Найти в Дзене

«Улица Холодова» — роман Евгении Некрасовой об убитом корреспонденте «Московского комсомольца» Дмитрии Холодове и городе, в котором он вырос

Писательница рассказывает о личной памяти и общественном забвении, используя приемы документальной прозы и автофикшена

вышла книга писательницы Евгении Некрасовой «Улица Холодова» — об убитом журналисте «Московского комсомольца» Дмитрии Холодове. Некрасова выросла в том же подмосковном городе, что и Холодов, и ходила в ту же школу. Сама писательница утверждает, что задумала роман еще 25 лет назад, а его жанр называет смешением автофикшена и былины.

рассказываем, какой получилась эта книга.

«Улица Холодова» — книга, удивляющая не столько стилем и даже не тем, что ее автор выводит сразу две линии: личную историю взросления и хронику карьеры журналиста, убитого в девяностые. Главное в ней — парадоксальность.

С одной стороны, она как будто далека от актуальной повестки.

действие происходит преимущественно в девяностые и нулевые, и в наше время сюжет возвращается лишь эпизодически.

С другой — история убийства Дмитрия Холодова в редакции «Московского комсомольца» в 1994 году отзывается пугающим эхом сегодняшних реалий — гибели журналистов на фронте, тюремных сроков за профессию. А рассказ о взрослении Некрасовой в подмосковном Климовске перекликается с возвращением туда в дни коммунальной катастрофы в январе 2024 года, когда город на несколько дней остался без тепла из-за аварии в котельной местного патронного завода.

В предисловии Некрасова сравнивает российских журналистов с героями сериала «Секретные материалы» Малдером и Скалли — их объединяют непримиримое желание докопаться до правды и отказ от компромиссов. Холодов, выросший в родном для Некрасовой Климовске, как раз очень похож на героев «Секретных материалов»: его волновали проблемы горожан, в особенности солдат, — будущий журналист в книге служит в армии и возмущен разгулом коррупции и несправедливостью. И так же, как герои сериала, он идеалистичен даже на фоне своих коллег. У него есть и свой архизлодей — алчная, жадная до крови, идущая по пятам Война. Для текстов Некрасовой характерна игра с фольклором, заимствование образов из поверий и сказок и переложение их на современную почву — здесь этот прием работает в полную силу. Война у Некрасовой не просто фон или необходимый контекст, а действующее лицо, лавкрафтианский монстр, для которого честные журналисты, расследователи коррупции в армии вроде Холодова, лишь незначительное препятствие.

Первая полоса газеты «Московский Комсомолец» на следующий день после убийства Дмтрия Холодова«Московский Комсомолец»
Первая полоса газеты «Московский Комсомолец» на следующий день после убийства Дмтрия Холодова«Московский Комсомолец»

Параллельный истории Холодова сюжет посвящен самой Некрасовой — ее взрослению в семье инженеров, дислексии, буллингу и жизни с возникшим впоследствии ПТСР. А также тому, как в Климовске появилась улица Холодова — жест доброй воли и памяти, который, по словам писательницы, сегодня уже кажется невозможным (теперь жители города зачастую даже не знают, в честь кого она названа).

Некрасова вспоминает, как пыталась учиться на физика, но передумала и, став работать в рекламе, долгое время не интересовалась реальностью с ее войнами, терактами и крепнущим авторитаризмом. Все это казалось слишком далеким от частной жизни — пока не оказалось слишком близким. Ведь если государство позволяет чиновникам и генералам безнаказанно творить зло, оно в конце концов доберется до каждого, и даже статус стратегически важного для страны предприятия не спасет патронный завод от аварии, которая затронет весь город. «Революция начнется в Климовске», — цитирует Некрасова свое сообщение подругам. Нет, не начнется. Но история Климовска и улицы Холодова точно показывает, что стало с государством за последние тридцать лет: вместо перемен — гниение.

При этом между двумя сюжетными линиями — Холодова и Некрасовой — возникает напряжение. Хотя по уровню ставок они не совпадают, это противоречие не мешает чтению, потому что книга работает на противопоставлении: один персонаж — герой, убитый за расследование, другая — человек, долго избегавший реальности. Это противоречие не мешает чтению — наоборот, создает в тексте то самое напряжение.

Вот еще не оперившийся, но уже коррумпированный режим уничтожает оппонента. А вот — соседи, учителя, городская администрация, которые не знают, как на это реагировать, прибегают к привычным формам сохранения памяти: мемориальная доска, конкурс стихов имени Холодова, торжественные линейки, таблички, переименование улицы, попытка переименовать школу. И где-то рядом — дети и подростки, которые не понимают, что им с этой памятью делать.

-3

Мемориальная табличка на стене школы в городе КлимовскАрхив газеты «Московский Комсомолец»

В этом поле, кажется, и лежит задача текста Некрасовой: вынуть фигуру Холодова из пространства мифа и вернуть ее в пространство факта — факта не только исторического, но и личного, связанного с реальным опытом боли, страха, потерь. Так память начинает работать, так у нее появляются следы, отголоски и эхо. Все это достигается художественными средствами — прежде всего, колебанием между автофикшеном и наполовину сказочной аркой героя. Этот прием Некрасова использовала и раньше: в романе «Кожа» он помогает ей показать параллели между рабством в Америке и крепостным правом в России, а в рассказах — исследовать травму через городские мифы и бытовую магию. В «Улице Холодова» он работает иначе: дает возможность двигаться между документальностью и метафорой, от хроники к монологу. Через личное, слабость и несоответствие высоким стандартам героя.

Фигура Холодова, снятая с пьедестала и вписанная в частную историю, не становится от этого меньше — она просто перестает быть недосягаемой.

Книгу дополняют черно-белые иллюстрации Веры Ломакиной, выросшей в соседнем с Климовском Гривно. На них Холодов спускается в царство Аида — проходя через многоэтажки, электрички и разорванный взрывным устройством кабинет. Эти арты делают и без того мрачную книгу еще мрачнее. Но в таком выборе иллюстраций есть логика: не украшать, не утешать, не отвлекать, а заставить досмотреть до конца.

Текст замыкает рассказ о журналистках и журналистах, которых Некрасова считает примером честности и верности профессии: Рите Логиновой, Елене Костюченко, Татьяне Малкиной, Ольге Шакиной и Иване Голунове — четыре женщины, один мужчина. Это задает гендерный противовес рассказу о герое-мужчине. Одновременно такой финал служит напоминанием: журналистика все еще работает, даже на четвертый год катастрофы, в изгнании, в условиях давления, блокировок и уголовных дел. Она остается способом зафиксировать, назвать, не дать исчезнуть. В этом смысле «Улица Холодова» — тоже акт журналистики.