Дорогие друзья!
Сегодня в нашей рубрике «Заметки о китайском театре» мы продолжаем беседу о пекинской опере и говорим о костюмах актёров 京剧服装 jīngjùfúzhuāng.
Итак, из книги Сюй Чэнбэй «Пекинская опера» (кит. 徐城北 «中国京剧», Межконтинентальное из-во Китая, 2003, с. 120–123) нам известно следующее.
Условности при постановке спектаклей пекинской оперы сложились ни сегодня и ни вчера, а благодаря многолетней практике. Их передают учителя ученикам на словах и личным примером из поколения в поколение. Критерии в этом плане достаточно строги, конечно, допустим и творческий прорыв.
По мере постепенного созревания пекинской оперы сложилась строгая условность изготовления театральных костюмов, что находит отражение в их классификации, рисунках и цвете. Несмотря на то, что в разные династии китайцы одевались по-разному, костюмы актёров пекинской оперы практически не претерпевали изменений. Это тесно связано с условиями и чертами представлений пекинской оперы в первые годы после её создания.
На заре этого искусства актёры много гастролировали по югу и северу, они присоединялись к различным театральным труппам и выступали с другими актёрами в условном стиле, без предварительной репетиции. К тому же в народе не было возможности изготовлять различные костюмы для разных спектаклей, поэтому актёры, исполнявшие одинаковые амплуа, могли выступить на сцене в одинаковых или сходных костюмах.
Пекинская опера не стремится к реалистическому описанию жизни. На сцене сюжет не имеет ясно выраженных временных рамок и конкретного фона, поэтому не было необходимости стремиться к изготовлению театральных костюмов по подлинным образцам конкретной эпохи. Все актёры выбирают себе театральные костюмы по амплуа и положению, характеру и образу персонажа.
В театральных труппах действует правило: «Лучше надеть изношенный костюм, чем попасть в неподходящий» “宁穿破,不穿错” níng chuān pò, bù chuān cuò. Когда актёр научился одному спектаклю, он одновременно запомнил и костюм, который должен надеть при игре. Об этом хорошо знают и костюмеры. Выход актёра на сцену в неправильном театральном костюме противоречит сюжету спектакля, и это неприемлемо для зрительского восприятия.
Театральные костюмы пекинской оперы окончательно сложились в династию Цин (清, 1644–1911), но они изготовлялись на основе одежды династии Мин (明, 1368–1644 гг.) с элементами одежды других династий в соответствии со сценической практикой.
Театральные костюмы пекинской оперы – это композитная красота (т. е. многокомпонентная, уникальный характер которой складывается из разных по своей сути составляющих). Следует заметить, что для спектаклей, история которых происходит в династию Цин, существует специальный костюм.
Костюмы пекинской оперы можно разделить на группы:
· парадный халат с вышитыми драконами 长袍类 chángpáolèi(袍服类 páofúlèi): для императора, князя, командного состава, императрицы, других жён императора, благородной дамы и женщины-генерала в официальном случае;
· панцирь 铠甲类 kǎijiǎlèi: для военнослужащих; театральный костюм-панцирь без форменных флагов на спине называется «мягким панцирем» 软靠 ruǎn kào, а с флагами – «твёрдый панцирь» 分硬靠 fēnyìngkào;
· плащ 大氅 dàchǎng: с широкими воротником, рукавами и двумя полами, с прорезами по двум сторонам; он подходит и мужским и женским амплуа;
· одежда 衣服 yīfu: общее название остальных групп костюмов, например, 抱衣 bàoyī – короткий костюм для мастеров боевых искусств или 裙袄裤 qún'ǎokù – распространенное сочетание для женщин; цветастый жакет носят молодые леди, а однотонный жакет — служанки и бедные женщины;
· шлемы и шляпы 盔帽类 kuīmàolèi: включают в себя императорскую шляпу, соболью накидку премьер-министра, шарф и т. д., которые соответствуют личности персонажа (например, император носит корону с девятью драконами).
В отдельную группу 附属装饰 fùshǔzhuāngshì можно отнести детали и аксессуары, такие как, например, «облачное плечо» 云肩 yún jiān (шаль с четырехсторонним узором в виде облаков в стиле жуи, в основном используется на свадьбах) или белый шёлк, нашитый на манжеты, используемый для усиления выразительности выступления.
Особого внимания заслуживает, конечно же, уникальная для китайского театрального жанра обувь 靴鞋类 xuēxiélèi:
· 厚底靴 hòudǐxuē: ботинки на толстой подошве: обычно их носят мужчины, чтобы выглядеть выше и величественнее;
· 彩鞋 cǎixié: цветная обувь: обычно используется женщинами, украшена вышивкой.
Статус и общественное положение персонажей спектаклей пекинской оперы можно определить по костюмам актёров, для разных амплуа изготовлены разные театральные костюмы. Это помогает зрителям понимать спектакли и концентрировать внимание прежде всего на вокале. Например, актёр в короне и парадном халате с вышитыми драконами обычно называется «шэн – старик в короне, который способен к пению». Актёр в панцире и с оружием называется «шэн – старик в панцире, способный к борьбе и акробатике». Различие амплуа по костюмам актёров позволяет зрителям догадаться о каждой роли с первого взгляда и сконцентрировать внимании на исполнительском искусстве.
Часто в представлениях традиционного китайского театра можно увидеть преимущественно белые длинные рукава 水袖 shuǐxiù. Это ещё одна из особенностей пекинской оперы. Как правило, рукава достигают в длину полметра, но встречаются и образцы более 1 м. Из зрительного зала белые шёлковые рукава похожи на струящиеся ручейки. Конечно, даже в древности люди не носили одежду со столь длинными рукавами.
На сцене же длинные рукава являются способом создания эстетического эффекта. Размахивая такими рукавами, можно отвлечь внимание зрителя между партиями, передать чувства героя и добавить красок к его портрету. Если герой выбрасывает рукава вперёд, это означает, что он зол. Тряска рукавами символизирует трепетание от страха. Если актёр подбрасывает рукава к небу, это означает, что с его героем только что произошло несчастье. Если один герой взмахивает рукавами, словно старается стряхнуть грязь с костюма другого, он, таким образом, выказывает своё уважительное отношение. Перемены во внутреннем мире героя отражаются в смене жестов. Движения длинными рукавами входят в ряд основных навыков актёра традиционного китайского театра.
Подводя итог, мы можем сказать, что условные театральные костюмы пекинской оперы стали результатом развития нормативного представления и содействовали затем этому представлению.
В нашей следующей заметке мы поговорим о масках и гриме в традиционном китайском театральном искусстве.
Не пропустите!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья