В современной фронтенд-разработке всё больше внимания уделяется адаптивности, доступности и масштабируемости пользовательских интерфейсов. В этом контексте особенно важен выбор единиц измерения. Традиционно многие разработчики использовали пиксели (px), однако с ростом требований к адаптивности и доступности относительные единицы вроде rem и em становятся более предпочтительными. Эта статья подробно рассмотрит, почему стоит выбирать rem и em, и покажет практические примеры их использования.
Что такое px, em и rem
Почему px — не всегда лучший выбор
Хотя px может казаться проще в использовании, он имеет несколько серьёзных недостатков:
- Не масштабируется при увеличении шрифта в браузере — это затрудняет доступность.
- Не подстраивается под пользовательские настройки ОС и браузера.
- Не участвует в масштабировании интерфейса при изменении размера корневого шрифта.
Пример:
Преимущества rem и em
1. Адаптивность
Используя rem, вы можете изменить одно значение font-size в html, и весь интерфейс подстроится автоматически.
➤ Итог: изменение размера font-size в html автоматически масштабирует весь интерфейс.
3. Унификация масштаба интерфейса
Можно проектировать интерфейс, как модульную сетку: одна единица = 1rem, отступы, размеры — всё кратно этому значению.
➤ Итог: масштабирование интерфейса происходит пропорционально.
4. Гибкость em в компонентах
em хорош в локальных компонентах, где стиль должен зависеть от родителя.
Если card получит другой размер шрифта — заголовок title масштабируется соответственно.
➤ Итог: em даёт локальную гибкость и наследуемость.
5. Лучшее масштабирование элементов (не только текста)
Относительные единицы можно использовать не только для текста, но и для:
- отступов
- размеров кнопок
- рамок
- иконок
Когда использовать rem, em, а когда всё-таки px?
Резюме
Заключение
Использование rem и em вместо px — это шаг к более масштабируемым, гибким и доступным интерфейсам. Такой подход упрощает адаптивную вёрстку, улучшает UX для пользователей с ограничениями, и делает поддержку проекта проще в долгосрочной перспективе.
Советы:
- Используйте rem для глобальных размеров.
- Используйте em в изолированных компонентах.
- Оставляйте px только для точных, пиксельных деталей.