 1911–1912 гг. на средства вдовы коллекционера было издано полное описание книжной коллекции Бахрушина — «Каталог книг Алексея Петровича Бахрушина».
К сожалению, сохранить целостность коллекции в стенах музея не удалось: в 1938 году часть книг бахрушинского собрания были изъяты из библиотеки ГИМ и переданы во вновь созданную Государственную публичную историческую библиотеку. Но и сегодня почти в каждом фондовом отделе Исторического музея есть памятники из этого знаменательного собрания.
Например, уникальная серия акварельных листов, выполненных московскими художниками по заказам старообрядцев в середине XIX века, коллекция лубочных картинок, фарфоровая серия «Народы России» завода Гарднера, документы и артефакты эпохи Отечественной войны 1812 года, коллекция женской одежды и головные уборы конца XVII — XIX века разных губерний России, малоизвестные акварели художника Карла Карловича Гампельна (1794-1880), и многое, многое другое.
В Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина хранится письмо Алексея Петровича кузену, Алексею-младшему, тогда начинающему коллекционеру. Не просто письмо, а одновременно и поучение, и завещание, и напутствие коллекционера-самородка:
«Любезнейший братец мой, Алеша! Коль скоро ты уже окончательно решил всерьёз заняться собирательством, то знай, помни и готовь себя к трем испытаниям:
1) В очень многом должно научиться ограничивать себя. Отказаться от ненужных трат, развлечений и удовольствий, лишних комнат в доме, богатых обедов и модных нарядов для себя и ненаглядной твоей Веры Васильевны. Весь досуг свой следует отдавать беззаветно поиску и приведению в порядок собираемых милых твоему сердцу редкостей и диковин. Не обращай внимания, милый Алеша, на пересуды. Мы, коллекционеры, подсудны лишь одному судье — времени.
2) За версту обходи знатнейшие и модные антикварные магазины и крупные аукционы. Здесь всё дорого и богато, но редко, когда ценные и интересные вещи попадают сюда. Зато чаще заглядывай в антикварные лавчонки и развалы старьевщиков... на Сухаревке. Тут, если повезет, бывает, найдёшь за целковый корону Британской империи. И никогда не давай сразу требуемой цены. Торгуйся смело, напористо, как на базаре. Старайся на грош пятаков купить. В том-то и есть наш собирательный интерес и азарт.
3) И, самое главное, всё, что делаем мы, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству любимому, образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание твоё, назначить его в музей, в библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй даже самым близким родственникам, например детям. Потому что всё это пойдёт в продажу розницей за что попало. Вон так мудро решил П. М. Третьяков, принеся бесценный дар свой родной нашей Москве... Я, следуя сему примеру, сговорился... с... П. И. Щукиным и отдам всё, как и он собирается, в Исторический музей... Забелину И. Е. Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может быть, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коль мы его достойны будем. За сим остаюсь любезный брат твой А. П. Бахрушин».
[1890-ые гг.]
Цитата по: ГЦТМ. Ф.1. Оп. 3. Ед. хр. 320206.