Продолжаю публиковать главы из своей книги. Начало здесь.
Глава пятнадцатая
Дань памяти
Утро у будущих супругов началось с построения планов на ближайшее время. Разумеется, на первом месте была предстоящая свадьба. Правила регистрации брака остались такими же, как и в двадцатом веке, с той лишь разницей, что заявление можно было подать двумя способами. Первый способ, он же традиционный, заключался в том, что жених и невеста вместе приходят в ЗАГС и подают заявление. А второй существенно упрощал процедуру, которую теперь можно было произвести прямо из дома через всемирную информационную сеть. Но Коля и Света единогласно решили подать заявление традиционным путём. Николай тут же позвонил в Полифункциональный Центр и поинтересовался правилами подачи заявления в ЗАГС. Как выяснилось, через сеть можно было подать заявление прямо сейчас, а при традиционном способе нужно было подождать. В стране были майские праздники, поэтому ЗАГС начинал работать на личные посещения лишь с 12 мая. Приняв во внимание полученную информацию, жених и невеста решили подать заявление 12 мая в 10:00. А чтобы дни до назначенной даты не проходили впустую, будущие молодожёны решили провести их с пользой. В первую очередь решили навестить Колиного деда. Обоим не терпелось посмотреть старые фотографии. После этого запланировали визит на кладбище, чтобы проведать могилы ещё, казалось бы, недавно живых и молодых, Даши, Алексея и Павлика. Живых и молодых, разумеется, в двадцатом веке. А после этого Коля предложил Светлане посетить город Йошкар-Олу. Ему почему-то нестерпимо захотелось вновь увидеть памятники Йошкиному Коту и Йошкиной Кошке, и загадать новое желание. Света не стала возражать.
Будущие молодожёны позавтракали и вышли на улицу. «Маленькая» быстро довезла их к дому деда. Дверь открыл сам Николай Павлович.
- О, внук пришёл! – радостно воскликнул он, - Да не один! С красивой девушкой!
- Привет, дед! – протянул руку Коля, - Познакомься – моя невеста Светлана!
- Рад, рад знакомству, - дед приобнял Свету и крикнул в кухню, - Петровна, готовь стол!
Из кухни вышла Колина бабушка, Анна Петровна. Несмотря на свой почтенный возраст, она выглядела не более чем на шестьдесят лет, а её разум ещё ни на каплю не успел подвергнуться старческим недугам. Бабушка с радостью обняла и поцеловала внука, который тут же представил ей свою любимую.
- Хорошая девушка, Коленька, сразу вижу! – сообщила она, - Держись за неё покрепче!
- Моя бабушка всю жизнь проработала психологом, поэтому знает, о чём говорит, - с улыбкой пояснил Светлане Николай, - уж если бабушка одобрила, то я теперь буду держаться за тебя покрепче!
Света слегка покраснела от смущения и обратилась к бабушке: - Спасибо за добрые слова!
- Ну что мы стоим? – взял ситуацию в свои руки Николай Павлович, - Петровна, готовь чай, да сладенького к нему. Отметим встречу как положено.
Дед провёл молодых в зал, усадил на диван, придвинул чайный столик.
- Пока Петровна там готовит, - сказал дед, - расскажи-ка, внук дорогой, где ты раскопал это сокровище?
Николаю ничего не оставалось делать, как рассказать всё ту же легенду об их со Светой знакомстве.
- Это хорошо, что ты не оставил человека в беде, - похвалил дед, выслушав историю Николая и Светы до конца, - а заодно и любовь свою нашёл. Девушка хорошая, точно говорю. Даже бабушка оценила. А если уж она оценила, то тут уже никто не станет спорить.
- Спасибо, дед! – Николай взял руку зардевшейся от смущения Светы, и ободряюще пожал её, - Спасибо! Я и сам рад, что Света встретилась на моём пути.
Тут в зал вошла Анна Петровна, идя следом за нагруженной автоматической тележкой. Она ловко расставила привезённое угощение на чайном столе и отправила пустую тележку на кухню.
Принялись чаёвничать. Завели неспешную беседу, основной темой которой была, разумеется, предстоящая свадьба. Но Николаю не терпелось показать Светлане старые фотографии, поэтому он, как только разговоры о будущем празднестве слегка утихли, тут же попросил деда достать старые семейные альбомы.
- Хочешь показать невесте корни нашей семьи? – утвердительным тоном спросил Николай Павлович.
- Именно! Мысли мои читаешь, дед!
- Хорошее дело! – Николай Павлович поднялся, прошёл к шкафу и достал два старинных фотоальбома.
Николай в первую очередь взял в руки тот альбом, в котором, как он помнил, были те самые снимки, которые он делал сам в двадцатом веке. С первой же страницы на них со Светой глянули молодые и красивые Алексей и Даша, стоящие рядом в свадебных нарядах. Света не могла сдержать потрясения.
- Коленька! – воскликнула она, - Это они! Они!
- Они, милая! Вне всяких сомнений! – шёпотом, чтобы не слышали дедушка и бабушка, ответил Коля.
- Светочка, ты разве знаешь наших предков? – удивился дед, - Почему ты говоришь, они?
Света растерялась. Ей на помощь пришёл Коля:
- Дед, сегодня ночью Светлане приснились Алексей и Даша. Приснились ярко и достоверно, словно наяву. Утром Света поделилась со мной своим сновидением, и попросила показать старые фотографии с нашими прапрадедом и прапрабабушкой. А вот сейчас она их узнала. Поэтому Света так потрясена.
- Да, интересно! – сказал дед, - Прям мистика!
Света поняла, что чуть было не выдала себя, и решила в дальнейшем быть более сдержанной. Она тайком пожала Николаю руку, благодаря его за то, что он помог ей выкрутиться из щекотливой ситуации. Николай пожал руку Светланы в ответ и начал листать страницы. На очередном альбомном листе открылась та самая фотография, сделанная в момент отправления автобуса из Котовки. Тут пришла очередь онеметь и самому Николаю. Дед заметил перемену в лице внука и спросил:
- Коля, ты чего так напрягся?
- Да нет, дед, ничего… - пробормотал Николай, - Автобус увидел… Старинный… Впечатлился…
- Да, техника в то время была, конечно, та ещё, - согласился дед, а Коля всё смотрел и смотрел на снимок. В голове смешались годы, десятилетия, века. Вроде недавно всё происходило, а по календарю прошло целое столетие. Было от чего напрячься.
На других альбомных листах открылось ещё несколько знакомых снимков. На некоторых виднелись пейзажи Котовки, были и односельчане. У Светланы текли слёзы. Анна Петровна заметила это.
- Светочка, что с тобой? – забеспокоилась она.
- Сама не знаю, Анна Петровна, - пытаясь взять себя в руки, вымолвила Света, - люди красивые на фото, жаль, что они уже не с нами.
- Да, внученька, - ответила Колина бабушка, - и нам жаль. Но что поделать, так уж устроен мир.
Просмотр альбомов продолжался. Вопреки ожиданиям Светы ни на одном снимке не было её самой и Николая. Разумеется, Света помнила, что одни фотографии не получились, а другие пропали на почте. Но, по зрелому размышлению, оно и лучше. Кто знает, как сложилась бы ситуация, если бы изображение Светланы оказалось в этом альбоме. Уж точно начались бы всяческие предположения, что на снимке дальние предки Светланы. Различные домыслы, предположения. Нет, хорошо, что не было Светланы на фотографиях.
Когда просмотр был окончен, Николай попросил у деда альбомы для того, чтобы дома отсканировать снимки для себя. Николай Павлович дал добро, попросив бережно обращаться с раритетами. Коля пообещал, что всё будет в порядке.
В конце концов, напившись чаю и вдоволь пообщавшись со стариками, Коля и Света стали собираться домой. Бабушка, как, впрочем, все бабушки на свете, приготовила для молодых свёрток с собственноручно изготовленными вкусностями и, не принимая возражений, сунула его Светлане в руки. От души поблагодарив стариков и попрощавшись с ними, Коля и Света вышли из квартиры и направились к машине.
- Коленька, я не знаю, что сказать, - проговорила Света, - у меня на душе сейчас такое…
- Милая, я сам потрясён, - ответил Коля, - и знаешь, что я думаю?
- Что?
- Нам нужно прямо сейчас съездить на кладбище к Даше, Алексею и Павлику.
- Ох, Павлик! – у Светы вновь брызнули слёзы, - Это ведь и он тоже…
- Не расстраивайся, родная, - начал успокаивать любимую Николай, - Павлик прожил долгую, счастливую и достойную жизнь. И слово своё сдержал!
- Какое? – сквозь всхлипы спросила Света.
- Назвал своего сына, и в его лице моего деда в честь меня же, Николаем. Помнишь эту ситуацию?
- Ещё бы! – ответила Света, - Как не помнить!
- Тогда вперёд, навестим наших, как правильно сказать – и предков и друзей в одном лице.
- Поехали!
Наши герои забрались в «Маленькую», Николай задал маршрут и машина тронулась.
На самом кладбище Николай знал, куда идти. Могилы Алексея и Даши находились в одной оградке. На памятных табличках было написано «Светлов Алексей Григорьевич 2.07.1925-14.04.2014» и «Светлова Дарья Афанасьевна 6.07.1924-19.06.2014». На памятных снимках были изображены уже довольно постаревшие Алексей и Даша. Но знакомые черты их лиц не оставляли никаких сомнений в том, что это были именно те люди, с которыми Коля и Света были знакомы в двадцатом веке.
У Светы вновь потекли слёзы. Да и у Николая защипало в глазах. Одно дело, приходить навещать предков, которых ты не застал живыми, а совсем другое, когда ты их знал молодыми.
- Надо же, - прошептала Света, - и умерли почти в одно и то же время… Два месяца разницы…
- Да, родная. Дед рассказывал, что Алексей шутил насчёт того, что они уйдут вместе с Дашей. Так и получилось. Любили они крепко друг друга. До самой смерти любили.
Николай достал заранее приготовленные цветы и возложил их на могилы своих предков. Присели за столик. Помолчали. Света прошептала:
- Дашенька, Лёшенька… Вроде и недавно мы общались, вроде и недавно вы были молоды и красивы… А вот сейчас нахожусь я возле вашей могилы и не верю своим глазам… Спасибо вам, родные мои за то, что вы были в моей жизни… Буду помнить вас всегда…
- Присоединяюсь… - добавил Николай, - Покойтесь с миром, родные мои…
Посидев ещё немного, Коля и Света направились к могиле Павлика. Вернее, уже давно не Павлика, а Павла Алексеевича. Могила его была не так уж и далеко от могилы его родителей.
Так же, как и в оградке Алексея и Даши, могила Павла Николаевича находилась рядом с могилой его жены, Татьяны Андреевны. Надписи на могилах гласили «Светлов Павел Алексеевич 8.10.1952-13.10.2040» и «Светлова Татьяна Андреевна 10.12.1953-26.12.2041». С фотографии на могиле Павла Алексеевича смотрел зрелый и солидный мужчина, в котором трудно было угадать того мальчика, которого помнили Света и Коля. А с фотографии Татьяны Андреевны смотрела не потерявшая красоты и миловидности, женщина почтенного возраста.
И снова Света не смогла сдержать слёз. Одно успокаивало - Светлана знала, что Павлик прожил хорошую и достойную жизнь.
Наши герои возложили цветы и на эти две могилки. Также посидели, помолчали и произнесли те слова, которые обычно говорят люди, навещая близких на кладбище.
Спустя время Коля и Света засобирались домой. Попрощавшись с усопшими, они вышли с территории кладбища и направились к машине.
Приехав домой, Коля и Света устроили поминальный обед, ещё раз вспомнив хорошими словами своих родных и друзей. Дань памяти была воздана полностью.
Для тех, кто хочет прочесть всю книгу сразу, вот ссылка на сайт, на котором книга опубликована.