Найти в Дзене
Исторический музей

Библия и «Пасхальный канон». Акварель московской старообрядческой традиции середины XIX века

В собрании Исторического музея есть уникальный памятник — огромный акварельный рисунок со сценами, иллюстрирующими сюжеты из Ветхого и Нового заветов в их взаимозависимости с «Пасхальным каноном» святого Иоанна Дамаскина. Эта акварель ранее не была изучена и даже просто внимательно рассмотрена из-за сложившихся особенностей хранения, не позволявших до неё добраться. Новое одноименное издание Исторического музея посвящено изучению этих уникальных акварельных листов, выполненных московскими художниками по заказам старообрядцев в середине позапрошлого столетия. Публикация акварели — важный шаг, который открывает еще одну мало изученную страницу религиозной живописи России середины — второй половины XIX века. Общий размер самой акварели — 190×155 см. Акварель смонтирована на большой подрамник и вставлена в деревянную раму, а рама в свою очередь разделена тонкими деревянными рейками на 9 частей согласно с тематическими комплексами картины. Тщательное исполнение деревянной рамы, её переплет
Оглавление

В собрании Исторического музея есть уникальный памятник — огромный акварельный рисунок со сценами, иллюстрирующими сюжеты из Ветхого и Нового заветов в их взаимозависимости с «Пасхальным каноном» святого Иоанна Дамаскина. Эта акварель ранее не была изучена и даже просто внимательно рассмотрена из-за сложившихся особенностей хранения, не позволявших до неё добраться.

Новое одноименное издание Исторического музея посвящено изучению этих уникальных акварельных листов, выполненных московскими художниками по заказам старообрядцев в середине позапрошлого столетия. Публикация акварели — важный шаг, который открывает еще одну мало изученную страницу религиозной живописи России середины — второй половины XIX века.

Общий размер самой акварели — 190×155 см. Акварель смонтирована на большой подрамник и вставлена в деревянную раму, а рама в свою очередь разделена тонкими деревянными рейками на 9 частей согласно с тематическими комплексами картины. Тщательное исполнение деревянной рамы, её переплета и защитных стекол выполнило свою охранительную миссию и позволило уникальному памятнику дойти в целостном виде до наших дней.

По замыслу акварель является иллюстрацией общей христианской библейской истории мира, которая призвана восславить Пришествие и Воскресение Христа.

Сюжеты отдельных картинок объединены в три больших комплекса: ветхозаветный, новозаветный и пасхальный канон. Наибольший ветхозаветный комплекс разделен на восемь выделенных общими орнаментальными рамками частей -блоков, в которых раскрывается содержание тех или иных библейских книг. Чтение сюжетов за некоторыми исключениями построено, как в житийной иконе, слева направо и сверху вниз, в боковых частях переходя попеременно с левого блока на правый. Практически каждое изображенное событие имеет название. Рассмотрим первые 20 сюжетов комплекса.

Большая акварельная картина поморского письма с изображением сцен из Ветхого и Нового завета на выставке «Россия. Дорогами цивилизаций». 2022 год
Большая акварельная картина поморского письма с изображением сцен из Ветхого и Нового завета на выставке «Россия. Дорогами цивилизаций». 2022 год

Ветхозаветный комплекс

Дни творения (1-6)

Самой первой, конечно, представлена Книга Бытия. В левом верхнем углу листа шесть небольших рисунков повествуют о том, как Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды, в 5 день сотворил птиц, рыб в водах и всяких гадов, в 6 день — зверей и скотов четвероногих, и человека. На последней шестой картинке присутствуют и мужчина, и женщина среди разнообразных зверей, а 4 день отмечен ещё тем, что «дьявол свержен бысть с небес». Этот первый блок отличается от последующих рисунков необыкновенной изящной условностью: небо и земля вначале неразделимы и составляют единый синий круг, твердь второго дня изображена окружающей землю белым кольцом с нечеткими очертаниями облаков, земля третьего дня дана с едва намеченными очертаниями суши, вод и маленькими деревцами, в четвертый день над этой маленькой круглой землей клубятся облака, в гуще которых изображены совсем небольшие солнце, луна и звезды, а в верхних ярусах каждой картинки в облаках на херувимах, как на престоле, восседает Бог Саваоф в окружении многочисленных ангелов, которые показаны в непрерывном действии.

Дни творения (1-6)
Дни творения (1-6)

Следующая по ходу библейского текста история людей в Раю рассказана акварелистом в третьем блоке.

Второй блок сюжетов продолжает книгу Бытия. Здесь всего 3 картинки, две из которых непосредственно иллюстрируют Библию: Всемирный потоп и гибель городов Содома и Гоморры.

Всемирный потоп (7)
Всемирный потоп (7)

Всемирный потоп (7)

Изображение Всемирного потопа носит в целом камерный, целомудренный характер. Художник избегает показа страшных моментов гибели всего живого: рисунок лишен каких-либо особых подробностей в показе тонущих и спасающихся персонажей, экспрессия эмоций показана лишь в жестах людей.

Маленькие фигурки на дереве, на плоту, на крыше здания над ровными спокойными голубыми волнами только обозначают сам сюжет рассказа. Отказ от «говорливости» деталей концентрирует внимание зрителя на темах неотвратимости наказания за закоренелый грех и спасения праведников. Около огромного ковчега, стоящего на скалах Арарата над водой, нет ни людей, ни животных, он уже наполнен и закрыт в ожидании окончания потопа.

Погубление Содома и Гоморры (9)
Погубление Содома и Гоморры (9)

Погубление Содома и Гоморры (9)

Тема гибели за грех и спасения праведной жизнью продолжается в симметрично расположенном изображении гибели городов Содома и Гоморры в огне. Сюжет решен в более эмоциональном ключе. Охваченный пожаром красивый город с башнями на крепостной стене, храмами и дворцами контрастирует с мирной природой окрестных гор и водоемов, где сидят, горестно склонив головы Лот и две его дочери, лишившиеся всего. Одинокая фигура жены Лота с повернутым в сторону города лицом, что, согласно Библии, было строго запрещено делать, застыла на дороге. Она превратилась в соляной столб, уже не двигается и существует отдельно от семьи.

Страшный суд (8)
Страшный суд (8)

Страшный суд (8)

Третьим центральным сюжетом в этом блоке, не имеющим наименования, является изображение Страшного суда Божьего. В нем тема ответа за земные дела — злые или добрые — получает новую глубину, ибо на этом последнем суде решается не земная, но вечная участь каждого человека.

В верхнем ярусе картинки-клейма изображена Святая Троица: в круге, вписанном в четырехугольник, окруженные серафимами и херувимами, восседая на престолах, изображены Бог Отец, Бог Сын и над ними Бог Дух Святой. Как в композиции Деисуса — моления, Троице предстоят крылатые Богородица и Иоанн Предтеча, и множество ангелов, славословящих Бога. Слова их хвалебной песни: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже», — написаны на свитках.

В среднем ярусе мы видим композицию с уготованным на суд престолом, несомом ангелами. Орудия страданий Христа и воплощение Его проповеди в виде книги — Евангелия — помещены на нем. Симметрично по обе стороны изображены ангелы с трубами, возвещающие конец времен и суд.

В нижнем ярусе в центре нарисован в воинских доспехах Архангел Михаил. Он стоит на облаке с золотой трубой в левой руке, опираясь на копье, а к нему с двух сторон подходят апостолы и евангелисты, возглавляемые Петром, (слева) и ветхозаветные пророки, возглавляемые царем и священником Мельхиседеком (справа).

История изгнания первых людей из Рая (10-15)
История изгнания первых людей из Рая (10-15)

История изгнания первых людей из Рая (10-15)

Правый — третий по счету — блок из 6 картинок продолжает книгу Бытия. Художник рисует жизнь первых людей: Адам и Ева около древа познания, изгнание из рая, плач Адама и Евы перед раем, труд Адама на земле, жертвоприношение Авеля и жертвоприношение Каина, убийство Каином Авеля.

Адам в Раю преступает заповедь Божию (10)
Адам в Раю преступает заповедь Божию (10)

Адам в Раю преступает заповедь Божию (10)

Первая картинка — Адам и Ева у древа познания — насыщена изображениями растительности и животных. Она настолько плотно населена представителями флоры и фауны, что Адама и Еву — нагих и почти прозрачных — с трудом можно найти на изображении. Адам протягивает руки к Еве за яблоком. Ева стоит в центре композиции под древом. В изящном повороте одной рукой она подает запретный плод Адаму, другой, поднятой вверх, указывает на змия, как на источник плода. Лев, единорог, слон со своим длинным хоботом и другие звери, обступая человеческие фигуры со всех сторон, являются молчаливыми свидетелями совершающегося греха.

Изгнание Адама и Евы из Рая (11)
Изгнание Адама и Евы из Рая (11)

Изгнание Адама и Евы из Рая (11)

Вторая картинка из этого блока отводит главное место показу летящего ангела, передающего весть о наказании людям за первородный грех. Ангел с огромными крыльями, поднятыми вверх, нависает над идущими от Рая фигурками Адама и Евы и составляет как бы смысловой центр композиции. Двери Рая художник обозначает триумфальной аркой с колоннами.

Плач Адама и Евы пред Раем (12)
Плач Адама и Евы пред Раем (12)

Плач Адама и Евы пред Раем (12)

На третьей картинке мы видим, как Адам и Ева оплакивают потерянный Рай. Беззащитные, полуобнаженные, горестно подпирающие головы, они сидят под деревом напротив точно таких же райских ворот в виде триумфальной арки, как на предыдущем изображении. Теперь в ее пролёте — пламенный Серафим, защищающий вход в райский сад. Две понурые фигурки среди густой зелени кустарника невольно вызывают чувство сострадания.

Адам возделывает землю (13)
Адам возделывает землю (13)

Адам возделывает землю (13)

«Адам труждается делая землю» — таково содержание четвертой картинки блока, иллюстрирующего книгу Бытия. В отличие от похожих изображений, где Адам пашет, здесь он вскапывает и разрыхляет землю лопатой. Вокруг раскинулся пейзаж с извивающимся руслом узкой реки, поросшей кустарником и деревьями по берегам.

Ева горестно взирает на тяжелую работу мужа, соответствующую понятию о труде «в поте лица своего».

История братоубийства Каином Авеля (14-15)
История братоубийства Каином Авеля (14-15)

История братоубийства Каином Авеля (14-15)

Следующие два сюжета посвящены истории Каина и Авеля. Первый изображает жертвоприношение Авеля и Каина, когда Бог принял дар от Авеля, принесшего на жертвенник первородных ягнят, и не принял от Каина плоды земли, второй — «Каин по зависти убивает Авеля». На обеих картинках Каин и Авель изображены в одинаковых одеждах: Каин в сером тканом хитоне как земледелец, Авель — в одежде из шкур как пастух. Второе клеймо со сценой братоубийства художник дополняет рассказом, как родители — Адам и Ева — оплакивают своего безвинно убитого сына. Пейзажный фон представляет собой сочетание холмов, горок и зеленой растительности. Композиции этих двух клейм несколько упрощены и даже схематичны. Добавим, что Авель осмысляется в христианстве как один из ветхозаветных прообразов Христа.

Далее библейское повествование продолжается на вертикальных блоках слева и справа от центральной части и представляет зрителю избранные сюжеты из Пятикнижия пророка Моисея, переходя от левого блока к правому и обратно.

Жертвоприношение Авраама (16)
Жертвоприношение Авраама (16)

Жертвоприношение Авраама (16)

Книга «Бытие» продолжает свою художественную жизнь в следующем смысловом блоке — левом, правда всего двумя сюжетами, связанными с личностями патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Первая картинка здесь — «Жертвоприношение Авраама». Она подробно рассказывает, как в сопровождении двух слуг Авраам с сыном своим Исааком достигают подножия горы, слуги вместе с осликом остаются внизу, а Авраам, неся в руках огонь и нож, и Исаак с вязанкой дров на спине поднимаются вверх. Там художник рисует жертвенник, сложенный из принесенных поленьев, на котором как жертва возлежит обнаженный сын, отец уже занес нож, но летящий от Бога ангел останавливает его. Заблудившийся барашек, запутавшийся рогами в кустах, помещен за каменной оградой цветущего сада. Обращает на себя внимание скрупулезная точность в иллюстрировании библейского текста, имеющего важный для художника смысл, ведь Исаак в данном эпизоде прообразует собой Христа.

Лествица Иакова (17)
Лествица Иакова (17)

Лествица Иакова (17)

В огромном акварельном рисунке со множеством отдельных сюжетов художник прежде всего стремится к подробному детализированному показу самого содержания. Это имеет отношение и ко второй картинке книги Бытия под названием «Лествица, виденная Иаковом во сне». Здесь представлено видение, посетившее Иакова, когда он по благословению отца шел по пустыне брать себе жену-единоплеменницу и заснул, подложив себе камень под голову. Лестница касалась верхушкой неба и по ней вниз и вверх ходили ангелы, а выше всех на облаках стоял Бог, который обещал Иакову дать ему и его потомству землю, на которой они распространятся «и к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню». Утром Иаков проснулся и поклялся в верности Богу.

На картинке отсутствует последний элемент рассказа, в котором говорится, что Иаков установил в виде памятника тот камень, который был у него под головой ночью, и возлил на него елей. Главным для художника остается рассказ о самом видении, потому что в христианской традиции библейский рассказ о лестнице Иакова осмысляется как указание на Богородицу, соединившую небо и землю.

Помимо этого слева от небесной лестницы акварелист поместил сюжет борьбы Иакова с Ангелом, который в православной экзегезе понимается как стремление человека превзойти лучшего, преуспеть в добродетели. Борьба Иакова указывает на подражание Христу, сказавшему: «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Иосиф продается братьями в рабство (18)
Иосиф продается братьями в рабство (18)

Иосиф продается братьями в рабство (18)

Далее повествование книги Бытия продолжается в вертикальном блоке справа двумя сценами, первая из которых изображает продажу братьями Иосифа в рабство за 20 сребренников. Богатые купцы исмаильтяне стоят рядом со своими двумя верблюдами, нагруженными выше голов товарами, братья ведут с ними переговоры, а проданный ими Иосиф покорно идет следом за новым хозяином.

В христианской традиции ветхозаветный патриарх Иосиф назван Прекрасным. Для многих авторов красота Иосифа являлась выражением его внутренней сущности, ведь во всех приведенных в Библии ситуациях он демонстрировал терпение, твердость духа, стойкость, целомудрие. Претерпевший в жизни поношение от родных братьев, он стал прообразом Христа.

Праотец Иаков благословляет сынов Иосифовых (19)
Праотец Иаков благословляет сынов Иосифовых (19)

Праотец Иаков благословляет сынов Иосифовых (19)

Следующая сцена имеет важное идейное значение: праотец Иаков перед смертью благословляет двух детей Иосифа — Манассию и Ефрема — и принимает их в свою семью. Сыновья Иосифа были рождены в браке с египтянкой, но им суждено было, наряду с другими детьми сыновей — 12 колен — Иакова, произвести потомков Израилю. Благословив Манассию и Ефрема, Иаков, согласно тексту, повернулся к стене и испустил дух. На картинке видно, что стоящие у ложа Иакова близкие люди скорбят и утирают слезы, понимая, что присутствуют при его кончине.

Купина Неопалимая (20)
Купина Неопалимая (20)

Купина Неопалимая (20)

Следующая группа картинок, идущих за книгой Бытия — иллюстрации книги Исход — помещены на левом вертикальном блоке. Первой изображена сцена видения Моисеем купины, огнем горящей, на Синайской горе. Художник со всеми подробностями показывает, как Моисей пасет стадо овец у подножия горы и видит чудесное явление пылающего и не сгорающего куста. Поднявшись на гору и оказавшись рядом со святыней, он в благоговении снимает обувь и внимает голосу Бога, повелевающего ему отправиться в Египет и вывести израильтян из плена. Эту весть ему доносит ангел, слетающий от Бога, изображенного в центре пламенеющего куста. Как и лествица Иакова, горящий куст купины в Православии осмысляется как ветхозаветный прообраз Богоматери, от Которой по человечеству родился богочеловек Иисус Христос.

По материалам Блога ГИМ

Книга «Библия и Пасхальный канон: Акварельные листы московских старообрядцев середины XIX века» уже в продаже в музейных магазинах и в интернет-магазине Исторического музея.

Библия
8981 интересуется