Когда, как ни Первого мая с его официальным лозунгом «Мир, труд, май», вспоминать эпоху Советского Союза, с апофеозом труда простого рабочего человека — пролетария, крестьянина, интеллигента. На протяжении 70 лет великие художники не чурались создавать произведения с изображениями людей труда и людей в труде. Мастера вдохновлялись большими стройками, суровой индустриальной эстетикой, трудовыми подвигами, бронзовыми от загара мускулистыми телами, сильными характерами и уверенностью в светлом будущем.
Именно такой образ человека-созидателя, активно меняющего мир вокруг себя, передал Борис Плёнкин в скульптуре «Рабочий».
Борис Алексеевич Плёнкин (1930—2007), ленинградский скульптор, Народный художник РСФСР, Заслуженный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств, профессор. Более 30 лет преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1970 г.).
Художник родился в Пермской области в посёлке Губаха. Окончив обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (1951-1957 гг.),продолжил учиться в творческой мастерской скульптуры АХ под руководством В.В. Лишева (1957-1960). С 1957 принимал участие во всех художественных, всесоюзных, республиканских, городских выставках России. С 1972 по 1987 год работал секретарём правления Союза художников РСФСР. Скульптуры Б. Пленкина были представлены на зарубежных выставках: во Франции, Италии, Германии, Дании, Финляндии, Венгрии, Китае, Монголии. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих республиканских и областных музеях России, в Новокузнецком художественном музее. Скульптором создано 24 монумента, украсивших Ленинград, Новокузнецк, Таганрог, Уржум, Железногорск.
Художник работал в заданных государством рамках социалистического реализма. «Мне много приходилось работать со сталеварами, доменщиками, кузнецами, прокатчиками, с людьми экстремального труда <…>. Их отличает не только физическая выдержка, необходимая в тяжёлых условиях труда, но и внутреннее благородство и душевная широта. Я поставил себе задачу показать внутреннюю сущность этой части рабочего класса в своём творчестве» (Б.А. Плёнкин).
И эту задачу скульптор решает уже в своей дипломной работе. «Заканчивая Академию художеств в Ленинграде в 1957 году, я решил сделать фигуру рабочего-прокатчика в сильном движении, с лентой раскалённого металла. Фигура около 2-х метров. Работал над ней долго. Мой руководитель профессор В.В. Лишев одобрял мою работу. Когда до защиты диплома оставалось меньше двух месяцев, я в работе разочаровался и, сделав новый эскиз, решил начать новую работу. В первой работе была экспрессия, но образ человека был схематичным, лишённым подлинной глубины. В новой работе мне удалось добиться большей образности. Это был обобщённый образ рабочего, не лишённый, в то же время, индивидуальности. Мне думается, что эта работа помогла мне обрести себя по-настоящему и направила меня на правильный путь. Мой диплом в 1957 году на Республиканской и Всесоюзной выставках имел большую прессу. Сейчас он экспонируется в Академическом музее в Санкт-Петербурге, в Новокузнецкой и Тюменской художественных галереях», — вспоминал Борис Алексеевич о процессе создания скульптуры «Рабочий».
Борис Плёнкин изобразил рабочего в минуты отдыха после тяжёлой работы. Мы видим сидящего молодого мужчину, одетого в рабочие штаны и майку, на голове задвинутая к затылку кепка, на ногах — грубые ботинки. Левая лежащая рука держит рукавицы-верхонки, поверх её запястья покоится правая, с папиросой меж пальцев. Автор уделяет внимание хорошей физической форме мужчины: под майкой читаются рельефы грудных мышц и пресса, видны развитые мышцы рук, мощные кисти, крепкие пальцы, заметно выступают дельтовидные мышцы спины. С тщательностью, достаточной для портретного сходства и узнавания, оформлены черты лица. Рабочий смотрит вперёд, мышцы лица расслаблены, мимика отсутствует.
К сожалению, скульптура так и не была отлита в металле и осталась в гипсовом исполнении с тонировкой под бронзу.
Удивительно, но творческая биография Б. А. Плёнкина связана с нашим городом. В августе 1957 в составе группы из 13-ти выпускников Ленинградского института им. Репина по комсомольским путевкам, предварительно заручившись вызовом горисполкома и получив целевое распределение, он приехал в Сталинск (Новокузнецк). Недолгое пребывание Плёнкина в Сталинске отмечено значительным вкладом скульптора в художественную жизнь города и его облик. Художник создал серию портретов металлургов Кузнецкого металлургического комбината и скульптурных работ, посвященных людям труда. А в историческом центре Новокузнецка стоит 5-метровый памятник Владимиру Маяковскому, который задаёт тон одной из главных площадей города. Статуя по модели Пленкина была отлита ленинградским заводом «Монумент».