Найти в Дзене

Задания на развитие понимания речи при сенсорной или сенсомоторной алалии. Три игры

Оглавление

В этой подборке заданий сделала упор на развитие понимания речи и на формирование первичной грамматики.

Светло - темно

Эти наречия прекрасно встраиваются в бытовую речь. Можно банально щёлкать выключателем в комнате, делая то светло, то темно. И за окошком хорошо видно, как меняется освещение в течение суток. Но прежде чем начать отрабатывать понимание этих слов в быту, я, как обычно, даю вводную игру (вполне достаточно одной).

Мишка в домике.
Мишка в домике.

Делаем домик с окошком для любой игрушки. У меня там живёт медведь. Сейчас есть готовые домики в кукольных наборах, годится и постройка из деталей конструктора. Или приспособьте под жилище любую коробку. Главное, чтобы было окошко, через которое ребёнок будет видеть, светло мишке в домике или темно. Освещение регулируем при помощи настенного светодиодного светильника.

У нас такой светильник на веранде висит, вошёл, он загорелся, очень удобно и светло.
У нас такой светильник на веранде висит, вошёл, он загорелся, очень удобно и светло.

Дети с упоением нажимают на кнопку, включая и выключая лампочки. Мишка проснулся, прочитали на карточке слово "светло", ребёнок зажёг фонарик и положил его в домик. Там стало светло. Собрался медведь вздремнуть, погасили свет, стало темно, пусть спит. Если под рукой нет такого светильника, можно зажигать фонарик на телефоне и класть его в домик. Однако есть вероятность, что телефон перетянет внимание ребёнка, и он забудет про игру.

В ролике Агата играет в домик со словами светло-темно. Это в самом конце видео, на 9-ой минуте.

Ввели слова через занятие, карточки в руки и внедряем их в ежедневные ситуации.

Пробуем три разные модели

1. Говорим слово, например, темно. Параллельно показываем карточку и выключаем свет.

2. Говорим "темно", гасим свет и просим ребёнка выбрать слово на карточке. Понятно, что кромешная тьма не нужна, пусть в комнате останется какой-то небольшой источник света.

3. Показываем ребёнку карточку, он видит слово, к примеру, "светло". Срабатывает узнавание по типу глобального чтения, малыш включает свет.

Из какой миски может есть собачка?

Четыре собачки и три мисочки.
Четыре собачки и три мисочки.

В этой игре отрабатываем слова "Да, нет, может, не может". Нужны четыре разноцветные игрушки (две пусть будут одинаковые по цвету) и три мисочки. Я взяла механических собачек, они могут светить глазками и лаять, что помогает удерживать интерес ребёнка. Суть игры в том, что две средние собачки могут поворачивать мордочки к мискам слева и справа от себя, поэтому едят из двух тарелок. А вот крайним собакам повезло меньше, на каждую из них пришлось только по одной миске.

От ребёнка добиваемся понимания, из какой мисочки может поесть собачка и просим озвучивать, как она ест: ам-ам-ам.

Попытки собачек поесть из своей или чужой миски сопровождаем словами "Да - нет" или говорим: "Здесь может кушать. Тут не может кушать."

  • У меня есть небольшой ролик, где я добиваюсь понимания речи и минимальной озвучки у девочки, которой ещё нет двух лет.

По онтогенезу ребёнок этого возраста уже может понять условия такой игры. В условиях алалического развития речи она доступна ребёнку 3-4 лет.

Окончания прилагательных "круглый", "квадратный"

Берите любые картинки, подходящие по грамматической категории.
Берите любые картинки, подходящие по грамматической категории.

Подбираете картинки с предметами круглой и квадратной формы. На обратной стороне карточек у меня подписаны названия предметов. Беру в руки мячик. Сначала показываю ребёнку картинку, потом переворачиваю, читаю слово и прошу сказать. Ребёнок говорит (как может), я спрашиваю, какой мячик и одновременно с вопросом кладу картинку под карточку "он круглый". Мы вместе с ребёнком проговариваем это словосочетание. Хорошо, если он сможет повторить два слова сразу, но и одно тоже принимаем, как верный вариант. Не забываем похвалить маленького труженика. Так по очереди находим место для каждой картинки.

При выполнении этого задания не ставим цель здесь и сейчас научить ребёнка различать круги и квадраты, не добиваемся идеального узнавания окончаний на карточках.

Тут как раз потребуется целая серия дидактических игр, растянутая не менее чем на год. Эффект от них накопительный. Когда улучшится произносительная сторона речи ребёнка, вы поймете, возникло правильное понимание отрабатываемых слов или нужно продолжать подобные задания.

Всем успехов в развитии речи!